Форма Земли

Евалмер
Часто на вопрос: «Какую форму имеет наша планета?» - следует очень умный ответ: «Форма Земли – есть Геоид». Ответ полностью исчерпывающий и абсолютно непонятный. Причем, как для спрашивающего, так, зачастую, и для самого умноотвечающего. Ибо, столь же нелепо звучит ничего не объясняющий ответ «водянистость», данный на вопрос о главном свойстве воды.
Итак, какова же форма «Геоида»? В первом приближении земной шар – это, действительно, Шар, строго определенного радиуса, как расстояния от его геометрического центра до поверхности Мирового океана (повсеместно принятого за ноль графика шкалы высот и глубин). Высокая скорость суточного вращения Земли сжимает этот шар с полюсов, превращая, тем самым, сферу поверхности Мирового океана в сфероид (трехосный эллипсоид вращения). Это есть второе приближение формы Земли. Так радиус нашей планеты становится функцией географической широты, плавно уменьшаясь от экватора (экваториальный радиус Земли составляет 6378 километров) к полюсам (полярный радиус Земли – 6356).
Третьего приближения у формы Земли нет. Однако оказалось, что северный полярный радиус нашей планеты примерно на 20 метров длиннее южного. Что дало некоторым товарищам повод сравнить форму Земли с формой груши, висящей на ветке плодового дерева. К сожалению, дело усугубляется еще и тем, что и экваториальный радиус Земли, так же, не везде на планете одинаков.
Уровень океана идеально соответствует «стандарту» экваториального радиуса лишь в шести местах на всей планете. В том числе: в районе островов Галапагос и в районе африканского озера Виктория. При этом к востоку от Новой Гвинеи уровень Мирового океана на экваторе «вспучивается» на 60 метров выше галапагосского «стандарта». Зато, к югу от Индии, уровень океана «проседает» на экваторе на все 70 метров. Это и есть самые большие неровности земного сфероида. Подробная карта отклонений сфероида от своей идеальной формы приведена на схеме рисунка. И именно эту «отклоненную» форму и принято называть формой геоида.
В целом (грубо), можно сказать, что геоид получен из сфероида добавлением к нему «хребта», протянувшегося от Антарктиды вдоль нулевого меридиана к северному полюсу, и, через него, по линии перемены дат, до самой Новой Зеландии. А так же «ложбины», идущей через южный полюс планеты по меридианам 90-х градусов восточной и западной долготы, от сибирского Таймыра до Канадского Арктического архипелага.
Именно по той причине, что Южный Полюс планеты оказался в геоидной ложбине (с относительной высотой – 10 метров), а Северный – на геоидном хребте (+ 10 метров), и обнаружилась разница в полярных радиусах Земли.
Характерно то, что геоидный хребет, как и всякий уважающий себя хребет, имеет ряд собственных вершин (громко сказано, не вершины, а, скорее, бугры). Точно так же и в геоидной ложбине имеются свои обособленные «провалы». Поразительно то, что общее количество бугров на хребте в точности соответствует количеству ям в ложбине (по четыре экстремума). Более того, высокие бугры соседствуют на планете с глубокими ямами. А мелкие бугры, соответственно, с ямами мелкими. Что позволяет вести речь о четырех литосферных пластах нашей планеты.
Сам «пласт», по всей видимости, является глобальной линейной структурой земных недр, с изменяющейся по его длине плотностью вещества. Плотный край такого пласта вызывает «проседание» над собою земного сфероида. Рыхлый же край, напротив, ответственен за его «вспучивание». Это логично объясняет соседство соизмеримых «ям» и «бугров» на теле геоида. Кроме того, различная глубина залегания пластов несет ответственность за «контраст» перепадов высот геоида. Так, более глубокое залегание пласта, не только гораздо слабее проявляется перепадом высот на поверхности геоида, но и более близким расположением его экстремумов.
Следует заметить, что модель литосферных пластов нашей планеты не является общепринятой точкой зрения современной геологической науки.
Обсудить изложенную концепцию предлагаю на форуме сайта «forum.spaceworld.ru»