Ноктюрн

Варужан Назаретян
                НОКТЮРН


    Аветис стоял у окна и всматривался в зимнюю ночь. Сквозь плотно падающий снег он едва различал огни большого города.
    - Как красиво, - вслух и без всякого пафоса произнес он.
    - Ты что-то сказал? – послышался голос жены.
    - Говорю, что очень уж темная ночь сегодня.
    - Так она и должна быть темной, - улыбнулась Анаит и подошла к нему, - ух ты, какой снегопад. Смотри, города почти не видно.
    - Наверное, на него опустился туман.
    - Наверное. Но это же не помешает нам справить твой день рождения?
    - Что ты имеешь в виду?
    - Боюсь, как бы снег не завалил дороги.
    - Который сейчас час?
    - Восемь.
    - Должны были уже собраться.
    - Не переживай, - сказала она и поцеловала его в щеку, - обязательно соберуться.
    - А если действительно завалит? Живем-то на самом отшибе.
    - Да, - вздохнула она, - ты же сам выбрал этот особняк: вдалеке от всех, подальше от соседей, повыше в горы...
    - Ты же не возражала? – перебил он ее.
    - А что мне оставалось?
    Он странно посмотрел на жену, и вновь устремил взор в темноту. Ему исполнилось 40, но он никак не хотел примиряться с этим фактом. Казалось, только вчера было 20. Он хорошо помнил детство, просторный дом на берегу моря, запах рыбы, просмоленную лодку отца, соседскую детвору, огромных морских медуз, беззаботную жизнь. Теперь ему сорок, и дом его стоит далеко от моря... 
    - Тебя что-то заботит? – спросила она.
    - Знаешь, зря мы все это зтеяли.
    - Почему, дорогой – ведь, круглая дата?
    - Ну и что? Можно подумать...
    - Аветис, поздно что-то менять. Позволь лучше поправить тебе галстук, он у тебя съехал набок.
    - Сыграй мне Шопена.
    - Ноктюрн?
    - Да.
    - Тот самый?
    - Да.
    Она села за рояль и заиграла, и комната наполнилась ночной музыкой.
    Много лет назад, в такую же снежную ночь, Анаит играла этот ноктюрн на концерте. Аветис сидел в пследнем ряду, и не отрывал от нее глаз. Какой чудный профиль, мысленно восхищался он, и какая волшебная музыка.
    После концерта он вышел в зимнюю ночь. Кругом было тихо, если не считать слабый шорох падающего снега. Звуки ночи были как бы продолжением восхитительной мелодии ноктюрна. Ее образ стоял перед глазами.
    - Анаит, - позвал он ее, продолжая неотрывно смотреть в окно.
    Она продолжала играть.
    - Анаит, - вновь позвал он ее, - никак не могу вспомнить, когда именно и где  мы познакомились. Первый раз я увидел тебя на концерте. В тот вечер, после концерта, я ждал тебя у служебного входа. Хотел познакомиться, поговорить и... еще что-то... кажется, хотел спросить, что означает – «ноктюрн». Ты меня слышишь? - Анаит продолжала играть, словно не слушая его. – Потом ты вышла, взяла под руку какого-то мужчину... кстати, кто был тот парень? Впрочем, важно ли это сейчас?
    - То был мой муж, - послышался ее голос.
    У Аветиса екнуло в области сердца, и он подумал о том, что, вероятнее всего, его лицо стало белым.
    -Муж? – переспросил он, пытаясь не выдавать волнения
    - Да, - спокойно произнесла она, перебирая клавиатуру рояля. Затем, резко прекратила играть, подошла к столу и налила себе вина. – Да, я была замужем до тебя. Разве это что-то меняет?
    - Разумеется, нет, но почему...
    ... не сказала об этом раньше? - закончила она его мысль. - Ошиблась. Наверное, не стоило скрывать.
    Она отпила вина и вновь уселась за рояль, но играть не стала.
    - За 15 лет совместной жизни, - продолжила она, - ты ни разу не говорил на подобные темы. Что случилось сейчас?
    - Не знаю. Наверное, старею. Знаешь, в ту зимнюю ночь, на концерте, ноктюрн звучал совсем иначе - романтичнее. Теперь он мне показался не в меру сентимантальным.
    - Может, это ты очерствел?
    - Может быть. Как бы то ни было, именно поэтому я решил восстановить в памяти ту ночь.    
    - Зачем тебе это нужно?
    Аветис отошел от окна, уселся в кресло и закурил.
    - Можешь назвать это переоценкой ценностей.
    - Не совсем понимаю тебя.
    - В детстве очень хотелось иметь велосипед, но мне его так и не купили. Когда у меня появилась возможность приобрести его, мне вдруг расхотелось. В студенческие годы мечтал об автомобиле. Пришло время, и я его заимел, но без всякого восторга.
    - При чем здесь наши отношения? 
    - Понимаешь, мне совершенно необходимо вспомнить свои ощущуния от наших с тобой общений и сравнить их с теперешними.
    - Другими словами, ты хотел жениться... женился, но ожидаемого эффекта не вышло. Ведь так? Возможно ты хочешь сказать, что разлюбил меня?
    - Дело совсем не в этом... – он осекся.
    Анаит подошла к нему и села рядом на ручку кресла.
    - Аветис, не будем ворошить прошлое. Ни к чему хорошему это не приведет. Лучше позвони своим друзьям, что-то они запаздывают.
    - Так почему ты скрыла свое первое замужество?
    - О, Господи, Аветис, не будь таким занудой. Неужели не ясно, что я пошутила. Хотя, он имел все шансы стать моим мужем, но появился ты и напутал все карты. – Она отпила вина и продолжила. – Ты действительно не помнишь, как мы познакомились? Все было до банальности просто: узнал в филармонии адрес, и в один прекрасный день заявился с цветами. Я была удивлена и, не скрою, заинтригована. Помню, ты долго рассказывал об НЛО, инопланетных цивилизациях, космических кораблях и прочее. Меня это вовсе не интересовало, но я, не знаю почему, внимательно слушала тебя. Потом ты предложил сходить в скучный планетарий... Разумеется, я понимала, что ты пытаешься оставить впечатление и подыгрывала тебе. Хотя, не скрою, мне было приятно находиться рядом с тобой. Затем ты завел меня к себе домой, показывал какие-то книги и журналы по космонавтике... Когда все это мне вконец надоело, и я основательно проголадалась, ты, наконец, догадался пригласить меня в кафе...    
    - ...там был рояль, и я попросил тебя сыграть тот ноктюрн...   
    - ...рояль был растроен и отвратительно звучал, но я все равно сыграла и даже удостоилась аплодисментов...
    - ...ты любила меня?
    - Не знаю. Ты застал меня врасплох, я не знала как реагировать на твои ухаживания. С ним у меня были укоренившиеся отношения, вроде все было ясно. Я даже любила его или, быть может, казалось. Он был надежным и предсказуемым. Все были уверенны, что мы поженимся, да и я сама так думала. А ты был совершенной противоположностью – фантазер, романтик...
    - Что же было дальше?
    - Мы вышли из кафе и попали под сильный снегопад. Из-за навалившегося снега стоял транспорт и нам пришлось пешком добираться до твоего дома. До моего мы бы не дошли – далеко было идти.
    - Я угощал тебя горячим глинтвейном...
    - Ту ночь я осталась у тебя...
    - То была чудесная ночь...
    - А помнишь, как ты разбудил меня в четвертом часу и заставил смотреть в телескоп на звезды?
    - Да. Снег перестал идти, небо прояснилось... Я не мог не разбудить тебя, звезды были так прекрасны.
    - Они и сейчас прекрасны, и жизнь прекрасна, и все прекрасно, и вообще, перестань хандрить. В конце концов, сегодня твой День рождения.
    - Слушай, - вдруг оживился Аветис и вскочил с места, - а давай поедем к морю.
    - Поедем обязательно, - спокойно ответила Анаит, - летом возьмем отпуск и  поедем.
    - Нет, ты меня не поняла. Давай, сделаем это сейчас.
    - Сейчас, - у нее округлились глаза, - ты, верно, шутитишь?
    - Ну, почему шучу. Я говорю серьезно. Позвоним в агенство, закажем билеты на ближайщий рейс...
    - ... Аветис, - попыталась она остановить его.
    - ... благо – не сезон. Хочу сказать, не будет проблем с билетами. Ну как!? - воскликнул он и с надеждой посмотрел на Анаит.
    - Это настолько невероятно, что, кажется, вполне осуществимо, - ухмыльнулась она и добавила. - Однако, чем там можно заняться зимой? Не считаешь, что будет скучно? И потом, ты забыл о гостях. Они ведь могут и обидеться...
    - Плевать. Понимаешь, если мы сейчас этого не сделаем, то не сделаем этого никогда, а если и сделаем, то не будет того удовольствия. Ну, как тебе еще объяснить...
    - Не надо, я все поняла. Ты – неисправимый фантазер, - сказала она и принялась набирать номера агенств, - впрочем, - продолжила она, - сегодня твой день и ты вправе требовать все что угодно.
    Агенства, естественно, в такой час не работали. Затем они позвонили в аэропорт, где им сказали, что из-за погодных условий все рейсы на неопределенное время отменены.
    - Надо же, - тоскливо произнес Аветис, - вот как бывает в жизни.
    - Не переживай, - улыбнулась Анаит, - может это даже к лучшему. Поедем летом – как все нормальные люди. Насмотришься на своих медуз, покатаешься на отцовской лодке, поешь рыбки. А завтра, если ты не против, сходим в планетарий, давно там не были. А теперь, давай встречать гостей – кажется они подъехали.
    Засиделись до поздна. Было много веселья, вина и тостов. За окном непереставая шел снег. В первом чсасу ночи гости разошлись, а хозяева отправились спать. Перед самым рассветом Анаит разбудила мужа. Он с трудом открыл глаза и непонимающим взглядом смотрел на жену.
    - Слушай, - спросила она, - так ты узнал все-таки, что означает – ноктюрн?
    - О чем ты, Анаит? Какой еще ноктюрн, - сказал он и посмотрел на часы.
    - Ты же хотел спросить меня об этом 15 лет назад.
    - Хотел...
    - А теперь, расхотелось?
    Аветис молча посмотрел на нее, затем притянул к себе и обнял.               
    - Анаит, я люблю тебя. Может, даже сильнее, чем прежде.