Станиславу Говорухину

Игорь Лебедевъ
Эссе написано в 2011 году.
Памяти Мастера...

Режиссеру, сценаристу, актеру, политику, публицисту и просто русскому человеку, любящему свою Родину, - Станиславу Сергеевичу Говорухину сегодня исполняется 75 лет! Поздравляем его с этим славным юбилеем и желаем новый творческих свершений, счастья и крепкого здоровья!

 
В своей автобиографии Станислав Говорухин пишет:

Мои родные по линии матери – с Волги, отец – с Дона. Сам я родился на Каме, в самых её верховьях, на Урале. Там в Березниках в 30-е годы строился огромный химический комбинат, куда нужда забросила мою маму, Прасковью Афанасьевну Глазкову…
Прадед мой был кузнецом, дед – сельским учителем. Мать зарабатывала на жизнь шитьем. Она была хорошая портниха, шила и вечерние платья для соседок-модниц, и лифчики, и белье, и рабочие телогрейки; перелицовывала мужские костюмы. А я до 8 класса проходил в военной форме – дядя был военным, из его обносков мне и доставалось.
Отца не помню, да и он меня, кажется, не видел ни разу. Знаю только, что был он донским казаком…
Послали мы с сестрой запросы в разные места. Первым пришел ответ из ростовского КГБ: «Говорухин Сергей Георгиевич, 1908 года рождения, осужден особым заседанием НКВД на 3 года концентрационных лагерей за то, что произвел выстрел и бросил камень в окно дома, где проходило заседание деревенской бедноты».
1928 год. Ему на тот момент было всего 20 лет. Дальше веревочка раскрутилась сама собой. Отсидел он свои три года в городе Соликамске, вышел на волю, встретил мою маму, родил мою сестру и меня, а дальше – как и положено, загребли по второму разу. За то, что донской казак. Согласно известному указу Свердлова казачество подлежало ликвидации как класс. Погиб Говорухин Сергей Георгиевич в Сибири году в 38-ом в возрасте 30 лет.
Почему мама скрывала от меня судьбу отца, даже сожгла фотографии? Потому что время было жестокое. Детей репрессированных родителей ждала судьба тяжелая – могли быть неприятности и с комсомолом, и с поступлением в институт. Но удалось обмануть компетентные органы. И вот моя мать, портниха, одна выкормила и дала образование обоим своим детям – мы с сестрой окончили Казанский Университет...
Детство мое было нищее, жили мы в бараках. Не как в песне у Высоцкого: «на 38 комнаток всего одна уборная», а на 9 бараков – одна! Жуткое время…

…были в моем детстве два совершенно счастливых года, когда мы жили в маленьком городке…между Казанью и Ульяновском, на высоком берегу Волги. Самые голодные годы были, но я помню их как самые счастливые… Все благодаря Волге: места красивейшие, пароходы, рыбалка. Кинотеатр, похожий на сарай. Я в детстве все пытался заглянуть за экран, чтобы увидеть артистов, которые на этом экране играют. Именно там я посмотрел лучшие фильмы.
Сейчас этот сарай превратили в настоящий кинотеатр и назвали моим именем…
По полученной в университете специальности – …геолог – работать не довелось. Принимал активное участие в жизни университета – вместе с друзьями ходили в походы, занимались спортом, делали университетскую газету - друзья и позвали меня осваивать на тот момент совершенно новое для страны дело – телевидение. В то время по всей стране открывались первые ТВ-студии. Открыли…и в Казани. Те два года, которые я там проработал, я могу назвать самыми творческими в моей биографии – изучали новое дело. Я был и швец, и жнец, и на дуде игрец: и редактор, и оператор, и ведущий, и автор. Ну, а с телевидения – прямая дорога в кино! В 1961 году я поступила на режиссерский факультет ВГИКа…
Еще во время учебы я был уверен, что буду работать в Одессе. Я никогда там не был, но знал этот город по литературе – Пушкину, Бабелю, Паустовскому, Бунину...
 ..в те времена на Одесской киностудии снимали фильмы, которые отличались какой-то… свежестью. «Весна на Заречной улице», «Приходите завтра», «Жажда»… И вот мы с моим однокурсником Борисом Дуровым приехали туда. Приехали очень удачно - как раз «горела» одна картина. Надо было выполнять план и сдавать 5 фильмов в год, одного не хватало. И нам предложили сценарий, очень слабый, об альпинистах. Мы посмотрели сценарий, поняли, что даже переделка ему не поможет, но все равно схватили - когда нам ещё представится возможность снять полнометражный фильм? Подумали, покрутили и решили сделать поэму о горах, об альпинизме. Пригласили сниматься Володю Высоцкого и взяли прекрасного композитора Соню Губайдуллину. Сейчас она – один из любимых композиторов у любителей серьезной музыки. Живет…в Германии, там пишет свою удивительную музыку. И она прекрасно подала публике, аранжировала простые и чистые мелодии Высоцкого.
Это был фильм «Вертикаль». Вышла гибкая пластинка с песнями из фильма – Высоцкий стал известен всей стране.
Биография художника – это его фильмы. Все мои фильмы широкой публике хорошо известны. Горжусь своей детской серией. Это и «Робинзон Крузо», и «Приключения Тома Сойера», и «Дети капитана Гранта».

В 1979 году  мы с Борисом Дуровым, он – как режиссер, я – как автор сценария, сняли романтический фильм «Пираты XX века», чемпион советского проката (за 1 год его посмотрели 100 млн. зрителей). Его бесконечно долго ругали критики. Но лучший судья – время, и оно поставило все на свои места. Прошло 25 лет, но фильм и сейчас часто показывают по телевизору, его рейтинг среди подобных картин - один из самых высоких.

Конечно, вершиной моего творчества зрители считают фильм «Место встречи изменить нельзя». Первые годы во время показов страна вымирала – прекращались преступления и срывались всенародные праздники; люди сидели у телевизоров.

Я смело могу назвать себя дедушкой российского кинофестивального движения. В 1987 г. мы организовали в Одессе первый фестиваль «Золотой дюк». Не было ни спонсоров, ни государственного финансирования – все делали на собственном энтузиазме и на собственные деньги. Фестиваль стал праздником для всего города. Помню испуганные глаза Марчелло Мастрояни, которого несли на руках по Потемкинской лестнице в театр. Могли не то, что разорвать костюм – задушить в объятьях! Но донесли, не оторвав ни одной пуговицы.

Активно работать в кино я перестал в 85 году. Горбачев произносил с трибуны громкие слова о том, что судьба страны зависит от каждого гражданина. Я в это поверил и активно включился в политику. Сначала выступал как публицист. Публиковался в газетах «Советская культура», «Литературка»...

Вышло множество статей, и они вызвали широкий резонанс в обществе. Постепенно я понял, что готов снять публицистический фильм. И вот появился фильм «Так жить нельзя», который впоследствии стал началом трилогии о России: появились фильмы «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция». В последнем фильме выразилось все мое разочарование тем, что произошло в стране. Задумывали демократические реформы, получились криминальные. А учитывая то, что страна наша – огромных размеров, я назвал эту криминальную революцию – великой. Вот эти газетные выступления и кинопублицистику и можно считать началом моего пути в большую политику.

В 93 году меня пригласили баллотироваться в Государственную Думу. За время работы в парламенте… За 10 лет успел снять только одну картину, «Ворошиловский стрелок». И то во время парламентских каникул.

После ухода из парламента я думал, что все, с политикой хватит, я буду заниматься только творчеством. И за два года успел сделать два фильма – «Благословите женщину» и фильм «Не хлебом единым»…

…Володя Высоцкий, конечно, оказал на меня большое влияние. Научил быть сильным.

Он один из тех, кого я могу назвать своими духовными учителями. Среди них также и мой классный руководитель Владимир Львович Лившиц, и мама, и дед. Были и другие люди, с которыми мы встречались коротко или надолго. Например, Борис Андреев, философ, замечательный артист и литератор.

А в начале 90х годов я познакомился с Солженицыным, был у него в Вермонте дважды. Вот фигура! Он меня по многим вопросам просветил, в частности – по вопросам русской истории.


Фильмография:

Режиссёрские работы:

«Вертикаль» (совм. с Б.Дуровым), худож.,1967 г.

«День ангела», худож.,1968 г.

«Белый взрыв», худож.,1969 г.

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», худож., 1972 г.

«Место встречи изменить нельзя», худож., 5 серий, 1979 г.

«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», худож., 3 серии, 1981 г.

«В поисках капитана Гранта», худож., 7 серий, 1986 г.

«Десять негритят», худож., 2 серии, 1987 г.

«Брызги шампанского», худож., 1989 г.

«Так жить нельзя», худож.-публиц., 1990 г.

«Россия, которую мы потеряли», худож.-публиц., 1992 г.

«Александр Солженицын», докум., 2 серии, 1992 г.

«Час негодяев», докум.хроника, 1993 г.

«Великая криминальная революция», худож.-публиц., 1993 г.

«Ворошиловский стрелок», худож., 1998 г.

«Благословите женщину», худож., 2003 г.

«Не хлебом единым», худож., 2005 г.


Актёрские работы:

«Среди серых камней» реж. К. Муратова.

«Возвращение Баттерфляй» реж, О. Фиалко.

«Асса» реж, С. Соловьёв.

«Анкор, ещё анкор», реж. П. Тодоровский.

«Сукины дети» реж, Л. Филатов.

«Орёл и решка» реж, Г. Данелия.

«Женская логика» сериал, реж. С. Ашкенази.

«Благословите женщину», реж. С. Говорухин.

«9 рота», реж. Ф. Бондарчук.

«Не хлебом единым», реж. С Говорухин.


Сценарии:

«Белый взрыв», 1968 г.

«Вторжение», 1978 г.

«Пираты ХХ века», 1978 г.

«Приключения Тома Сойера», 1980 г.

«В поисках капитана Гранта», 1983 г.

«Так жить нельзя», 1990 г.

«Россия, которую мы потеряли», 1992 г.

«Подмосковные вечера», 1992 г.

«Великая криминальная революция», 1993 г.

«Русский бунт», 1993 г.

«Чёрная вуаль», 1995 г.

«Ворошиловский стрелок», 1998 г.

Театральные постановки:

«Контрольный выстрел» авторы пьесы С. Говорухин, Ю. Поляков. МХАТ им. Горького.

«Па-де-де» автор пьесы Т. Москвина. Театр Школа Современной Пьесы.



Статья подготовлена по материалам сайта:

http://www.govoruhin.ru

и других открытых источников.


Фото  -  источник – Яндекс-фото.

На правах Анонса журнала «НЖ» №3 (март 2011г.)

Эссе написано в 2011 году.