Никуличи

Семён Кемельмахер
Одним из моих первых шагов в качестве молодого специалиста - геолога, было участие в  Рязанской экспедиции.
       Площадка  проектируемого строительства нефтеперерабатывающего завода, была расположена на окраине Никуличей  - старинного Рязанского села, первое упоминание о котором относится ещё к1597 году.
       В советское время это земля, в основном, бывших колхозных полей, изрезанная  местами длинными изогнутыми оврагами.
       Но, не в этом заключалась основная сложность предполагаемого строительства завода. Как оказалось, в процессе предварительных изысканий, были выявлены весьма неблагоприятные геологические условия территории, обусловленные наличием просадочных  лёссовых и лессовидных грунтов, что потребовало значительного увеличения геологической разведки и соответственно дополнительного  лабораторного исследования физико-механических свойств этих грунтов.
      Однако, в этом рассказе, речь пойдёт  не об этом, а лишь об одном забавном случае, происшедшим со мной на одном из участков работ, который, как, оказалось, был расположен вблизи со знаменитой Рязанской психбольницей. Об этом  свидетельствовали работавшие, сравнительно рядом, на огородах, занятых посевами свёклы, её обитатели, одетые в одинаковые телогрейки и полосатые чулки. На это я сразу обратил внимание, проходя рядом с ними, по направлению к месту работы бригады бурового мастера Тимофея Яганина, но не придал этому значение. Однако я глубоко просчитался.
      Неожиданно один из «психов», вдруг вытянул вперёд руки и с  криком это «Буденный» - Бей его! Начал бросать в меня комья земли. Остальные тоже, бросив работу, тут же присоединились к нему. Под их крики и улюлюканье, я, как говориться, еле ноги унёс.
      Секрет, очевидно, заключался в том, что прошёл всего лишь год, после моей демобилизации из армии, и я ещё ходил в длинной армейской шинели,  кирзовых сапогах и в фуражке. Правда, я так и не понял тогда, чем же им так досадил Семён Михайлович Буденный.
      Ведь в те, советские времена, имя Будённого, (а это было в 1952 году, ещё до известного доклада Хрущёва о культе личности Сталина), знали буквально все от мала до велика. Как героя Гражданской войны, Командующего 1й конной Армией, одного из первых Маршалов Советского Союза.
      Для нас мальчишек, в довоенные годы, Семён Будённый, Клим Ворошилов, Василий Чапаев,Николай Щорс и  Григорий Котовский, были самыми  любимыми  народными героями, в том числе и наших детских игр.
      А тогда…. Все рабочие буровой бригады, во главе с её мастером Тимофеем Яганиным, которые оказались свидетелями этого конфуза, «умирали» со смеху. И, несмотря на то, что в те времена никаких, разумеется, пелефонов, мобилок, и прочих видов связи не существовало, весть об этом случае молниеносно распространилась по всему селу Никуличи.
      Сработала безаварийная, беспроволочная сельская связь, а кличка «Будённый» так и закрепилась за мной, не только среди своих сотрудников, но и среди жителей Никуличей, которые меня знали.
      Уже в первый день после случившегося, вечером, хозяин дома Николай Степанович, в котором я квартировал, работавший бригадиром в колхозе, придя с работы, с улыбкой спросил меня – Ну, что Семён? – расскажи-ка, как тебя шуганули психи, и весело рассмеялся.
      Мне пришлось рассказать ему всё по порядку, как всё было. Мы посмеялись вместе, и тогда я сказал ему, что в этой истории меня интересует, прежде всего, главное, почему именно Будённый стал причиной происшедшего конфликта на свекольном поле психбольницы. И кто и почему был его инициатором. Чем  не угодил  затеявшему эту бузу - Семен Михайлович Буденный.
     - Ну, пожалуй, в этом  я постараюсь тебе помочь, - ответил с загадочной улыбкой Николай Степанович. Я вопросительно посмотрел на него, а он продолжал – Ты деда Архипа, колхозного конюха знаешь? Он живёт в хате  через два дома от нас.
     – Ну, знаю – ответил я. Имел честь с ним общаться, когда приходил на конюшню за лошадкой. – А причём тут он?
     - Да погоди ты, не лезь поперёк батьки в пекло – продолжал он. – Младший сын Архипыча – Васька работает в той самой психбольнице санитаром уже не один год. Он то, я полагаю, знает их всех как облупленных.
     – Спасибо Николай Степанович, было бы неплохо с ним поговорить.
     -Ну и поговорим, сегодня то у нас какой день?
     - Среда, ответил я.
     - Ага, значит сегодня, кажись  он на работе. Так завтра мы с тобой и сходим к нему. Вообще - то он работает по графику через день, по понедельникам, средам и пятницам.
На следующий день, вечером взяв предварительно с собой бутылку первача, мы с Николаем Степановичем вышли из дома. По дороге я спросил у него,  - А бутылка то зачем? – Это что, обязательно?
     – Да понимаешь, Семён, у нас в Никуличах без неё никуда, испокон века так заведено. Идешь куда, бери с собой пузырь! Мы то, что с тобой, нищие,  что ли какие. – Да оно, понимаешь и не плохо. – Посидеть, поговорить. В сухую оно как-то не так. С ней то и  разговор легче пойдёт. – Ну, раз заведено, так заведено – ответил я.
     За разговором подошли к дому Архипыча. Дверь нам отворил сам Василий, здоровенный такой детина, чуть ни ли двухметрового роста, плечистый, хорошо сложенный, молодой парень, лет так за двадцать.
     Такому в самый раз работать в таком заведении, сподручней, наверное, с буйными психами расправляться, - подумал я.
      - Здравствуйте соседи! проходите в избу - то, отец как раз дома.
      – А мы  к тебе Василий - сказал Николай Степанович.
      - Ко мне? Зачем же я вам понадобился? Хотя, пожалуй, догадываюсь, тут же спохватился он. Наверное, вчерашнему событию в нашей богадельни. Знаю, знаю, наслышан, как же.

Зайдя в избу и выставив на стол бутылку, стали усаживаться.
     - Давай мать, встречай гостей, готовь на стол закусь.
Когда выпили по первой рюмашки, разговор  сначала пошёл за жизнь, о затянувшийся весне, о председатели колхоза, который уже целую неделю в запое, не может остановиться после свадьбы дочери, о политике, о том, о сём…Я спросил Василия, что ему известно о вчерашнем, ради чего мы собственно и пришли.
     – Да знаю я, пожалуй, всю их подноготную психов то наших. Чай не первый год замужем        – сказал, наливая, по четвертому заходу Василий. Сам то Иван Егорович- тот, кто первый затеял эту бузу, человек как раз положительный и порядочный. Наш рязанский, бывший фронтовик, раненый и контуженный, женат. Работал вроде  бы как бухгалтером, непьющий и рассудительный.
      Да вот года полтора  тому назад, летом, произошло у них в семье большое горе - утонул их единственный  четырнадцати -летний сынок.  Почти целый год Иван Егорович держался, а потом вдруг, стал ездить  по ночам на кладбище, на могилку сына,  Причем,  как и зачем сам не знает. Не помнит ничего.
       Вот, однажды,  жена и выследила его  у самой могилки, и сдала его в нашу больницу. Так он и оказался здесь. Правда, числиться он у нас одним из самых спокойных и нормальных больных. Таких то здесь всего то процентов десять, остальные разные: мычащие, поющие, с вывалившими языками, с трясущимися  руками, лысые и прочие. Есть и буйные.
       Наш лечащий врач больницы считает, что заболевание Ивана Егоровича, когда он теряет над собой контроль, связано, в основном, как раз, с тяжёлой фронтовой контузией,  после которой он почти что год лечился в госпиталях. А  трагический случай с его сыном, только усугубил это.
      - Ну а какая же всё-таки существует связь происшедшего  с именем  Маршала Будённого? – спросил я.
      -Я полагаю, ответил на мой вопрос Василий, что это связано с событием первого начального периода Великой Отечественной войны. По рассказам самого Ивана Егоровича, он тогда служил и воевал в воинской части входившей в состав группы войск Юга–Западного направления командующим, которыми был  в то время С.М. Будённый. И именно тогда, благодаря  бездарному руководству, во главе с Будённым, не сумевшими, в той сложной оперативной стратегической обстановке,  обеспечить твёрдое  управление войсками,  их полк и другие соединения понесли тяжёлые потери и вынуждены были отступать. И именно там, в  конце июля 1941 года, Иван Егорович был тяжело ранен и контужен. Возможно, всё  и обстояло именно так.
       Вообщем, рассказом и объяснениями Василия я был вполне удовлетворён. Конечно, наша беседа не ограничилась лишь одной бутылкой, Ещё бы четыре мужика. Да и как не выпить за здоровье всех присутствующих. За здоровье и благополучие героя нашего рассказа Ивана Егоровича, и конечно за прославленного  нашего Маршала Советского Союза Семёна Михайловича Будённого.