Десять дней в Норвегии, Осло, 2005 год

Гертруда Рыбакова
  Иногда судьба преподносит нам замечательные подарки.   Никогда не думала и даже не мечтала, что побываю в Норвегии!  Но вот случилось же такое! Моему сыну на работе предложили поехать в командировку в Осло, где есть филиал их фирмы, почти на месяц.  Сын позвонил  мне,  и сказал, что если получится оформить визу,  я могла бы приехать туда тоже, повидаться с ним, и посмотреть новую для меня страну.  Меня дважды приглашать не надо. Я сходила в Норвежское консульство, узнала, что необходимо для оформления визы. Все оказалось довольно просто. Сын по факсу выслал все нужные бумаги, и дней через десять после подачи документов, я получила свой паспорт с шенгенской визой на 15 дней, с 1 по 15 октября.
 Билет на самолет от Хельсинки до Осло  заказали через Интернет – сын нашел очень дешевую авиакомпанию “Blue 1” (она является партнером компании  SAS – Скандинавские авиалинии), билет обошелся всего в 96 евро в оба конца. А я, в свою очередь,  в Петербурге обошла и обзвонила несколько туристических фирм, которые возят туристов в Хельсинки на один день. И нашла фирму в которой однодневная путевка стоила всего 460 рублей. Это так называемый «Шоп тур». Люди ездят за покупками, хотя мне это совсем не понятно,  в Хельсинки автобус  прибывает в 6 утра, а обратно уходит в час дня. А что можно успеть сделать за 6-7 часов пребывания в большом городе? Видимо, благодаря дешевизне этим автобусом пользуются чаще всего для проезда в одну сторону, как получалось у меня. А вот чтоб вернуться обратно из Хельсинки в Петербург, мне пришлось взять билет на  обычный  рейсовый автобус  уже за 1200 рублей.  Только один этот рейс уходит из Хельсинки поздно вечером, все остальные автобусы  отправляются днем. Мой самолет  из Осло  прибывал в Хельсинки в 15-20 дня. Ну,  подготовка к путешествию прошла без особого труда,  виза и билеты в кармане, главное – я еду в столицу Норвегии, Осло, и увижу сына!

Дорога.

2 октября, в 22 часа туристический автобус отошел от гостиницы «Октябрьская».  Он был наполовину пуст, видимо, в связи с окончанием летнего туристического сезона. Все пассажиры сидели по одному на двух сиденьях, при желании можно было удобно спать. Но я  почему-то немного нервничала, спать не могла совсем. В начале первого ночи остановились на 15 минут в Выборге у вокзала. Новых пассажиров не прибавилось. А после Выборга спать уже было некогда – вскоре началось пересечение границ – пограничный и таможенный контроль, сначала на нашей, а потом на финской границе. Везде приходилось выходить из автобуса, идти в помещение пограничного паспортного контроля. Почти сразу после финской границы сделали остановку около бензоколонки, у большого торгового центра с кафе и магазином, работающим круглосуточно.

 И лишь после этого, до Хельсинки, удалось поспать часа полтора.  После пересечения границы перевела часы назад на час – на финское время. Около шести часов утра по финскому времени наш автобус прибыл к железнодорожному вокзалу Хельсинки. Экскурсовод, ехавший с нами, показал ,  где находится остановка автобуса №615, идущего в аэропорт.  Ждать автобуса пришлось недолго, он ходит по расписанию, которое есть прямо на остановке. В семь часов утра я уже была в аэропорту. Аэропорт в Хельсинки большой, просторный.  Вся информация написана на трех языках – финском, шведском и английском (в Финляндии два государственных языка – финский и шведский). Немного отдохнула, перекусила, а около 9 часов пошла регистрироваться, сдала в багаж сумку, получила посадочный талон. И оставшееся до посадки время гуляла, выходила на улицу, обошла все залы аэровокзала. Перед самой посадкой, после прохождения контроля, познакомилась с одной милой молоденькой девушкой-финкой. Она что-то спросила у меня по-английски, я не поняла. Сказала, что мой английский оставляет желать лучшего, что я из России. Девушка обрадовалась, оказывается, она изучала русский язык и даже бывала в Петербурге и Твери, и ей приятно вспомнить русский язык. Так что мы с ней поговорили, девушка, ее зовут Тару,ездит в Норвегию на заработки, потому что там зарплата выше, а живет постоянно в Финляндии. Вместе пошли в самолет. Наши места, к сожалению, были не рядом, но по прилету в Осло, Тару  очень помогла мне.

 В Осло аэропорт Гардемоен (Gardemoen) очень большой, надо было получить сумку из багажа, потом купить билет на электричку, чтоб доехать до центра города. Наверное, я не так быстро справилась бы сама, как с помощью Тару. От аэропорта до Осло на электричке ехать около 30 минут, поезд скорый, делает всего одну остановку. Билет стоит 160 крон – примерно 630 наших рублей. На обратном пути я ехала из города в аэропорт на комфортабельном автобусе авиакомпании SAS, это немного дольше по времени, но  почти вдвое дешевле. Ну, и посмотреть можно больше, дорога идет по живописным местам.
 В Осло мы прилетели в 12 часов 15 минут по местному  времени( разница с нами на два часа), а через час на железнодорожном вокзале у павильона «Бюргер Кинг» мы уже встретились с сыном, как и договаривались.  Настроение  прекрасное!  Сын сразу купил мне проездной билет на неделю, и  на трамвае быстро доехали до нашего временного дома. Фирма, где работал сын, снимает несколько квартир специально для командированных, это намного дешевле, чем оплачивать гостиницу и намного удобнее. Квартира, которую нам  предоставили, замечательная, трехкомнатная, полностью оборудована для жизни. Есть вся посуда, кофеварка, утюг, гладильная доска, стиральная машина-автомат, микроволновая печь, даже посудомоечная машина. Так что быт наш был налажен отлично. И я провела в Осло незабываемые 10 дней, как я говорю – десять дней счастья! А теперь впечатления о столице Норвегии.

Столица.

Осло, столица Норвегии, расположен на одной широте с  Санкт-Петербургом, так что климат не  сильно отличается от нашего. Хотя за счет близости к теплому течению Гольфстрим, там  все же немного теплее.  Город лежит на берегу красивого Осло-фиорда, окружен невысокими лесистыми горами, с высотой около 500 метров над уровнем моря. Древние горы сглажены временем и двигавшимися в четвертичный период  ледниками. Во многих местах, особенно когда едешь по дорогам, видны мощные складки гранитов и других твердых кристаллических  горных пород, есть крутые обрывы и просторные межгорные долины. Все это очень живописно! Осло – самая старая Скандинавская столица, ему больше 900 лет. Начиная с эры викингов и до наших дней, это место привлекало людей удобством своего географического положения. В современном Осло проживает 525 тысяч человек, а во всей Норвегии немногим более четырех миллионов. Название  «Осло» состоит из двух норвежских слов – Ос и Ло, и может истолковываться двояко. Ос – это древний дохристианский Бог викингов, и в то же время означает узкий пологий холм. (У нас в географии и геологии есть термин «озы»  для моренных холмов).  Ло – это поле. Можно сказать , Осло означает  либо  «Поле Богов», либо «Поле  под  холмом».

В начале своей истории город был застоен деревянными  зданиями и часто выгорал дотла. После страшного пожара в 1642 году король Христиан Шестой приказал строить дома только из кирпича и камня, и столица получила новое имя – Христиания, и жила с таким именем почти 300 лет. В 1925 году Норвежский парламент вернул городу старинное название – Осло. Самое древнее сооружение  города – крепость и замок «Акершус» - «Akershus», построенные в начале 14 века.

Современный Осло покорил меня своей чистотой, тишиной, спокойствием, и даже какой-то  провинциальностью. После наших шумных, многолюдных, огромных и не очень чистых столиц – Москвы и Петербурга, самый крупный город Норвегии больше похож на тихий областной центр. В Осло нет небоскребов, как в большинстве современных крупных городов мира. В старой части города есть несколько высотных зданий   в 20 этажей, как например, новая гостиница компании   “SAS”, большинство же новых построек имеют 6-9 этажей. Современные здания не портят общего облика древней столицы, как-то органично вписываются рядом со старинными домами. Многие старые дома построены из темно-красного или темно-серого кирпича, но мрачными не выглядят, стены многих  увиты вечнозеленым плющом. С ними соседствуют аккуратно покрашенные в светлые желтые и розоватые тона здания, настолько чистые, что как-будто их только что покинули маляры. По архитектуре Осло напоминает чем-то старую часть Клайпеды  или северные немецкие города. Многие дома увенчаны вычурными башенками со шпилями, в готическом стиле. Очень много цветов в ящиках на балконах, и просто на подоконниках. Меня удивило, что на большинстве окон нет никаких занавесок, или они раздвинуты (возможно, их задергивают на ночь?). А окна очень чистые, стекла блестят.

Центральная часть Осло лежит в долине, на берегу фиорда, а от нее улицы постепенно как бы забираются все выше и выше по склонам гор. Я однажды проехала по всему маршруту 5-й  линии метро до конечной остановки  Фрогнерсетерен - Frognerseteren. Там на каждой станции написана высота над уровнем моря. Внизу,  на платформе, где  садилась в электричку, высота составляет 70,6 метра, в середине пути, у  Holmenkollen, где находится лыжный трамплин, она уже 272 метра, а в конце пути поезд поднялся до отметки 469 метров. А  какой прекрасный   вид открывается оттуда на  лежащий внизу  фиорд и город!

Улицы в Осло, в большинстве своем, очень узкие, по многим проложены трамвайные пути, причем, с двусторонним движением. И прямо по трамвайным путям идут автомобили. Как умудряются водители избегать столкновения, не знаю, но за 10 дней я не видела ни одной аварии. И не видела никаких сотрудников полиции, регулировщиков, типа наших ГАИ.  Светофоры работают четко, пешеходы не нарушают правил и не перебегают улицу на красный свет. А если такое случается, то можно с уверенностью сказать, что это делают не норвежцы.  Если человек переходит улицу там, где нет светофора, машина непременно остановится, пропустит пешехода, даже если это не перекресток, и нет знака пешеходного перехода. А теперь расскжу о работе городского транспорта.

Общественный  транспорт.

    Такой великолепной организации движения общественного транспорта мне не приходилось еще встречать, хотя, в общем-то, я бывала во многих странах и городах. В Осло есть пять линий метро – оно называется у них «Ти-бон» (T-bane). Конечно, метро очень скромное, совсем не похоже на наше. Подземные станции расположены только в центре города, они не глубокие, всего около десятка ступеней вниз по лестнице, никаких эскалаторов. А за пределами центрального кольца оно выходит на поверхность, и скорее напоминает обычную электричку. Поезда имеют 3-4 вагона, в основном красного цвета. В вагонах очень чисто. Расстояния между станциями небольшие, каждые 3-5 минут остановка. Трамвайных маршрутов семь, номера их почему-то начинаются с 10. Ну, и конечно, много городских автобусов, очень комфортабельных.
 Общая черта – все они работают строго по расписанию, по ним можно сверять часы! В каждом вагоне метро, трамвая и в автобусе вы можете взять – бесплатно, расписание на данный вид транспорта, где указано, на какой остановке в какое время будет данный маршрут. И на каждой остановке, на стенде обязательно есть схема движения транспорта на ближайший район с расписанием. Кроме того, в  трамваях и автобусах над кабиной водителя есть бегущая строка (как в телевизоре), которая сообщает пассажирам номер маршрута, направление, т.е. конечную станцию, и название следующей остановки. Тут уж не проедешь и не уедешь в другую сторону! Еще одно отличие от нашего транспорта – вход в автобус, трамвай и электричку расположен очень низко, не надо прыгать, боясь упасть при выходе, или карабкаться при входе. Нижняя ступенька находится вровень с тротуаром, легко можно въехать на инвалидной коляске или вкатить детскую.
 Кроме сухопутного, есть еще водный транспорт. На некоторые острова, расположенные в Осло фиорде, каждый час  круглогодично ходят небольшие пассажирские паромы. А в летнее время такие же паромы перевозят людей на полуостров Bygdoy, где находятся музеи, посвященные известным норвежским мореплавателям.

 Цены на проезд в  общественном транспорте одинаковы для всех видов и достаточно высокие. Разовый проезд стоит 20 крон (примерно 92 рубля). Билет, приобретенный в любом виде транспорта действителен в течение часа после того, как вы его активировали, т.е.  прокомпостировали. Учитывая небольшие расстояния в городе, вы можете пересесть на другой вид транспорта с этим же билетом, и спокойно доехать, куда нужно. Есть суточные проездные карточки, они стоят 60 крон. Можно  по ним совершить неограниченное количество поездок в течение суток с момента активации. Например, 11 октября у меня была такая карточка. Я прокомпостировала ее в 10:12 утра ( дата и часы пробиваются на карточке). Сначала я ездила на трамвае в центр, погуляла по пешеходной улице. Потом на автобусе проехала почти до конечной станции – автобус поднимался все выше по склону горы, открывался чудесный вид на город. Вернулась домой, попила кофе. Снова отправилась на трамвае до ближайшей станции метро. На электричке прокатилась в горы до конечной станции и вернулась обратно. А вечером, когда сын вернулся с работы, мы еще с ним съездили погулять, опять с пересадками на два вида транспорта. Я подсчитала, что за день совершила не менее 10 поездок! Очень удобны для приезжих, вроде меня, недельные проездные билеты. Они стоят 210 крон, и конечно, окупают себя с лихвой. Местные жители, как правило, приобретают месячные карточки. И еще можно оформить именную карточку на три месяца, с фотографией, на магнитной основе. Это самый экономичный проездной билет. И еще важно, что на проездных билетах вся информация написана на двух языках – норвежском и английском. При входе в метро нет никаких турникетов, проходы широкие, пассажиры сами компостируют билеты. Если они не прокомпостированы нигде раньше. За все время  только один раз в трамвае мне встретились контролеры. В вагон вошли  сразу пять молодых людей, в специальной форме, проверили билеты, при этом не было ни одного безбилетника – «зайца». В Норвегии не принято ездить без билета, так как, если попадешься контролеру, штраф составит 700 крон (примерно 3200 рублей).


Достопримечательности.

          Для знакомства с достопримечательностями надо, естественно, знать, где и что находится. В Осло, на железнодорожном вокзале, и еще в трех местах центральной части города имеются информационные сервисные  службы для туристов, где вас бесплатно снабдят подробной картой города. Карты есть на английском, французском, немецком, испанском и шведском языках. К сожалению, нет на русском, видимо, русские туристы пока бывают в Норвегии не часто. На карте показаны все основные достопримечательности и музеи города. На обороте помещена схема общественного транспорта. Кроме того, на специальных стеллажах выставлены буклеты, тоже на нескольких языках, как по отдельным музеям, так и в целом по столице. Мы по приезду взяли карту и буклеты на английском языке, я все подробно прочла, изучила. В буклете описано, как проехать к любому музею, время работы, чему посвящен музей, сколько стоят входные билеты. Благодаря такой информации не было никаких сложностей для путешествия по городу.

 В Осло имеется около тридцати различных музеев. Кроме того, в летнее время, с июня до середины августа, организуются экскурсии в Королевский дворец – резиденцию короля Норвегии. Можно побывать с экскурсионными группами и в городской Ратуше, и в Норвежском парламенте – Стортинге, и во Всемирном Нобелевском центре, открытом в июне 2005 года. Большинство музеев расположено компактно в центре города. Входная плата колеблется о 40 до 75 крон для взрослых, а для школьников и пенсионеров есть скидки. В некоторых музеях вход бесплатный, например в Национальной картинной  галерее,  в музеях прикладного искусства, современного искусства, архитектуры и в музее кино. Музеи по объему своих коллекций, экспонатов сильно отличаются от наших, особенно  Петербургских. Они весьма скромные. Даже Национальная картинная галерея, которая понравилась мне больше других, может сравниться разве что с каким-нибудь нашим провинциальным музеем. Например, в областном музее Великого Новгорода собрание экспонатов намного больше. В  воскресенье мы  с сыном съездили на полуостров Bygdoy, сходили в музей викингов, заплатив по 40 крон. И были разочарованы – в музее всего три  экспоната – два отреставрированных древних корабля викингов и остов еще одного, добытого из раскопок. Конечно, есть на стендах информация на английском языке, рассказывающая о плаваниях отважных мореплавателей древности, об их образе жизни, обычаях. Недалеко от музея викингов находятся еще два – музей полярного корабля «Фрам» и музей, посвященный плоту «Кон-Тики». «Фрам» - корабль, который побывал в самой северной и  самой южной точках земного шара, когда-либо достигнутых надводными кораблями. «Фрам» построен в 1892 году и совершил три больших полярных экспедиции: две  в Арктику под руководством  Фритьофа Нансена и Отто  Свердрупа, а в 1910-1912 годах под командованием Руала Амундсена – в Антарктиду. Корабль стоит в сухом доке и сохраняется в неизменном виде. Рядом, на открытом воздухе, стоит еще одно полярное судно, известное нам с уроков географии – «Йоа» (Gjoa), на котором Руал Амундсен впервые прошел Северо-Западным проходом от Гренландии до Аляски в 1903-1906 годах. Судно очень маленькое, деревянное, остается только удивляться мужеству норвежских мореплавателей, совершавших такие трудные полярные экспедиции.
 Музей «Кон-Тики»  рассказывает о плавании известного норвежского путешественника Тура Хейердала (1914-2002г.г.), пересекшем в 1947 году Тихий океан на крошечном плоту, построенном из бразильского дерева бальса. Копия плота экспонируется на улице.  Там сообщается, что в 2006 году норвежцы планируют повторить плавание тура Хейердала.

Самое большое впечатление из всех достопримечательностей Осло на меня произвел Парк скульптур “Vigeland park”. Этот парк расположен всего в десяти минутах ходьбы от дома, где мы жили. И я туда ходила несколько раз  на прогулки одна, ходили и  с сыном. Здесь, на сравнительно небольшой территории, размещено более 200 скульптур, созданных норвежским скульптором Густавом Вигеландом (1869-1943).  Все они посвящены человеку – фигуры молодых и старых мужчин, женщин и детей, в разных позах. Они выполнены из гранита, бронзы и чугуна. На перилах моста через небольшую речку стоят по 20 скульптур с каждой стороны.  Скульптуры держат чаши фонтана в центре парка. Даже огромная гранитная стела  представляет сплетение человеческих тел. Большинство скульптур размещено вдоль главной аллеи, но и среди зелени деревьев, на полянах, есть очень интересные скульптурные группы. И еще в этом парке мы видели интересный памятник американскому президенту Линкольну, с дарственной надписью: «Народу Норвегии от народа Северной Дакоты, США, 1914 год».  Наверное, экскурсовод мог бы рассказать, в связи с каким событием был поставлен этот этот памятник, но мы гуляли одни.

 Вообще, в Осло очень много самых разнообразных скульптур по всему городу, их столько, что можно, наверное, написать целую книгу о них!  Набережную вдоль берега Осло фиорда – «Акер бриге» (Aker brigge), украшают не менее двух десятков  скульптур, больших и маленьких, классического исполнения и модернистского. Мне особенно понравилась скульптура женщины, ожидающей возвращения моряка. Она сидит, сложив на коленях усталые, натруженные руки и устремив взгляд в море.

 Множество скульптур, посвященных деятельности людей, находятся по периметру здания городской Ратуши и  на площади около нее. Очень оригинален памятник Уинстону Черчиллю, английскому премьер-министру. Он небольшого размера, в естественный человеческий рост, стоит рядом с магазином, недалеко от трамвайной остановки, на низком постаменте – так,  человек вышел погулять, с тростью в руке. Его даже не сразу заметишь, когда едешь мимо. Много в Осло и фонтанов, как правило, все они имеют скульптурные группы.
 У меня сложилось мнение, что норвежцы очень любят свою страну и столицу, берегут её и украшают. А вот Королевский дворец очень скромный, без всякой роскоши снаружи – внутри нам не удалось побывать. И площадь перед дворцом не одета в камень или асфальт, а просто посыпана темным песком. По парку около Королевского дворца можно гулять все светлое время суток, наблюдать смену караула и даже фотографироваться с королевскими гвардейцами.

   Сын мой работал, а я наслаждалась прогулками по городу. Побывала в роскошном Ботаническом саду Университета Осло. На территории сада имеются три музея – Естественной истории, Геологический и Зоологический.    В музеи вход платный, а по саду можно гулять сколько хочешь. В саду, пока я гуляла, все время находились сменяющие друг друга группы школьников разного возпаста, у них здесь проходят уроки естествознания и географии.
 Какая там красота!  Несмотря на осень, множество цветущих растений, яркие клумбы, деревья различных природных зон не только Норвегии, но и со всего мира. А какое разнообразие берез – стволы у всех похожие, а внешний вид и листья сильно отличаются. У одной березы я даже взяла пару листочков на память – они совсем не похожи на листья наших берез, очень мелкие и изрезанные, как у клена. Особенно понравился мне «мини сад камней» так он там назван. А я бы лучше его назвала «альпийской горкой» в миниатюре. Бежит по уступам ручей, образует водопадики и пороги, журчит. Берега выложены плиточным камнем, посажены растения, характерные для северных районов Евразии и Северной Америки, и для альпийских лугов. Еще удивило цветущее (это в октябре-то!) дерево гортензия ( по латыни Syrinhortensia).  У нас я встречала такое только в горшках , да еще в виде кустарников на дачах в Клайпеде. А тут дерево размером с яблоню, с крупными  розовыми цветами!
 Рядом с Ботаническим садом находится музей знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка, но к сожалению, он находился на реконструкции и побывать там не удалось. Правда, в Национальной картинной галере было несколько картин этого художника, у нас в России наиболее известна его работа"Крик".

  В воскресенье мы с сыном съездили еще в одно интересное место – к  старому олимпийскому лыжному трамплину в Хольменколен. Он находится на высоте 270 метров над уровнем моря, оттуда мы полюбовались великолепным видом на город и фиорд, тем более, что погода была солнечная, ясная. Это целый спортивно-развлекательный комплекс. У подножия трамплина большой стадион, куда приземляются прыгуны. Есть музей лыжного спорта. На  наружной стене здания музея – огромная  мемориальная доска с именами всех чемпионов по прыжкам с трамплина на Олимпийских играх за прошлое столетие. В высоком здании над стадионом оборудованы помещения для журналистов, репортеров. И конечно есть гостиница, ресторан и магазинчики с сувенирами.

Разное.

В центральной части Осло очень много различных магазинов, больших и маленьких, огромные торговые центры, но это в основном промтоварные магазины. Продовольственных супермаркетов значительно меньше, преобладают небольшие магазинчики. Промтоварные магазины работают до 18-19 часов, продовольственные в основном закрываются в 21 час. По воскресеньям и в праздничные дни магазины не работают. В продовольственных магазинах пиво отпускают только до 20 часов, потом прилавки с пивом закрывают. Производство и продажа алкогольных напитков в Норвегии является монополией государства, цены на алкоголь очень высокие. Продажа осуществляется только в специализированных магазинах и в городе их очень мало, по крайней мере, я видела всего три во время моих прогулок. Зато очень много всякого рода кафе, ресторанов, пивных баров. Многие пивные бары закрываются  в 22 часа, некоторые работают до полуночи. В барах пиво раз в пять шесть дороже, чем в магазине, но, тем не менее, по вечерам в барах полно людей. У всех баров есть столики на улице, они работают до поздней осени. Когда по вечерам становится прохладнее, столы освещаются специальными греющими свечами, создающими ощущение комфорта.

 Вообще же активная жизнь в Осло замирает рано. После 20 часов только в самом центре, на пешеходной улице да вблизи вокзала, гуляют люди, и в барах сидят любители пива. Почти пусто в многочисленных «Макдоналдсах», «Бюргер Кингах» и других кафе быстрого питания. А стоит отъехать от центра две-три остановки, и видишь пустынные улицы, ни машин, ни  людей, тишина и покой. Мы часто ходили по вечерам пешком, наслаждаясь тишиной.
С норвежцами вплотную мне практически не пришлось общаться. Но общее впечатление сложилось из наблюдений, что это очень спокойные, доброжелательные люди. В транспорте все ведут себя тихо, нет громких разговоров, как у нас. В поезд метро, когда я ездила к самой высокогорной станции Frognerseteren,вошла большая группа школьников, лет 13-14, в сопровождении молоденькой учительницы. Как я поняла, они ехали в центр на экскурсию. Сначала они, как и обычные подростки, вошли с шумом и смехом, но учительница что-то тихонько им сказала, ребята сели на места, достали свои коробочки с бутербродами, и спокойно переговариваясь, начали завтракать. Так же спокойно ведут себя маленькие дети, которых я видела очень много. В парках и Ботаническом саду постоянно гуляют группы детишек 3-4 лет. Маленьких детей ведут за веревочку, к которой приделаны петли, и ребенок держится за эту петельку. Группу из 12-14 малышей сопровождают 2-3 воспитателя, и нет никакого крика, дерганья.

Обслуживающий персонал в магазинах, кафе, ресторанах, на вокзалах, в справочных бюро и кассах – все очень приветливы, вежливы, улыбчивы.  И все говорят, кроме норвежского, на английском языке. Такое впечатление, что английский стал вторым языком страны. Цены в  Норвегии раз в пять выше, чем у нас, особенно на продовольственные товары. Очень дорогое жилье, мы смотрели цены на дома и квартиры в витринах агентств по недвижимости. Но по официальной статистике Норвегия занимает одно из первых мест в мире по уровню жизни населения, следовательно, цены на товары и услуги соответствуют их заработной плате. Нищих на улицах мы не видели.
 Улетала я из Норвегии с чувством умиротворения в душе, и счастья, что  повидала такой чудесный уголок земли!