История в русском языке. XVII. Поле и племя

Ним Кров
Поле и племя.

Пастухи «ЧЕЛОВЕКИ» вышли в открытое и дикое «ПОЛЕ». Так они называли бескрайние степи, раскинувшиеся на просторах Евразии и ограниченные с юга горами и морями, а с севера непроходимыми лесами. Почему вышеназванную территорию назвали именно этим словом, можно определить достаточно просто.

На языке индийских охотников слово «ПО-ЛЕ» означало «птичья зелень» или «высокое растение». «Птичьей зеленью» жители  джунглей, вероятно, называли большие деревья. Подтверждением тому могут служить некоторые слова современного русского языка. «ТО-ПОЛЬ» - другое дерево. «ПЛО-Т» - деревья сбиты. «ПОЛЕ-НО» - дерева нет, дерево сломано. «ПАЛ-КА» - дерево для скота. «ТОПОР» («ТО-ПОЛ-РЕ») – «бьющий дерево остриём. «ПОЛОТ-НО» - плот из нити, тонкий плот. «ПЛОТНИК» - специалист по работе с деревом. «ПОЛЯ-НА» - деревьев нет.

В открытой степи деревьев нет. Вместе с деревьями из языка большинства «ЧЕЛОВЕКОВ» исчезли обозначавшие их слова. Слово «ПОЛЕ» вернуло себе первоначальное значение «высокое растение». Самыми высокими растениями в степи были травы, но не на пастбищах, а на не затоптанных диких лугах. И если пастбище называли «ВЕСЬ», то «ПОЛЕ» стало антонимом и антагонизмом пастбищ.

 Постепенно его значение расширилось и стало обозначать всю неизвестную и бескрайнюю степь. Оно же обозначало плоскую равнину. От него образовалось множество других слов, как-то связанных с ровной и плоской поверхностью: «ПОЛ» (поле), «ПОЛО-СА» (поле, оставленное потоком воды), «ПО-Д-ПОЛ» (пол выше дна). Слово «ПОЛКА» может означать, как  жердь (ствол небольшого дерева)  закреплённую горизонтально, так и плоский предмет (доску), закреплённый выше поверхности пола. Здесь оба значения, как бы соединяются в одном слове.

Иногда по каким-то делам «ЧЕЛОВЕКИ» временно покидали свои «ГОРОДА» и «ВЕСИ». В дальних странах свою родную землю они называли «ПЛЕ-МЯ» (моё поле). Нам часто пытаются представить, что «ПЛЕМЯ» являлось военно-административной единицей. «ПЛЕМЯ» якобы делилось на «РОДЫ», обладало определённой территорией, отдельными от других божествами и прочими атрибутами самостоятельности. Будто бы «ПЛЕМЯ» имело свою армию, объявляло войну и заключало мир. Короче говоря, «ПЛЕМЯ» - это прообраз первобытного государства.

Такой миф придумали исследователи, изучавшие жизнь первобытных людей на отдалённых островах. За многие века на изолированных островах сложились устойчивые сообщества из дружественных и враждебных деревень. На протяжении многих поколений одни деревни дружили и обменивались женихами и невестами, другие воевали между собой. Учёные решили, что все народы проходили подобные этапы в своём развитии.  Островные деревни объявили «родами», союзы деревень – «племенами». Их отношения автоматически перенесли  в доисторический период на территорию Европы.

В европейской степи всё было по-другому. Политико-экономической единицей общества наших предков того времени был «РОД». «РОД» в обществе «ЧЕЛОВЕКОВ» - это одна большая семья. Во владении «РОДА» имелся «ГОРОД» (жилище с хозяйственными и подсобными помещениями). «РОД» владел скотом, оружием, домашней утварью, носимыми вещами, какой-то другой собственностью.  «РОД» контролировал определённую территорию. «РОД» мог объявить кому-то войну или заключить мир.

 Иногда на время войны  «РОДЫ» объединялись в союзы. Но это были временные объединения. И после окончания войны такие союзы, как правило, распадались. Мир часто закреплялся свадьбой между представителями враждебных группировок. Бывшие враги становились родственниками. Что тоже не способствовало появлению долговечной и устойчивой структуры скрепляющей «РОДЫ».

 По большому счёту вся степь была объединена в систему «перманентного родства». Все соседи в обозримой близости являлись близкими или дальними родственниками. Те в свою очередь были родственниками других, ещё более отдалённых соседей. Даже если в результате эпидемии или войны «СЕМЬЯ» покидала свои земли и оседала в окружении чужих «РОДОВ», то в течение одного-двух поколений они обзаводились новыми родственниками и их «инородность» растворялась.

 Так что ни о каких «ПЛЕМЕНАХ», имеющих в своём составе строго определённые «РОДЫ» и обладавших территорией с более-менее определённой границей, говорить не приходится. Слово «СОПЛЕМЕННИК» могло соответствовать современному слову «земляк» и не более. Вопрос: «Какого РОДУ – ПЛЕМЕНИ?» соответствует: « Из чьих земель, из какой семьи?».