РИМ дневной, РИМ ночной

Кора Журавлёва
      14 сентября. Вторник. Решила сама поехать в Рим. Все были чем-то заняты, и меня это устраивало. Ехать на электричке было куда удобней, чем на автобусе. Я купила абонемент на десять дней до Рима и обратно, поэтому в кассах мне стоять не приходилось. Поезд уходил каждые пол часа и прибывал в Рим через сорок минут на Гара Термини.
      Каждое своё посещение Рима я начинала от собора Сан Пьетро (собственность Ватикана). На шее у меня висел фотоаппарат, а в руках всегда была карта Рима. Настоящая туристка! Этот день я решила посвятить покупкам. Чувствовала себя великолепно! У меня было свободное время, деньги и независимость ото всех и от вся! Непередаваемое ощущение свободы!
      Соборная площадь Сан Пьетро была до отказа заполнена людьми. Как правило, на площади в святые праздники Папа Римский выходил к народу, и, читая проповедь, благословляет собравшихся на площади. Так было и на этот раз. Не знаю, какой в этот день был святой праздник, но мне посчастливилось лицезреть Папу Римского, благословляющего паству из окна правого крыла здания соборного комплекса.
      Тысячная толпа почти в экстазе вторила «Аминь!» и меня пронизало чувство единения с этими людьми, но в то же время и чувство какого-то беспокойства. Наверное, где-то в подсознании, из детских воспоминаний, мне припомнилось такое же единение толпы, но при других обстоятельствах, и всплывали в памяти выкрики толпы полные отчаяния. То были годы бегства от войны.

      На площади Сан Пьетро в лицах людей я усмотрела какое-то неистовство, глаза, устремлённые вверх, откуда Папа вещал народу свою проповедь, смотрели на него с трепетной надеждой, а кто-то с просительным отчаянием во взгляде. Мне стало слегка не по себе, поэтому я покинула площадь, смешавшись с туристами и торговцами сувениров.
      
      Я всегда опасалась большого скопления людей и по возможности обходила толпу, не зная, что можно от неё ожидать.
От Пьяцца Сан Пьетро я направилась к улице «вия деи Фори Империали», к Форумам, на которых я не успела побывать, когда приезжала с Беттой в Рим.
      Романтическая сценка на фоне древних развалин заставила меня остановиться и понаблюдать за происходящим. Свадебное шествие молодой пары, сопровождалось музыкой и пением всех присутствующих на этом празднике жизни. Не удержавшись, я сфотографировала на память счастливую пару.
      Позже я узнала, что посещение молодожёнами Форумов, является чем-то вроде ритуала, прикосновением к вечности Великой Римской Империи. Я ещё раз убедилась в почитании итальянцами своей великой истории. Пели не только на свадьбе. Итальянцы поют всюду, где только могут, на улицах, в кафе, поют водители любого вида транспорта, создавая, таким образом, у туристов ощущение нескончаемого праздника, но для них это просто стиль жизни.

      В этот день я решила покончить со всеми покупками. Хождение по магазинам занимало много времени, которого у меня оставалось в обрез, а купить нужно было ещё много по мелочам. Мои мальчишки «съели» почти все имеющиеся у меня деньги, а купить, что бы мне хотелось для них, всё равно я не смогла.
      Двухчасовым поездом обратно во Фраскати я не поехала. Решила уехать в пять часов вечера. Погода установилась прекрасная, и я решила побродить по улицам этого необыкновенного города, буквально наслаждаясь каждой улочкой, каждой скульптурной деталью, которыми были украшены многие дома города. Пройдя по набережной Тибра, где художники продавали свои картины, я купила на память гравюру, на которой был изображён мой самый излюбленный уголок Рима. На фоне собора Сан Пьетро была видна река Тибр, мост через неё «Понте Сан Анджело», перекинутый к замку Сан Анджело.
      Импровизированная художественная галерея находилась как раз недалеко от самого моста «Понте Сан Анджело», чем я и воспользовалась, чтобы не пропустить такую достопримечательность, датируемую началом первого тысячелетия.    
      Невероятно, но факт, что современные строители, дипломированные строители, не достойны, быть у древних зодчих даже в подмастерьях. Я сама проектировщик-строитель, поэтому могу это утверждать. Наши здания, рассчитанные проектировщиками на сто лет, не выдерживают даже пятидесяти без постоянных ремонтов. Тем таинственней и загадочней было для меня всё древнее, к чему мне посчастливилось прикоснуться, к тому, что сохранилось через столетия.
      Выйдя на улицу Дел Корсо, я направилась по прямой улице, ведущей к Пьяцца Венеции, откуда перешла на улицу Виа Национале, ставшей для меня знакомой и близкой. На этой улице, я зашла в «своё» кафе, где бармен меня уже хорошо знал, поела своё обычное меню, состоящее из огромного тёплого сандвича и кофе, после чего направилась на вокзал Гара Термини к пятичасовому поезду во Фраскати.
      Придя с вокзала «домой», я попала на семейный ужин. Как правило, я старалась кушать где-нибудь в Риме, до приезда домой. Так и сегодня, есть мне не хотелось, но родители Бетты и Франко заставили меня сесть с ними за стол. Семья Франко Фруста были зеленщиками и имели свой магазинчик в этом же доме, этажом ниже.
      Ужин состоял из различных зелёных вкусностей и формаджио. Это такой полу соленый мягкий сыр в собственном соку. Еда была лёгкой, поэтому я не отказалась. Да и отказаться было нельзя, потому что Франко «пригрозил», что если я не поем, то буду лишена приятного вечернего сюрприза.
      Когда однажды мы возвращались с пляжей Лидо, я выразила желание посмотреть на ночную жизнь Рима. Франко не забыл об этом, и сегодня вечером событие должно было состояться.
Поехали втроём, Франко Фруста, Франко Масса и я.

      Ночной Рим! Это не просто город, это город контрастов человеческих отношений, поступков, образа жизни. Если днём Рим восхищал меня смешением прошлого и современного, то ночью современное подавлялось, выделявшимися в подсветках, древними памятниками Римской истории. Фонтаны сверкали всеми цветами радуги, над куполами соборов и церквей сиял радужный нимб, ярко освещённые улицы и витрины магазинов, позволяли увидеть то, чего ты не замечал при дневном освещении.
- «Пойдём, мы покажем тебе то, чего ты у себя в Бухаресте никогда не увидишь» – сказал Франко. В Риме много улиц с односторонним движением для машин, поэтому, чтобы попасть на улицу Виа Корсо, Франко оставил машину на маленькой площади, где сверкал огнями фонтан – Фонтана ди Треви. Этот фонтан я впервые увидела в итальянском кинофильме «Дольче Вита». А сегодня, я видела это чудо рук человеческих наяву! Мне сказали, что если я брошу в фонтан монетку, то обязательно сюда ещё вернусь. Монетку я бросила. А вернусь ли?

Сон в Римскую ночь

Fontana de Trevi
Волшебный фонтан
Коль бросишь монетку
Окажешься там,
          Где был ты когда-то,
          Любил и мечтал,
          Где руки твои
          Твой любимый ласкал,
                Где губы твои
                Мне шептали «моя!»,
                В ответ на ушко,
                Отвечала «твоя!».
                Где Римская ночь
                Тебе сказки вещает,
                Фонтан в эту ночь
                Тебе всё обещает,
                Но если и не было там ничего,
                Фонтан ждёт тебя!
                Навести ты его!

      Рим Виа Корсо была не только улица с самыми дорогими магазинами в Риме, но здесь предлагался и самый молодой и красивый живой «товар». Очень молодые девушки, лет по четырнадцать – семнадцать, занимали привилегированные места по краю тротуара к дороге.
      В соответствии с возрастным цензом, остальные «дамы» занимали места по ширине тротуара от края дороги до стен домов. Ребята мне сказали, что, чем старше «дама» тем ближе она стоит к стенам дома. Табу это никогда не нарушается, за этим строго следят «сеньори протектори».
      Мы медленно передвигались по улице, поэтому я всё могла рассмотреть, слушая рассказы о неизвестной мне доселе жизни, буквально раскрыв рот. Ребята потешались над моими вопросами, но честно отвечали мне на них. В какой-то момент я заметила, что к одной очень красивой блондинке с распущенными волосами до пояса, подъехала чёрная шикарная машина. Передняя дверца открылась, и юная красавица проскользнула на переднее сиденье автомобиля.
      От любопытства и удивления, приостановившись, я ждала, что будет дальше. Неожиданно меня за руку резко потянул к середине тротуара Франко.
- «Нельзя здесь останавливаться – сказал он, – иначе у нас могут быть проблемы с «сеньори протектори». Это их территория, а наша задержка на их территории будет рассматриваться, как посягательство на негласно установленный порядок».
      Взглянув на серьёзное лицо Франко, я поняла, что он не шутит.
- «Я только хотела посмотреть, как эта девушка, что села в машину, уедет» - виновато пояснила я.
   Франко объяснил мне, что села она в машину лишь для того, чтобы договориться о цене – и вдруг быстро добавил, - «смотри, смотри! Она выходит из машины, значит, не договорились»! Естественно, любопытство моё должно было быть удовлетворено, коль скоро я согласилась узнать о ночной жизни «бабочек», поэтому спросила, а, сколько же она хотела получить за ночь. Франко засмеялся и сказал, что не знает, сколько хотела именно она, но знает, что на этой улице за один час клиенты платят 10 000 лир.
      Мы медленно возвращались к нашей машине, оставленной у Фонтана ди Треви, когда я попросила Франко перейти на другую сторону улицы, потому что увидела большую, красиво освещённую витрину с разными женскими туфельками, которые мне хотелось рассмотреть поближе. Франко сказал, что второй раз за короткий промежуток времени мы не можем пройти, даже по другой стороне той же самой улицы, опять–таки из-за порядка, установленного «сеньори протектори» по обеим сторонам этой улицы.
- «Днём можешь ходить по этой улице хоть десять раз туда и обратно, но не ночью» - закончил он серьёзно.
      И я решила, что при первом же посещении Рима повторю ночной маршрут, но днём. Сюрпризы, как оказалось, ещё не закончились.
      Не доходя до Фонтана ди Треви, мы свернули, в какую то улицу и вскоре вышли на не менее известное место в Риме. Пьяцца ди Спанья (площадь Испании) от небольшого фонтана площадь продолжала свой ансамбль длинной Испанской лестницей, восходящей к собору Санта Тринита деи Монти.
      Ребята привели меня сюда, потому что в эти дни в Риме собрались на слёт последователи течения хиппи со всего мира. Эти люди вели свободный образ жизни, свободный от всех норм и правил, установленных обществом. Прежде всего, они ратовали за «свободную любовь» и «свободный секс». Это прекрасное историческое место хиппи облюбовали для своего нынешнего слёта. Они ели, спали отдельно или друг с другом, здесь же на лестнице Испании. Мне удалось увидеть ночью некоторые экземпляры этого свободного от всех условностей народа. Вонючие и грязные, пропитанные пороками и опиумом, они вызывали у меня чувство гадливости и чуть-чуть страха.
      Хорошо, что я была с «телохранителями». Так же, долго не задерживаясь, мы спустились обратно к фонтану у подножия лестницы и, наконец-то, пошли к машине. Снова бросив монетку в Фонтана ди Треви, мы поехали по ночному Риму к выезду из города.
      Ребята мне рассказали, что Испанская лестница пользуется большой популярностью для проведения грандиозных различных мероприятий. Её используют лучшие модельеры мира, как подиум для показа своих моделей. На этой лестнице каждый год проходит выставка цветов в начале июня. Всё пространство от базилики Санта Тринита деи Монте, включая саму площадь Испании, украшают самыми невероятными растениями и цветами. На этот праздник цветов так же прилетают цветоводы со всего мира, даже из Японии.
      Наверное, своим рассказом ребята хотели обелить известное место от нашествия грязных хиппи. Дороги ночного Рима были почти пусты. Кое-где проскакивали мимо нас спешащие автомобили. Вернуться во Фраскати, ребята решили по Вия Апия, дороге, построенной ещё древними римлянами. Эту дорогу до сих пор используют по назначению, и вековая прочность её, до сих пор не нуждалась в ремонте. Он просто не нужен, так хорошо умели делать свою работу древние римляне.
      Проезжая мимо акведука Клавдия, я заметила маленькие скромные автомобили и, стоящих рядом с ними женщин. Я спросила, неужели так поздно они надеются найти пассажиров для перевозки и как им не страшно стоять в таком мрачном месте у дороги. Развалины акведука совсем не располагали к ночному дежурству. Был час ночи. Ребята объяснили, что это тоже ночные «бабочки», но с преимуществом – у них свой автотранспорт.
      Апиева дорога по краям была засажена кустами. Ребята мне рассказали, что ночные «бабочки» зависимые от «сеньори протектори» в другие ночные часы, в своё свободное время выходят на Апиеву дорогу и на свой страх и риск занимаются известным промыслом. Деньги, которые они здесь зарабатывают, остаются у них, поэтому часто, рискуя жизнью, они приходят ночами на эту дорогу. Бывает, что их здесь убивают, забрав все заработанные деньги. В свете фар я никого не видела и была рада этому, надеясь, что эта ночь для них будет спокойной. Мне их было жаль. Мне всегда жалко женщин, которые вынуждены зарабатывать себе на «хлеб» или на содержание своих детей, таким унизительным способом.
      Вспомнила кинофильм Феллини «Ночи Кабирии». Значит всё это, правда. И ночной Рим, тоже, правда! В память о ночном Риме ребята купили мне журнал «Le posizione». Я привезла этот журнал домой в Бухарест, но вскоре мой повзрослевший малыш куда-то его «увёл».
      Домой мы добрались в два часа ночи. В доме все спали. Помывшись в ванной, и тихонько пробравшись, в нашу с Беттой комнату, я залезла в постель и вскоре крепко уснула, несмотря на массу впечатлений.


(продолжение следует)   Ещё один день незабываемый день  http://www.proza.ru/2011/03/17/893