Два дерева

Владимир Калабухов
     Сборник "Мещёрские рассказы". Глава 3 "Окно в природу". Раздел Родные просторы"

     Жилые корпуса Гидрогородка и их обитатели, особенно те, кто провёл под этими крышами многие годы, уже отметили 50-летие своих четырёхэтажек. Скоро в домах начнутся капитальные ремонты, чему все несказанно рады.

     Вместе с домами старели, вырастая выше крыш, посаженные в пятидесятые годы прошлого века дворовые деревья. Здесь можно увидеть высоченные белоствольные берёзы, размахивающие по ветру длинными косматыми ветками, дикую грушу, цветки которой так любят насекомые, одинокий дуб, попавший за ограду соседних арендаторов и ещё не дававший желудей, много крупных тополей и ясеней, рябины, белую сирень и черёмуху, сливы, яблони, конские каштаны и жёлтые акации. Но одним из самых любимых жителями деревьев, несомненно, является липа. Аромат её июльского цветения, множество жужжащих в цветках пчёл с соседних пасек, летняя тень от могучей кроны, множество птиц, осенью и зимой лакомящихся семенами-шариками. И вот этой липе, что может на воле цвести лет четыреста, пришёл конец. Прожив только восьмую часть отведенного ей Богом срока, липа у южного торца корпуса А засохла. А было с ней вот что.

     Лет тридцать назад во двор приехал редкий тогда ещё длинномерный трейлер с крытым фургоном. Что и кому он привозил – история не помнит. Узкие асфальтированные дорожки вокруг детской площадки, обсаженные по краям декоративным кустарником и молодыми двадцатилетними деревьями, повороты под прямым углом, отсутствие места для движения такого огромного грузовика привели к печальным последствиям. Повернув от корпуса А к корпусу Б, трейлер своим длинным фургоном зацепил и ободрал ствол красавицы липы. Вместе с корой задралось лыко, распустив мочальный хвост, застрявший в обидчике и нещадно оборванный. Фура не пострадала, а вот липа стала молодым инвалидом.

     Прошли годы. Больше трейлеры двором не проезжают, а если что и подвозят к магазину, то въезжают или выезжают только задним ходом с улицы Народной. Липа продолжала расти вверх, каждое лето, принося людям, насекомым и птицам радость. Но вот рана, что осталась от задира коры, протянувшаяся от земли до высоты почти второго этажа, заживала медленно. Голый, без коры и лыка гладкий ствол ничего хорошего не предвещал. И хотя скруглились внутрь, к стволу края оставшейся коры, дерево было обречено. Два года назад появились первые признаки того, что липе осталось недолго мучиться. На высоте двух и пяти метров на стволе выросла пара  крупных  трутовиков. Эти грибы-копыта, как правило, растут только на мёртвых деревьях. На что они годны, кроме как в дымари пчеловодам, неизвестно. На засыхающих ветвях липы появились многочисленные пятна светлых лишайников. Та же примета. Последние зелёные листочки и немного цветков было летом 2008-го. В этом году придётся уснувшее навсегда дерево спилить. Жаль липу – те 45 лет, что мы здесь живём, в наши окна доносился медовый дух, а на её ветвях всегда были птицы…

     Самым стойким к любым невзгодам, самым неприхотливым к условиям жизни в наших краях из всех деревьев, пожалуй, можно назвать только берёзу. Её цепкие коричневые волосы-корни добывают пропитание и влагу для жизни даже с камней, с кирпичной кладки, со всех щелей, куда ветром заносит пыль. Никакие морозы ей тоже не страшны. Да и сами семена, миллионными тиражами рассыпаемые каждой взрослой берёзой, моментально захватывают любые пустующие территории. Самосев прорастает на козырьках подъездов, на кирпичных трубах и стенах зданий. Вот и на корпусе А в Гидрогородке уже несколько лет, вцепившись корнями в рассыпающуюся кладку одного редкого сооружения, растёт молодая берёзка. Она уже догнала ростом коллективные антенны, что остались неубранными с крыши после прихода кабельного телевидения. Её корни вместе с водой ускоряют разрушение домика, что возвышается над кровлей. Когда-то здесь стояла сирена воздушной тревоги, а само сооружение – это пост воздушного наблюдения, оповещения и связи, что вместе с бомбоубежищем и курсами гражданской обороны располагались в нашем доме.

     Вернёмся к началу рассказа. При капитальном ремонте домов Гидрогородка неплохо бы заодно решить и вопрос озеленения – кронировать давно помеченные переросшие деревья-гиганты, что своими ветвями почти упираются в окна. Спилить усопшие стволы, посадить вместо них новые деревца, что под силу будет и жителям. Добраться до крыши с ненужным сооружением и берёзкой, растущей на нём. Убрать обломки коллективных антенн со всех домов. И не только в Гидрогородке, а по всему нашему прекрасному городу. Пусть
он зеленеет и привлекает гостей и туристов любоваться старинными зданиями, ставшими культурным наследием Подмосковья, ландшафтными липовыми парками Рябушинки, посетить оборудованный пляж у водопада на Пехорке, пройтись тенистыми экологическими тропинками той Мещёры, что начинается у границ Железнодорожного.

     2009

     2014 год. В апреле засохшую липу благополучно удалили, а то с неё на детскую площадку начали опадать крупные сучья. Берёза на крыше продолжает расти. Удалять её придётся вместе с ненужным строением, рассыпающемся на кирпичи.

     Содержание сборника "Мещёрские рассказы" со ссылками: http://www.proza.ru/2011/03/13/1389