Балерина

Евгений Ганичев
Было это в 1988 году,поздней осенью.Я вел амбулаторный прием в районной поликлинике .Несколько дней назад я вернулся из Киева с курсов по андрологии и сексопатологии.И теперь многие вопросы мне были почти ясны и понятны, многие предстояло еще уточнить и проверить.Перед кабинетом на подержаных и расшатанных креслах сидели пациенты.Проходя по коридору к кабинету я боковым зрением заметил пожилую женщину,которая выделялась чем-то,то-ли сидела не так,как все,какой-то поворот головы особый,руки лежали на стареньком ридикюле как-то не по крестьянски...
 Начался прием.Я всегда в своей врачебной работе старался творчески относится к делу,инди
видуально подходить к каждому пациенту...Я даже пришел к такому решению:работа с пациентом в кабинете это как "Театр Одного Актера",актер и зритель часто меняются местами и порой трудно разобраться - кто есть кто...Потом я часто вспоминал фразу, где-то услышанную:врач - от слова "врать", чем лучше врешь - тем лучше врач...Ну и всякое-разное...
 Очень уж я жалел о тех временах ,когда врачи принимали в больших светлых и просторных кабинетах...Верней я жалел о том, что у меня не было такого кабинета,вспоминая лекции по терапии профессора Шахназарова , который говорил:врачам не "от жиру" требовались большие кабинеты , а для того , чтоб правильно поставить диагноз ! Пока пациент от двери кабинета подойдет к стулу у стола врача , врач должен на 50 процентов предварительный диагноз поставить, исходя из наблюдений за вошедшим пациентом!Обратить внимание на походку , положение головы , выражение лица , качество кожи , дыхание , цвет кожи...Много еще всяких моментов он перечислил , но , акцентировал наше внимание еще на одной важной детали : предположите примерный возраст пациента . Это очень важно , ведь он может выглядеть старше или младше своих лет ! А это может помочь в постановке правильного диагноза...

 Прием начался. Заходил пациент за пациентом . И вот вошла эта женщина , на которую я обратил внимание. Высокая , стройная на свои годы ,высоко поднятый подбородок , вы-
разительные серые глаза , намек улыбки на лице . Она была небогато, но очень аккуратно одета . Ее волосы с проседью были покрыты шелковым платком ,который был оригинально завязан ,расцветка платка необычная.Ровным плавным шагом она подошла к стулу и аккуратно и осторожно присела на край стула ,по-девичьи подтянула к себе  приведенные друг к другу стопы в стареньких туфельках , установив их на носочки.На плотно сведенные бедра ,угадывающиеся под тканью платья , она положила свою сумочку на которую крест на крест опустила свои музыкальные кисти . Руки пожилой женщин , не белоручки ,вены выражены , ногти ухожены ...
 Мы начали общаться. Она рассказала о своих жалобах,я опросил ,осмотрел и пропальпировал ее , пересмотрел анализы...Вынес вердикт, выписал рецепты...Вроде-бы и все , можно закончить прием , все вопросы решены , но...Мне очень хотелось с ней пообщаться еще ,
потому что в ней многое было необычно для сельской жительницы.Во-первых я ошибся в определении ее возраста! Я очень редко ошибался в этом , а в данном случае я ошибся почти на 20 лет!!! Я предположил , что ей 62-65 лет , а на самом деле ей было 80!!!
Говорила она российским говором с включением многих иностранных слов (экзерсис , андеграунд ...и в таком ключе).Она с удовольствием пошла на общение!

 Оказалось , эта женщина со сложной и интересной судьбой. До Революции она была балериной ! 11-12ти летняя была в труппе Дягилева на подтанцовках(я не сильно понимаю в балете , но меня это впечатлило , т.к. я знал кто такой Дягилев!!!).Затем Революция ,карьера поломалась...Затем цирк...Затем цыганский табор...Затем войны... Семьи не создала ...Жила-выживала, но "экзерсис я делаю до сих пор"...Учитывая мой интерес к сексопатологии и сексуальным отношениям я перевел разговор о любви у людей в возрасте. Она лукаво улыбнулась ,прикрыв веки и наклонив голову немного помолчала , а потом сказала - сынок,независимо от возраста , любят одинаково страстно...Только возраст ограничивает возможности...Затем мы поговорили о желании жить ,когда тяжело болеешь.
Она сказала, что все хотят жить , а если просят смерти ,просто лукавят...Даже самый тяжело больной , просящий смерти , хватается за каждую секунду жизни как за соломинку!

 И вдруг , она откинула голову , а потом внимательно посмотрела мне в глаза и сказала фразу , которую я запомнил на всю жизнь.

  Вот эта фраза: Когда я просыпаюсь утром , лежу в постели не открывая глаз - я чувствую
себя 17ти летней девочкой. О возрасте мне напоминают мои суставы , когда я встаю с постели и иду в ванную комнату. Но самое страшное наступает тогда , когда в ванной комнате я смотрю на себя в зеркало - ИМЕННО ЗДЕСЬ ДУША ВСТРЕЧАЕТСЯ С ТЕЛОМ !... 

  Стройная женщина легкой походкой уходила от меня элегантно держа в руке свой ридикюльчик .

...Прошло много лет , но я очень хорошо помню нашу встречу и благодарен судьбе за нее ,
ведь она дала мне понимание очень важных вещей...Что я понял? Возраст - это понятие относительное , ведь и молодой может быть старым в душе. Любовь понятие вне возраста .
...За каждого пациента необходимо бороться изо-всех сил...
...А когда ты смотришься в зеркало и тебе далеко за...-относись к отражению с чувством юмора!!!



   фото автора