Почерк Леонардо. Дина Рубина

Лана Балашина
Сразу скажу: книга не для всех…
Несмотря на явное наличие детективной составляющей – все действие книги нанизано на нить розысков пропавшей женщины – книгу надо читать с чувством, медленно, получая удовольствие от ярких, сочных воспоминаний и описаний, написанных то крупными мазками, то тщательно выписанных, а то – вообще вылепленных, так все рельефно.
Как и во всех других книгах Рубиной – сюжет для нее лишь повод поговорить о давно прошедших временах, живущих в памяти ее героев и вынимаемых автором то из циркового кофера, то обнаруживаемых на захламленном одесском чердаке… К концу книги мозаика событий, предметов,  лиц и их отражений  складывается окончательно в единый витраж, и уже он и остается в памяти.
Безумно жаль, что героиня именно так восприняла свой необычный дар, и отказалась от него. Даже любящим ее людям не всегда понятны мотивы ее действий. Вообще, мистическая составляющая романа вначале отталкивала меня, но, приняв ее один раз, я поверила Рубиной, что так оно и было: зеркала, предсказания, провидение… Рубина использует его не для изображения каких-то фантастических действий и событий, а чтобы показать одиночество и отделенность героини от других людей, даже самых родных и любящих.
Я надеялась, что услышу и голос самой героини – но нет, автор показала ее нам только через призму восприятия ее другими людьми, через ее поступки. А познакомиться лично с Анной очень  хотелось.
Да, в первом прочтении мне попался экземпляр без послесловия – и я долго не могла понять, откуда у девочки, родившейся и выросшей в Ташкенте, в семье музыкантов и художников, такие познания о цирковой жизни. Ведь свято веришь, что это она сама училась в школе циркового мастерства – настолько все заполнено подробностями. И только перечитывая, я увидела ее благодарности артистам цирка Никольским, и другим людям… В общем, я тоже им благодарна – Рубина огранила их воспоминания и сложила в свой яркий витраж.
Признайтесь честно, так ли уж совсем без опаски вы заглядывали в зеркало в первый раз по прочтении романа?..