Рецензия на Меняющие реальность

Андрей Ходосов
«Я похож на того, у кого есть план?»
Джокер

Люди обожают заговоры.
Книги и фильмы, в которых есть хотя бы намек на заговор правительства против простых граждан, расхватывают как горячие пирожки, потому что люди любят родину, а правительство ненавидят. Отчего-то люди считают, что если в произведении идет речь о заговоре, то это обязательно правда, насколько бы ни было бредово. Еще недавно страшно популярной была тема об 11м сентября. Но всем надоело.
Отчего мы так жаждем узнать, что за нами все время наблюдают, что каждый наш шаг прослеживается?
Потому что мы хотим контроля.

«Никто не паникует, когда все идет согласно плану. Даже если план чудовищен» (Джокер)

Согласно такой науке, как политология, существуют теории возникновения государства. Одна из них заключается в том, что люди жертвуют часть своей свободы ради контроля, ради порядка. И если провести соцопрос на тему «Свобода или порядок», уверяю вас, львиная доля выберет второе. Потому что люди боятся свободы, ибо

«Свобода – это ответственность. Человек боится ответственности» (Александр Глаголев)

Поэтому мы хотим знать о заговоре, а еще лучше о мириаде заговоров, направленных против нас, потому что если они есть, значит правительство контролирует нас, и управляет течением жизни. И даже если происходят страшные события, мы все равно принимаем их, ибо раз так произошло, значит все это часть плана.
Значит так надо
А еще можно побунтовать всласть.

«МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ»

Но в произведениях о заговорах всегда главный герой тот, кто против заговора, и пытается вырваться за его пределы, разорвать круг, вырваться из системы. Такому воину-одиночке зритель/читатель всегда сопереживает, и всегда на его стороне. Ну разумеется, раз уж он сам не может вырваться из клетки, то хоть почитать/посмотреть о том, как это делают другие. И не столь важно, что в реальной жизни это невозможно. Вымысел на то и вымысел, что интересен, и он воодушевляет нас. Ознакомимся со всеми произведениями о заговорах, поймем, как это все работает, и найдем путь наружу.

Герой Мэтта Дэймона – простой американский парень, баллотирующийся в сенат, а потом и в президенты. Вырос в каких-то трущобах, дрался, светил задницей в клубе, но при этом народ его очень любит. Разумеется! Он же такой как и все простые люди, значит, он точно за нас, и точно голосовать надо за него.
В день его поражения на выборах он встречает девушку, танцовщицу группы современного танца (который при своей упорядоченности и сложной хореографии очень похож на хаос), и воодушевляется. Ну, проиграл, все не так уж плохо. Зато теперь можно жить ради себя, ходить на работу и радоваться обычной жизни.
Но народ любит, значит спустя один срок надо баллотироваться еще раз. На этот раз успешно.
И снова он встречает эту девушку, и готов ради нее все бросить. Но он не должен этого делать, ему следует забыть ее и двигаться к цели.
Не без посторонней помощи.
Ибо

«Большой брат следит за тобой!» (расхожая фраза заговорщиков)

Филипу Дику невероятно везет на экранизации! «Крикуны», «Вспомнить все», «Пророк», «Час расплаты», и великолепный «Помутнение» (и это далеко не полный список) – все эти фильмы может и не самые кассовые, но они великолепны. Кроме последнего, который все же является неким артхаусом, и массовому зрителю трудно понять происходящее. Но факт остается фактом! Даже взяв за основу лишь концепцию, главный фрагмент, основное фантастическое допущение получается нереально смотрибельное кино. И что интересно, почти везде герой противостоит некоему заговору против него. Причина в творчестве Филипа Дика: основная идея его книг это концепция иллюзорности реальности. Лучше всего это было отражено в «Вспомнить все».

В книге «Бюро корректировки» люди в костюмах и шляпах правят реальность согласно плану. Они корректируют мир, чтобы избегать опасных падений, и удержать мир если не на подъеме, то хотя бы на ровной стабильной горизонтальной линии графика.
В фильме «Меняющие реальность» герой Мэтта Дэймона, на радость нам всем, борется с этими людьми, пытаясь доказать, что он может управлять своей жизнью сам, и он знает, что лучше для него. Но в этом кроется один изъян.
Главный герой фильма – эгоист в высшей степени. Он желает счастья для себя, сиюминутного, такого каким он его видит и хочет, не считаясь с тем, что его счастье может привести к хаосу и гибели всего мира. Да, все мы посмеялись бы, если б нам сказали. Что от цвета наших носков зависит будущее вселенной, но от греха подальше мы бы все равно последовали дурацкому совету надеть желтый и зеленый.

«Совсем немного анархии» (Джокер)

Герой Дэймона хорош, актер выкладывается на полную, но он считает, что играет героя, а играет эгоиста, себялюбивца, нарциссиста. В центре мира только он, и он не должен следовать никаким планам кроме собственных.

«Я носитель хаоса» (Джокер)

Визуальных эффектов почти нет, а где они есть – их практически не видишь, настолько они хороши. Есть свой плюс тратить деньги не на знаменитых актеров высшего звена.. Это определенно заслуга киноделов. Также хорошо подобраны актеры даже на третий и четвертый планы, хотя лично я предпочел бы видеть в качестве куратора главного героя Эда Харриса. А так – все выше похвал. Ребята стараются, дубляж более-менее сносный, хотя сравнить как-то не с чем.

Однако я все же повторюсь – фильм не о героическом преодолении заговора, не о бунте маленького человека против большой машины, а именно о себялюбии, эгоизме. Как говорил один французский король: «После нас хоть потоп». Я бы не голосовал за такого человека, который ради, извините, бабы бросит государственные дела и свой народ, свою страну. Он как ребенок, считает что правила неверны лишь потому, что они ему не нравятся.

«Нарушение установленного порядка, и все вокруг повергается в хаос» (Джокер)

Все мы – разрушители. Но никто не захочет разрушить все мироздание. Потому что в таком случае не помогут никакие заговоры, и все потеряет смысл, ибо все будет уничтожено, мир рухнет. И на осколках империи людей придется строить все заново.

Но, как я уже упомянул, Филипу Дику невероятно везет на экранизации;)