Умный прибор или Почти радиолокатор

Степаныч Казахский
        - Похоже обычное патрулирование автотрассы сегодня отменяется - подумал я - так-как не успели мы взлететь с инспектором с вертолетной площадки ГАИ, как в нашу сторону полетела вспыхивая мигалкой, милицейская «канарейка».

Осела пыль из развернувшейся машины, и из неё вышел не спеша, командир вертолетного дивизиона – капитан. Следом, медленно вышел полный мужчина в сером костюме.
Капитан жестом подозвал инспектора выделенного для патрулирования на сегодня, и что-то стал втолковывать. Тот, вытянулся ошалело перед командиром, и похоже не догонял о чем речь, так как досадливо поморщившись, капитан показал мне крест руками, подзывая кивком.

Пришлось выключить двигатели и идти слушать «вводную».
Такие перемены заданий хорошо знакомы, поэтому ничему не удивляясь, слушаю новый приказ для дежурной вертолетной смены.
Выслушав «Наше начальство» достаю карту и предлагаю показать район, куда следует отвезти нового пассажира.

Вскоре мы уже неслись на ста пятидесяти метрах, на север, в низовья реки Или.

Наш пассажир улыбнулся благодарно, и выйдя по прилету на место коротко и негромко сказал: "Прийти за мной, через неделю". И, махнул рукой: "Счастливо мол!"

Мы недоуменно переглянулись: И это всё на сегодня?!
Ну что ж, поехали назад! – кивнули друг другу одевая наушники и запуская движки, проверив обстановку под хвостовым винтом.

Вскоре с трудом, но взлетели таки, с крохотной площадки и взяли курс на юг.
А лететь нам назад около двухсот километров и местность внизу не очень-то живописна, чтобы любоваться ею. Разве что красивыми желтыми барханами, которые обычному пассажиру могут быть интересны, но не нам, летающим над ними постоянно. Их здесь целое море, барханов-то. Гребни песчаных исполинов как и морские неспешные волны, гурьбой тянутся, исчезая вдали. Причём, высота гребня некоторых гигантов достигает сорока-пятидесяти, а то и больше метров.

Зато, во время полёта над ними хорошо думается, а времени для этих дум - хоть отбавляй: не меньше 40-50 минут проходит в полном молчании до очередного поворотного пункта на воздушной трассе с обязательным выходом на связь со службой управления движением. И пока руки-ноги автоматически выдерживают режим и профиль полета посредством органов управления, мозг, привычно контролирует этот процесс, оставляя возможность мыслям побродить по сокровенным закоулкам и ассоциативно с настроением, поднять из памяти тот или иной момент.

Видел в этих песках караван однажды - очень редкое явление для нынешнего века. Тогда меня поразил парнишка, отчаянно машущий вертолету в небе, стоя на качающейся спине верблюда неторопливо плывущего по пескам. Он пытался привлечь к себе внимание балансируя руками и удивительно ловко сохраняя равновесие при этом. Я улыбнулся, вспомнив какую радость ему доставило ответное покачивание винтом вертушки и подумал, что и сам когда-то летел пулей, не чуя ног под собой и земли, за вертолетом в небе.

Как же быстро течет его высочество Время! И как незаметно мы стареем, замечая это и вздрагиваем вдруг, услышав непривычное обращение к себе "дядя"...

Идём на юг, лавируя «над и между» огромными песчаными валами, рассматривая редкую и очень осторожную «живность» имеющуюся здесь.
Дорог практически нет. Исключение - узенькая, полузасыпанная дорожка, больше похожая на тропинку. Она - тянется петляя меж песков, от посёлка до которого километров семьдесят, и натыкается закончившись, на отдалённый северный отгон - бывшее хозяйство выращивавшее верблюдов. Видно вода из глубочайшего колодца, взятого в бетонное кольцо ушла из этих краев, а люди не верблюды - колючки не едят.

За бортом - поздний октябрь, и выжженная безжалостным южным солнцем и без того скудная растительность, стала ещё не приметней и желтей. Шары «перекати-поля» держат свой путь подгоняемые свежим ветерком, словно торопятся к югу, как перелётные птицы. Но, «споткнувшись» о какое-нибудь значительное препятствие, или перестав «поддуваться» притихшим ветром, иногда сбиваются в огромные кучи как в стаи, и темнеют буграми до новой бури, которая размечет их играючи, да заодно и разнесет по свету, семена, породив новые заросли колючек.

Справа по полёту всколыхнулось меняя на глазах конфигурацию, жёлтое пятно, и превратившись в клин, а затем в жёлтую стрелу стало стремительно удаляться от нашего шумного соседства. Это стадо сайги голов в пятьсот-семьсот, если не вся тысяча.
Инспектор - молодой парень, сделал вид что вскидывает винтовку.
Прищурив и без того узкий глаз, дёрнул указательным пальцем и засмеялся озорно.
Он - совсем мальчик и мне понятен его охотничий азарт.


Мы прошли уже около тридцати минут на юг, когда инспектор вдруг посерьёзнел, хлопнул себя по ушам, и пригнувшись, торопливо крутанул ручку громкости своей радиостанции.
Ясно. Надо лезть вверх: связи - нет. Или если есть, но только на прием. Далеко ещё, до базового поста ГАИ МВД. 

Резво карабкаемся в высоту, чтобы патрульная радиостанция смогла достать городской транслятор, в сотне с гаком километров от нас, и поговорив со своими, сержант протянул листок на котором торопливо и коряво было нацарапано: «110й км трассы Алма-Ата–Баканас. Тяжёлое ДТП. Сведений нет. Сходить, посмотреть, доложить».

И, приписка ниже: «Сходить, посмотреть. Если надо, помочь и доложить.
Передал пост ГАИ из Чингельдов. В той стороне - всё закрывает туманом».

"Чингельды" - это небольшой поселочек, кэмэ в сорока к северу от городка Капчагай.

С вопросительным недоумением смотрю на инспектора, а он, сложив руки ладошками и сделав брови домиком, взмолился: Давай сходим, попробуем, а? Просят же. 

Подумав, киваю сержанту: Хорошо. Сейчас посмотрим и прикинем "что к чему".
Взяв его левую руку положил сверху, на ручку управления вертолетом:
- Придерживай, мол.
Он - замер, сияя и старательно пытаясь рулить ровно.

Отмечаю краем глаза, что неплохо получается, кстати.
Молодец! – показываю большой палец и продолжаю колдовать освободившимися руками.

Надо выполнить ряд операций, для которых желательно иметь свободные руки, а поскольку автопилот на вертолете не предусмотрен, приходится выкручиваться, привлекая для этих целей «служебного пассажира». А когда некому держать
ручку управления - держу сам, зажав коленками. За столько лет работы чему только не научишься. Умею и покушать в полёте, ещё с времен Ми-1, когда на патрулировании трубопроводов приходилось болтаться в воздухе весь день.


Мда. Взяв на время управление, набрал ещё сотню метров на всякий случай.
Теперь можно и отвлечься, ненадолго, от пилотирования. 

Достаю полётную карту, линейку и треугольный транспортир, отмеряю точку на карте, отыскав автодорогу и посёлок.

Ага-а. Идти нам до места, отсюда, примерно сто с копейками кэмэ - размышляю и прикидываю, кося взглядом на приборы.

Ставлю кружок на предполагаемой точке посадки через «круглое отверстие» транспортира, и отчеркнув карандашом линию на него - снимаю заданное направление полета на точку, в градусах. Прибавляю «склонение».
Коснувшись ручки управления поверх руки инспектора, вывожу вертолет на новый курс, только что снятый с карты.
Оглядевшись, по пыли на земле прикидываю направление и силу ветра, и рассчитываю ориентировочное время прибытия в новое место назначения.
Передаю своей «Службе движения» изменение в профиле полёта, и его новую цель.
Как ни странно - получаю "добро" и указание: "прибытие доложить".

Они что,  понятия не имеют, что в том районе туман?! Ни слова не сказали....
Интересно девки пляшут! Там же есть метеопост, недалеко. Во дают!
Ну хорошо. Если опомнятся - скажу, что перехожу на "особые правила полетов" для выполнения аварийно-спасательного задания от "Оперативного дежурного ГАИ МВД", ведь такой допуск у меня есть. На месте посмотрим, насколько плоха погода. Да и прекрасно зная район полётов, имея большой опыт и допуск к предельным условиям погоды - грех не попробовать, практически ничем не рискуя, продумав маршрут и работу на нём. 

Разглядываю карту-десятикилометровку, освежая в памяти особенности района. Отмечаю карандашиком характерные изменения рельефа по курсу полёта и прикидываю примерное время полёта до первого ориентира.

Инспектор прилежно летит «волнами», но всё-равно молодец.
Забираю управление и киваю, благодарно, улыбаясь и показывая большой палец.
Парнишка цветёт как весенняя клумба, и глаза сияют непосредственностью и радостью.

- Вот будет теперь рассказов у него, как пилотировал вертушку - ухмыляюсь и понимаю парня. Сам бы наверно опИсался от радости, окажись на его месте.


Ну хорошо. Вернемся к нашей новой задаче.
Эти места мне хорошо знакомы и давно. Район радиусом под четыреста с лишним километров досконально изучен за два десятка лет полётов на трёх типах вертолетов.
Мысленно представляю: как, будет меняться местность под нами. Где - ждать препятствия: провода там, вышки и тэдэ и тэпэ.
Перепад высот от точки где находимся, до нужного места - небольшой - около сотни метров в сторону увеличения.
Прикинул оптимальную высоту для чёткой работы «радиовысотомера» - замечатель-ного и умного помощника и прибора, имеющегося на борту, и снизившись до намеченной высоты по барометрическому высотомеру, идём вперед на повышенном режиме двигателей, вырывая у его Величества Случая максимальную скорость.
Кто его знает, может-быть мы там, действительно пригодимся.


Вскоре, навстречу и ниже полета - насколько глаза хватает, потянулось белесое покрывало тумана. Он, растекся по долине и вдоль реки на нашей стороне и вздымался вдали, клубясь кверху неопрятными космами, накрыв землю в радиусе с сотню километров. Масштабы, однако. А в прогнозе на сегодня нет ни слова о вероятном тумане.

Так. Ладно. Нам, вскоре предстоит пересечь реку Или с запада на восток, практически - поперёк. Берега реки скалистые, резко обрывающиеся вниз; ширина русла где-то с километр будет, судя по карте.
Этот природный зигзаг внизу и предстоит нам засечь, используя работу «радиовысотомера», показывающего чувствительной стрелкой все изменения рельефа местности под нами. А стрелочка чудесного радиоприбора показывающая ежесекундно изменяющееся расстояние до пролетаемой поверхности, резко уйдет вверх, отметив цифрой и высоту и начало ущелья внизу, да ещё и обязано загореться «сигнальное табло», подтверждая резкое изменение рельефа в сторону увеличения.

И тогда, сохраняя высоту полёта - будем ждать, когда стрелка снова покажет уменьшение вертикального расстояния до земли, знаменуя фактический пролёт и окончание ущелья под нами. Ведь это ценнейшая информация при полете вне видимости земли, и мы её используем в данном случае, себе на пользу, помня профиль рельефа местности и сличая его изменения с показаниями радиовысото-мера.

Также точно помню, что через километр-другой после пересечения ущелья, начинается уклон вниз в так называемую «Луковую долину» и нам можно и нужно
в этом месте снизиться, чтобы выйти на визуальный контакт с землёй как можно раньше, потому что провода высоковольтки вдоль искомой нами дороги, хоть и проходят «за» этой дорогой и невысокие, но они нам - поперёк линии полета,
а значит, несут опасность. Но до них лететь - три-четыре минуты, если уменьшить скорость полёта до расчетно-разумной.

Идем над молоком тумана уже двадцать минут и вскоре можно ожидать реакции радиовысотомера. Внизу, пунктирной блестящей линией стеклянных изоляторов сверкнула высоковольтка, проходящая недалеко от западного берега реки. Значит точно - скоро будет пролёт ущелья.

Невесёлая картина внизу-впереди: верхушки ЛЭП метров по пятьдесят высотой, выглядывают заманчиво и радушно поблёскивая изоляторами, над туманом.
Зато теперь, никаких препятствий кроме противоположного берега реки, да столбов за искомой дорогой - нет. А это тоже информация для размышления, так сказать.

Вспыхнуло в сером полумраке кабины ярким пятном, табло радиовысотомера «РВ-3 не работает» и стрелка ушла на упор, показывая максимальное значение высоты под нами.
- Ага!-отмечаю про себя. Мы вышли на обрывистый берег, и под нами - ущелье и река. Пока не снижаемся, но вскоре уже, несёмся периодически погружаясь в холодный и мерзкий туман, облепивший противоположный высокий берег.
Несемся, ожидая когда стрелка радиовысотомера вернется назад и погаснет красное сигнальное табло, показывая тем самым что ущелье пересечено и под нами - противоположный берег.

Щёлкаю тумблером на щитке «Противообледенительной системы» и в ответ ободряюще зазеленело: «ПОС работает».
«ПОС» – это противобледенительная система делающая своё дело, а мы – своё.

- Вот и славно! «Обогрев приемника воздушного давления, я включил ещё перед входом в туман – киваю сам себе.
Вертушка подготовлена для полетов в условиях обледенения, и система автоматически и преданно работает на благо вертолета и её пассажиров, помогая справиться с нарастающим в тумане и осадках льдом.


- Есть! Погасло табло «РВ не работает» и стрелка быстро метнулась к семидесяти метрам. - Отлично! Мы - над противоположным берегом. Спасибо прибору сделанному людьми для людей…

Уменьшаю скорость до девяноста километров в час, и с небольшой вертикальной скоростью, плавно снижаюсь к невидимой пока земле.
«Задатчик опасной высоты радиовысотомера» при достижении установленного мной предельного значения запищит, предупреждающим сигналом.

До дороги, по расчету, примерно три-четыре минуты ходу, и если сейчас сможем установить контакт с землёй, то дальше проползём и "на пузе", до места аварии.

На приборе - пятьдесят метров, скорость уменьшаю до шестидесяти, но внизу, пока ещё, "сплошное молоко".


…"Тридцать метров... Двадцать"
…Одна секунда... две... три.
Внизу - по прежнему бело. Пора уходить вверх! Да и время безопасного полёта до проводов, выходит.

Добавляю режим движкам. Но вдруг унылая и серая пелена светлеет, и прямо под нами - кажется можно рукой дотянуться, плывет тёмными ямками-лунками, «Луковая долина». Её прозвали «Луковой» из-за громадных плантаций, высаживаемых трудолюбивыми корейцами весной.
Это - правый, или восточный берег, которой нам и нужен.

Вскоре выходим на автотрассу, а ещё через пару-тройку минут оказываемся
на месте. Но мы там, не нужны…. Дорожно-транспортное происшествие было очень тяжёлым и скоротечным.

Подсев рядом и отводя глаза от того, что раньше было людьми, инспектор торопливо собрал сведения, о чем-то поговорил с коллегой подоспевшим с ближайшего поста, и вскоре мы уже шли, выскочив наверх - над этой мерзкой мутью, шли на базу отгоняя тяжелые мысли и сетуя на частые аварии на безлюдном и протяженном участке дороги Талды-Курган - Алма-Ата. Отменное дорожное покрытие провоцирует водителей на превышение скорости, и они, отвлекшись на мгновение, частенько не справляются с управлением.
А тут, ещё и туман наверно, сыграл роковую роль.

Храни Господь, всех кто в пути....