79. У вод текущих

Книга Кентавриды
Кажется мне, ни в одной стране мира нет стольких фонтанов и водоёмов, украшенных фигурами кентавров, как в Германии. В других местах они, конечно, тоже попадаются, но обычно в единичных и исключительных случаях. Ведь, если вдуматься, сам сюжет не всякому придёт в голову, ибо с идеей вечнотекущей воды чаще всего связываются образы русалок, наяд, тритонов, рыб, лебедей, дельфинов… Их в Германии тоже предостаточно. Однако почему-то именно здесь примерно в одно и то же время, на рубеже 19-го и 20-го веков, германские бургомистры и магистраты, словно бы сговорившись, начали заказывать, а скульпторы строить фонтаны с кентаврами.
И это наблюдалось повсеместно, от северного Гамбурга до южного Фюрта, от столичного Берлина до университетской Йены.

 http://kentauris.livejournal.com/622159.html
(Фюрт, фонтан 1899 года)

У столь внезапно возникшего спроса на фонтаны с кентаврами (или без оных) имелись и практические причины. Как раз в то время в большинстве цивилизованных европейских городов создавались общие водопроводные сети, и власти, демонстрируя гражданам свою просвещённость и рачительность, стремились придать этой полезной идее красивую форму. Трубы, просто зарытые в землю, или торчащие на перекрёстках колонки, сами по себе глаз не радуют. А фонтан на площади — совсем другое дело! Возле него можно устроить клумбочки—вазончики—скамеечки, где влюблённые будут назначать свидания, молодые мамочки и нянечки выгуливать пухленьких малышей, растрёпанные студенты галдеть о чём-то заумном, поглядывая на фланирующих профурсеток… И заодно вся эта публика увидит надпись: «Сей фонтан сооружен повелением бургомистра Зигфридхайнца фон Штанген-Циркуля в честь открытия городского водоснабжения».
Да, примерно так оно чаще всего и пишется.

Но почему — непременно кентавры?..
И почему, чётко обозначившись в конце 19 века, эта тенденция дожила практически до наших дней?.. Водопроводом нынче никого не удивишь, однако стойкая связь кентавра с фонтаном характерна более всего для Германии.
Мне кажется, что в настойчивом желании немцев обозначить присутствие кентавров вблизи природных или рукотворных источников воды просвечивает смутная (или осознанная) память о том, что некогда так оно в этих краях и было: человек мог встретить кентавра именно у ручья, озера или водопада — и, даже не сталкиваясь с кентавром лоб в лоб, а наблюбдая за ним, затаив дыхание, из-за скал или густой листвы, преисполниться удивлённого восхищения к такой чужеродной, но несомненно божественной природе двусущностных.
 
http://kentauris.livejournal.com/28847.html
(Альтона под Гамбургом, парк)


Интересно взглянуть, какие именно образы и идеи несут в себе эти изображения. Сцен насилия над нимфами или похищения Нессом кричащей Деяниры, столь популярных в соседних странах, на немецких улицах и площадях практически не встретишь.
Одним из самых старых произведений в «фонтанном» жанре можно считать изваяние кентавра, трубящего в рог и опирающегося на палицу, которое украшает грот «Голова гиганта» в декоративном каскаде прудов и фонтанов в парке бывшей княжеской резиденции Вильгельмсхоэ под Касселем.

 http://kentauris.livejournal.com/18814.html
(Кассель, Вильгельмсхоэ. Фото Юргена Круга. Фрагмент)

Возможно, кассельский братец собирается с кем-то сразиться (не исключаю, что даже с Гераклом), но скульптор изобразил его прекрасным и гармоничным существом. С конце концов, если Аполлон владеет как луком, так и лирой, почему кентавру нельзя иметь и рог, и палицу?..
Нельзя сказать, что все германские кентавры такие уж мирные, однако они либо выясняют отношения между собою, мутузя друг друга из-за рыбы (фонтан в Альтоне близ Гамбурга), либо благородно сражаются с зелёными водяными змеями.

   http://kentauris.livejournal.com/238257.html
Бремен, фонтан 1891 года

http://kentauris.livejournal.com/21346.html
Фробург, фонтан 1899 года

Герой фонтана во Фробурге (1899) выступает своеобразным заместителем святого Георгия, замахиваясь камнем на дракона (скульптор явно был сведущ в нравах первобытных собратьев, ибо кентавры последующих времён уже умели пользоваться рукодельным оружием).
Другие кентаврические статуи украшают собою не фонтаны, а пруды или мосты (под которым протекают или некогда протекали ручьи и реки).
Интересно, что такие кентавры нередко бывают, во-первых, водоплавающими (ластоногими), а во-вторых, семейными, и изображаются либо с нимфами, либо с кентавридами. И тут — никаких намёков на насилие! И братцы, и их подруги выглядят совершенно счастливыми.
Таковы, в частности, статуи Рихарда Гура (1873—1956), которые установлены в парке берлинского района Шёнеберг в 1910-х годах.

 
http://kentauris.livejournal.com/604363.html
 

Статуй здесь четыре, и  они, на мой взгляд, символизируют разные стадии взаимной любви, вплоть до родительской нежности к новорождённому младенцу.
На мосту Глинике в Потсдаме мы видим также красивую пару, но уже сугубо кентаврическую. Потсдамские кентавры — водные, и держат в руках рыб или змей. Автор этих изваяний — Штефан Вальтер, и созданы они также в начале 20 века.

 
http://kentauris.livejournal.com/540517.html
 

Наконец, в конце 20 века в Берлине появился ещё один фонтан, проникнутый чуть ностальгическим настроением любования и восхищения существом, непонятным для человечьего племени. Скульптор Хартмут Бонк поставил в 1987 году на площади Карл-Маркс-Платц многофигурный фонтан, где центром всей композиции стал образ чуть отстранённого и величавого кентавра, спокойно идущего своей дорогой — прочь и от богов, и от людей.

 http://kentauris.livejournal.com/603145.html
(Фото Йорга Кантеля)

Если отвлечься от собственно фонтанов, то нетрудно обнаружить: больше всего пленэрных кентаврических изображений находится в Берлине и его окрестностях — и в Гамбурге. И здесь наблюдается та же самая закономерность: кентавры появились не когда-нибудь, а либо в 19 веке, либо в начале 20-го.
Улыбающийся дородный молодой кентавр смотрит на пешеходов со стены дома на гамбургской Лютцов-штрассе, построенного в начале 1900-х годов. На плече у него палица, но лицо дружелюбно, а поза спокойна; с таким пареньком можно остановиться поболтать о том, о сём — а на прощание пожелать ему удачной охоты.

 http://kentauris.livejournal.com/609627.html

А над входом в здание «Левантийского дома» в том же Гамбурге (1911—12 годы) нависает эффектная статуя кентавра в прыжке. Вблизи выглядит, наверное, страшновато, но и этот кентавр никому не угрожает — он выше людей в буквальном и в символическом смысле.

 http://kentauris.livejournal.com/610129.html

Гамбург — город морской, и даже эти сухопутные кентавры могли возникнуть в какой-то таинственной связи с водной стихией (или со стихией вообще, ведь море невольно заражает духом неукротимой свободы всякого. кто вырос рядом с ним или однажды впустил его в свою душу).
Потому и девиз граждан вольного города Гамбурга, красующийся с 16 века на стене ратуши — «Libertatem quam peperere maiores digne studeat servare posteritas» («Свободу, которой добились наши предки, да стремятся сохранить с честью потомки») — звучит совершенно так, как если бы его сформулировал кто-нибудь из кентавров, некий новый Хирон, выбравший безвестность ради общей пользы.