О послушании

Николай Павлович Кормаков
       Дорогой друг, укрепляй себя в вере. Надо тренироваться. Если поверил чему-то, и уверен, что это от Духа Святого, то уж старайся не колебаться, объясняя это своими привычками, "пищей для ума" и т.д.
       Вот, например, сколько раз ты уже убедился в том, что если поступишь по-своему после того, как мы с тобой этот вопрос обсудили, то получаешь скорби, иногда очень сильные. Это Дух Святой обучает тебя, что "взявши плуг, не стоит оглядываться назад": или оставайся с тем, что ты сам определяешь, что хорошо, а что плохо; или, испросив совета и получив его в Духе Святом, не давай себе уже права в этом вопросе следовать собственному мнению. Называется это послушанием. Послушание же, как и смирение, должно быть перед Богом, а не перед человеками. Т.е. получив ответ на свой вопрос через человека в Духе Святом, пребудь в послушании Богу, чтобы тебе ни внушал твой собственный помысл. Не теряй благодати из-за своего легкомыслия в следовании собственным побуждениям.

       Ты спросил меня. Получил ответ. Потом сам поступил так, как захотел того сам. Зачем спрашивал?
Не кажется ли тебе, что это не очень мудро, мягко говоря?
Или не спрашивай, или спросив, пребывай в уповании. Это и значит "не угашать духа".
       Дух движим верой, интеллект - рациональностью, т.е. логикой и рассуждением, основанном на имеющихся представлениях. Почему не борешься со своевоелием? Трудно идти за волей Бога, если не отвергся своей собственной воли.
Тренируйся.

       Если действительно созрел для покаяния, то совершенно все равно тогда, какой священник исповедует; более того, даже с крыши дома готов принести исповедь перед всеми, лишь бы только Господь простил.
       Представь только себе, что вот тут, за спиной священника, стоит Сам Господь; священника же поставил только как свидетеля. Разве будешь ты думать тогда о психологии? Да, бывает иногда выбор: много священников исповедует, тогда, конечно, как говорят, "Сам Бог велел" сделать выбор. Тогда и делай.
       Впрочем, священника, к которому ходишь, в основном, на исповедь, который знает тебя, твои падения и восстания, называют своим духовником. Отцом же духовным называют человека, которого Бог даровал тебе в качестве проводника в духовной жизни. Сейчас это очень редкое явление, поэтому еще Василий Великий, а ближе к нашему времени, Игнатий Брянчанинов, советуют не терять времени в поисках духовного отца, а опираться на святое Евангелие. Если же Господь дарует кому духовного проводника (старца, как говорили на Руси), то благодарить Бога, пребывая в совершенном послушании старцу (который, кстати, не обязательно должен иметь  церковный сан).
       Благословен Бог.