Ч. 4 Баранов. Главный герой войны

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/31/1410               

Но Баранов рассчитал всё очень точно. Кто будет сомневаться, что был жестокий бой? Кто будет сомневаться в мужестве моряков, когда с парохода выносят убитых и раненых? Так почему бы на этом трагическом фоне не приписать себе ещё и победу, доложить, как обратили в бегство трусливого неприятеля наши чудо-богатыри?

    Побед и чудес хотелось всем начальникам. Кроме того, не мешало, и народ воодушевить, которому почему-то с турками воевать не хотелось, тем более, что он не очень понимал, из-за чего война. Срочно требовались герои, чтобы разбудить чувство национальной гордости. И вот они рядом, нашлись, как рояль в кустах.

    Главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Аркас, который, как выяснилось значительно позже, страдал психическим расстройством, немедленно переслал Лесовскому страсти-мордасти, изложенные в рапорте Баранова со своей сопроводительной, в которой сравнил бой  «Весты» с подвигом брига «Меркурий».

С докладом к управляющему министерством послали артиллериста лейтенанта Зиновия Петровича Рожественского, которого Баранов очень хвалил и утверждал, что тот попал снарядом прямо во вражескую амбразуру.

Посыпались награды. Баранова произвели в капитаны 2 ранга и назначили в свиту флигель-адъютантом, наградили орденом Святого Георгия 4-й степени, получили очередные звания и боевые ордена все остальные офицеры, наградили георгиевскими крестами нижних чинов и волонтёров.

В газетах на все лады расписывали подвиг моряков. На спичечных коробках и плитках шоколада красовалась длинная физиономия Баранова. Айвазовский написал картину, посвящённую бою «Весты» с турецким броненосцем. Словом, как обычно в подобных случаях, эпизод этот канонизировали в отечественной истории.

В декабре 1877 года Баранова назначили командиром только что вошедшего в строй дооборудованного артиллерией парохода «Россия». В первый боевой поход он вышел из Одессы 11 декабря.

 На следующие сутки Баранову несказанно повезло. «Россия» встретила пароход, который шёл без флага. Им оказалось турецкое судно «Мерсина», перевозившее батальон турецких солдат – около 800 человек.

Пароход неприятеля после первых же выстрелов «России» застопорил машины. «Мерсину» отвели в Севастополь, хотели её тоже использовать в качестве парохода «активной обороны», но по разным причинам из этого ничего не вышло.

Больше подвигов Баранов не совершал.

 Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/31/1426

На рисунке: турецкий броненосец