Твердо стоять в истине

Николай Павлович Кормаков
       Друг мой!

       Порадовало меня твое письмо. Ты твердо отстаивал истину, не глядя на то, что оппонентом твоим был человек авторитетный. Стой твердо в истине. Однако, пытаясь кому-то сообщить что-то, научись не влезать в споры, а действовать лишь аргументами: старайся во всем поступать так, как поступал возлюбленный Учитель наш, Господь Бог и Спаситель наш, Иисус Христос.
       Он никогда не пытался кого-либо в чем-то убедить, но с любовью предлагал истину, если человек искал ее. Если же человека не столько интересовала истина, сколько лишь собственные интересы, Он обличал это: и опять же - с великим тактом. И лишь, если видел упрямое упорство подавления истины неправдою, то обличал, не скупясь ни на эмоции, ни на резкость слова.
       Габиеле Босси же Господь сказал однажды, что чем более ты считаешь себя Моей, тем более в тебе должно быть вежливости (в смысле "ласковой нежности" ). Обличать, подобно Господу, не каждому дано, а вот стараться к человеку обращаться с любовью, дано каждому. В этом нам и надо проявлять старание, каждого человека почитая лучшим себя. Это вовсе не значит, что "из смирения" должно соглашаться со всем, что тебе ни скажет даже уважаемый тобою авторитет (таковое и называется лжесмирением). Но кротко дать ясный ответ своей веры, ибо даже первосвященнику апостолы спокойно возразили, что "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян.5,29).


       Относительно того, что я тебе посоветовал. Итак: "По вере вашей будет вам". Если бы ты без сомнения поверил в то, что я тебе сказал, то без сомнения это бы тебе и помогло.
Однако и в этом случае постараемся извлечь для нас пользу. В случае, когда тебе что-либо предлагается от Бога, то внутри тебя, кроме тенденции принять предлагаемое, возникает и противоположная тенденция (иногда очень слабая) - отказаться. Это и значит, что предлагаемое тебе от Бога исходит (св.Варсонофий Великий: критерий различения). Иными словами, Бог никогда не пренебрегает свободой воли человека: всегда предоставляет выбор. В других случаях, т.е. когда предлагаемое исходит от человека или от дьявола, то противоположной тенденции для выбора не бывает: человек видит в себе только единственное решение - либо принятие, либо отказ. Иными словами, если решение является плодом лишь единственной внутренней тенденции, то предлагаемое не от Бога исходит. В случае же двух тенденций, когда ты хочешь сделать нечто ради Бога, более слабая тенденция указывает на неверный выбор.

       Бог милосерден, поэтому всегда желает помочь человеку, иногда даже способом неординарным, как, например, через Ангела Рафаила помог Товии приготовить снадобье из рыбы (книга Товит).
       Если необъяснимым образом нашел средство помощи, то благодари милосердие Иисуса Христа, это от Него.