Возвращение из зазеркалья. Белград

Кора Журавлёва
      
      Снова поезд увозил меня в ночь, но на этот раз я расставалась со сказкой своего «зазеркалья».
      Мне повезло! Моё место в купе находилось у окна. За окном вагона ничего не было видно, но сидеть в углу полностью занятого купе было куда удобнее. Разговоры велись только на славянском языке, поэтому я поняла, с кем я путешествую в одном купе.
      Смена обстановки всё больше мысленно приближала меня к дому. Усталости не было, но думать ни о чём не хотелось. Тихий баюкающий разговор двух дам, сидящих напротив, располагал ко сну. Спала тревожно. Постоянное движение по кулуару вагона не давало мне спокойно заснуть.
      Окончательно я проснулась, когда резко открылась дверь купе, и юноша с гитарой в руках о чём-то просил пассажиров. Неожиданно дама, сидевшая напротив меня, обратилась ко мне по-русски, спросив разрешения положить гитару молодого человека на мой багаж, что лежал на верхней багажной полке. Приятно удивлённая обращением ко мне на родном мне языке, конечно же, я согласилась.
      Оказывается, всё-таки я заснула, а когда проснулась, узнала, что станция, где села в вагон группа белградских студентов, была последней остановкой перед самой границей. Заинтригованная, я спросила даму, откуда она знает, что я русская, ведь я не сказала ни слова. Улыбнувшись, она ответила, что, когда я готовила билеты для проверки, я взяла их из советского паспорта, в котором они лежали. Вот так она и узнала!
      За окном было видно пасмурное небо, но дождя не было. Дама поинтересовалась, не артистка ли я. На мой удивлённый вопрос, «почему она так решила?», дама спокойно ответила, что ей известно, будто советские граждане ездят только группами, я же путешествую одна. Пришёл мой черёд улыбаться, и я рассказала ей вкратце, что живу в Румынии, что ездила в Италию в отпуск и так далее, и так далее.
      Проверка паспортов и билетов на итальянской стороне границы была окончена. Поезд стал набирать скорость, приближаясь к пограничному пункту Югославии, когда парень, оставивший гитару, зашёл к нам в купе снова и стал о чём-то взволнованно разговаривать с уже познакомившейся со мной дамой.
    Оказалось, что эти ребята студенты и ездят они в Италию за покупками, стоимость которых там значительно ниже, чем в Югославии. Однако при пересечении границы, таможенники заставляют их платить большую пошлину за ввоз, что для них весьма накладно.
      Поняв в чём дело, я предложила парню не говорить ничего о гитаре таможенникам, а я скажу им, если спросят, что гитару я купила своему сыну. Меня облагать пошлиной они не имеют права, поскольку я транзитный пассажир. Парень посмотрел на меня с осторожным удивлением:
- «Вы для меня это сделаете?» - спросил он.
– «Конечно, как сделала бы это и для своего сына» – ответила я спокойно.
      После проверки паспортов зашли таможенники. Ребята толпились у дверей нашего купе с любопытством и опаской, наблюдая за происходящим. После итальянской границы в купе остались лишь две дамы, с которыми я доехала до Белграда.      
      Стандартные вопросы таможенников, «куда едете?», «что везёте?» в полном объёме затронули лишь моих попутчиц. До меня ещё очередь проверки не дошла, когда он задал прямой вопрос:
- «Чья это гитара?».
Собрав всю свою смелость и превратив её в наглую ложь, я, не моргнув глазом, но с обаятельной, как мне казалось, улыбкой ответила:
- «Это гитара моего сына»,
- «А где сын?» – последовал дурацкий вопрос,
- «Дома, где же ему быть!» – чуть нервно, но искренно рассмеялась я.
Всё это время я специально держала паспорт в руке на виду. Всё-таки волнуясь, что он не заметит паспорта, я добавила:
- «Я транзитный пассажир и еду домой!».
Ещё раз, внимательно взглянув на меня и на мой паспорт, таможенник покинул наше купе, пожелав нам всем «доброго пути».      
      Что тут началось, когда мы стали все свободны от посягательств закона! Ребята жали мне руки, кто-то поцеловал меня в щёку, они все радовались, как дети, хотя гитара на всех была одна! Наконец они успокоились и вышли из купе, пожелав мне, чтобы все границы мира были для меня открыты. Дети!

      Мой альтруистский поступок обернулся для меня ещё одним очень приятным и значимым для меня сюрпризом. Оставалось не более десяти минут до приезда нашего поезда к Белградскому вокзалу. Одна из дам (как жаль, что я забыла её имя и имя её подруги!) на русском языке, предложила мне поехать к ней домой.
      Предложение было настолько неожиданным, что я сразу не нашлась, что ответить.
- «Не смущайтесь! Ведь Вы тоже помогли человеку, которого никогда в жизни не видели. Дорога была утомительной, вам нужно привести себя в порядок, поесть, а потом я отпущу Вас со своей подругой в город. Она покажет Вам Белград. Вы ведь никогда здесь не были? Поезд на Румынию уходит лишь вечером. Зачем же сидеть на вокзале, если можно это время провести более приятно и с пользой».
      Она так старалась убедить меня, что я не могла вставить и слова. Конечно же, я смущалась, но воспоминание о том, как я маялась на Белградском вокзале в дождь и холод, когда только ехала в Италию, решило в пользу моего согласия принять любезное предложение.
      22 сентября,вокзал, Белград. Кто-то из знакомых дамы приехал на вокзал встретить её. Мой багаж оставили на вокзале в камере хранения. Остальные вещи и меня погрузили в машину и через несколько минут мы подъехали к обычному жилому дому. В квартире я привела себя в порядок, но поесть не получилось. Приехала другая её подруга на машине за мной, и сказала, что будет лучше всего, если мы покушаем в городе. Как мне показалось, хозяйка не только не возражала, а обрадовалась нашему уходу. Одетая в домашний халат, она выглядела очень уставшей и, вероятно, едва дожидалась лечь в постель и отдохнуть. Меня тоже устраивало, что я не стану причинять неудобств этой доброй женщине, а значит, не буду чувствовать себя лишней.

                *****

      Подруга, назовём её Лолой, оказалась очень приятной и весёлой женщиной. Она прекрасно водила машину, без устали при этом разговаривая. Пока мы ехали, Лола рассказывала мне о своей подруге, назовём её Нина. Лола рассказала, что Нина профессор Белградского Университета, что она преподаёт сербский и русский языки, что в Италию она ездила на Европейский симпозиум славянофилов, что она не замужем, что у неё взрослый сын, и, наконец, что она замечательный человек и её лучшая подруга. Это не были пересуды. Это была информация о человеке, подругой которого была Лола и дружбой, с которой она гордилась.
      
      Машина подкатила к озеленённому и уютному ресторанчику.
Белград тоже находится на холмах. По крайней мере, с места, где мы завтракали, хорошо просматривалась большая часть города. После лёгкого завтрака Лола предложила мне посмотреть старый и новый Белград. Она рассказывала мне о старой и новой истории города. Говорила о гуманной политике руководителя Югославии Тито, о том, как его уважает народ. К тому же, несмотря на то, что её страна не вошла в союз членов Варшавского договора, Югославия строит социалистическое общество, но более гуманными методами, больше заботясь о народе, чем это делают другие страны со схожим общественным строем. Я слушала Лолу внимательно изредка, задавая наводящие вопросы, стараясь не комментировать политическую ситуацию. Политики мне хватало и в Румынии.
      День выдался на редкость красивый для этого времени года. Казалось, сама природа платит нам добром за добрые дела. Слегка прохладный воздух бодрил, не позволяя мне расслабиться и уснуть на солнечной скамейке. С места, куда мы присели, открывалась красивая панорама. Далеко внизу блестели воды неширокой реки Бега, протекающей через Белград. Склоны парка, засаженные деревьями, и раскрашенные цветами осени, перемежались на солнце яркими и в тоже время, тёплыми красками. Ветра не было.
      Отдохнув на солнышке, Лола предложила перед тем, как поехать домой, зайти в сувенирный магазин. В магазине на память от Нины и от неё самой, Лола купила мне пару сувениров с народными мотивами, которые я храню до сих пор.
      К четырём часам вечера нам необходимо было вернуться. Мой поезд на Бухарест отправлялся в девятнадцать часов. Дома нас уже ждали с накрытым для обеда столом. Нина смогла отдохнуть за наше отсутствие, что положительно сказалось не только на её внешности, но и на настроении. Радостно щебеча, она бегала из комнаты в кухню и обратно, спеша утолить наш голод. Обед прошёл непринуждённо и весело. Говорили мы обо всём и ни о чём.
      С Ниной мы простились дома. На вокзал она не поехала, потому что ждала гостей сегодня вечером. Лола терпеливо ждала на вокзале, пока подошёл мой поезд. Наконец состав был подан. Лола проводила меня до моего купе, мы тепло простились. Прозвучавшие слова благодарности, было то немногое, что я в действительности испытывала к этим замечательным людям.
      Поезд тронулся, и я подумала словами песни, «если бы люди всей земли….», то не было бы ни разногласий, ни войн. Терпимость друг к другу, взаимопонимание и взаимопомощь, вот «три кита» согласия, которые необходимы не только миру, но и любой семье.


(продолжение следует)   "Последний бросок" http://www.proza.ru/2011/03/21/1927