Повесть вневременных лет. Глава 1

Ефим Андреев
               
                Моей истории  изящность, простота
                Докажут вам без всякого пристрастья   
                Необходимость самовластья
                И прелести кнута…
                почти А.С.Пушкин



            Повесть вневременных лет.

                «История»  Россиийского Государства, воздетого под скипетром
 Богом ниспосланных  Государей  и отеческим  попечением  оных  процветшаго
на благо народа православного и иных вероисповеданий  в истинно правдивом
летописании благородной публике развлекательного чтения для, а паче
юношеству в назидание   в лето 2004 от Р.Х. быть писана с Божьей помощью
 начата.

                I
                Вoт повести минувших лет, откуда есть пошла Русская Земля, кто  стал первым княжить и как возникло наше родное Государство.                Так начнем повесть сию: в некотором царстве, в некотором государстве во времена оно жило-было на земле русскоязычное народонаселение. Жило по обычаям пращуров, как повелось испокон веков: мужики пахали землю, сеяли просо, овес да чечевицу, били зверя лесного. Бабы  исправно рожали детей, варили полбу, собирали в лесу грибы да ягоды. Так и жили, как завещано было от предков: тем, что уродит мать сыра - земля, да еще тем, что Бог пошлет.  Богу молились усердно аще паче чаяния гром небесный  грянет да петух  жареный  клюнет.  Словом, блюли  заповеди: подати платили исправно, до Покрова и  начальству не перечили. За то оное секло их нечасто и за дело, а наипаче того думало за них Думу Государеву  . В урожайные годы народишко плодился и размножался, в голодные же лета отчасти вымирал, а отчасти разбредался по окрестным лесам в поисках скудного пропитания.  Однако неурожаи, моровые поветрия, чума или дефолт в те благословенные года случались, слава Богу, нечасто, так что жить было можно. А кому делалось скучно, силушку сдуру некуда девать  аль с начальством не поладил - так беги на Дон иль Волгу  и казакуй  в Диком  Поле.
       C незапамятных времен землей той владели, в полюдье ходили - собирали дань, вершили суд скорый да справедливый - удельные князья. Их пращур - варяжский конунг  Рюрик  Скьельдунг (племянник гада Гаральда из Клоаки), обретавшийся в шхерах у Ютландии, уюта тамошнего нарушитель,за разбой оттуда изгнанный ,  с братьями:  Синим Усом (Seeneus)  и Трувором (Tru Vor  в пер. со сканд. - Настоящим Вором) при очередном наезде так понравились  мужикам , что стали княжить и владеть ими, контролируя, между прочим , транзит «из варяг в греки». 
Наживаясь на транзитных коммерческих операциях, рюриковичи расплодились аки тараканы, инда правили в Тьмутаракани и в градах от моря Варяжского до  Понта Евксинского и хаживали ратью до Царьграда, где с понтом  правил сам Кесарь. Но «Кесарю кесарево…», а греческий понт  рюрикавичам был не в мазу и чтоб было не западло, решили они соорудить свой стол и общак в Киеве. Однако там уже сидел самозванец Аскольд,  которого по ходу пришлось замочить, ибо совсем не уважал Рюрика, его друганов , князя Олега , рюрикова сына Игоря Рюриковича со дружиною . Неуважение к друганам и большой дружине было большим политическим просчетом князя Аскольда: свидетельство тому – Аскольдова могила в Киеве.  ( «Большие батальоны всегда правы», -  говаривал Наполеон Бонапарт и был прав: свидетельство тому – могила Наполеона в Париже.)
Как гласит летопись: «… и сел князь на золотой стол киевский. И стал величаться Великим Каганом киевским». По первовременью каганы слыли  путевыми  чуваками  и погоняла у них были в тему: «Вещий», «Мудрый» и даже «Красно солнышко». Их неусыпными трудами поднимался стольный град  Киев.  Долго ли, коротко ли, но прошли годы, протекли  столетия, как песок сквозь пальцы. Потомки великих князей  – каганов - измельчали помыслами, запутались в делах наследства, передрались и расплевались, как это водится между близкими  родственниками. Наконец, поделив земли на уделы: «по шесть соток на душу княжеского населения» - размежевались.   Как сказано о том в летописях: « и про малое, то - великое, стали молвить» .
И се в столь неподходящий исторический момент, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как дальние родственники в гости, прибыли с Востока татары, они же монголы, они же поганые, они же орда и началось Иго, будь оно неладно. И повинны стали князья великую дань возить  царю татарскому в Орду. Орда для князей стала поистине Золотая. Царь звался хан, замашки у него были хамские, хотя он и проявлял личную скромность - жил в Сарае. Дань  называлась  «выход» - потому ежели князь не привозил «выход», то неминуемо попадал  в «безвыходное» положение: прискачут баскаки - налоговики ордынские с проверками, да участковые нойоны с нагайками, да мурзы пожарные замурзают, да багатуры из прокуратуры , да коновалы – табунщики из СЭС-с секс-миссией   (на случай, если кого огулять или, наоборот, охолостить надобно) и прочая братва ордынская и начнут кошмарить мелкий бизнес: проверять лицензию на княжение, договоры аренды палат княжеских и палаток торговых, разрешение на торговлю и ношение холодного оружия, лицензию на охранную деятельность и прочие ярлыки ханские. И каждому в ноги поклонись, поляну накрой, да бакшиш по чину дай. А не угодишь им - угодишь в матросскую тишину, где такая  тишина…, а потом  басманный  суд и на зону под Читу  лет на восемь. Руководители мелкого регионального уровня, каковыми и были по сути «удельные», пытаясь сохранить номенклатурные привилегии, мирились с подобным хамским стилем ханского руководства, справедливо опасаясь грядущей Перестройки.