У России один настоящий противник - она сама

Александр Закатов
У России есть только один по настоящему серьезный враг – она сама… Ответы директора Канцелярии Дома Романовых А.Н. Закатова  на вопросы писателя А.Н. Крылова-Толстиковича


1. История всегда  предполагает некоторый элемент мифологии. Хотелось бы услышать  ваше мнение профессионального историка:  какой процент занимает мифология в современном освещении отечественно истории? 


С одной стороны, история как наука о закономерностях развития человеческого общества, стремящаяся постичь истину и основанная на объективном изучении фактов, противоположна мифологии. Но, с другой стороны, существует диалектическая взаимосвязь между историей и мифом. Есть объективный факт, и есть его субъективное восприятие отдельной личностью, различными политическими, религиозными, социальными группами или целым народом. Вот здесь, на этой почве, и зарождаются мифы, иногда очень стойкие,  где-то расширяющие, а где-то искажающие и даже вытесняющие реальность. В отличие от политика и обывателя, профессиональный историк обязан установить, насколько это возможно, всю совокупность фактов, относящихся к историческому событию. Но и он не свободен от собственных оценок, и, как следствие, от некоторой мифологизации анализируемого материала. Какие-то события героизируются и идеализируются, какие-то – наоборот. Основания для того и для другого всегда можно найти. Однако историк-профессионал, что называется, «знает меру». Он может что-то слегка приукрасить, а где-то акцентировать внимание на негативной стороне. Но откровенной фантастики и грубых ошибок он постарается избежать, чтобы не разрушить собственную репутацию ученого. Когда же исторический материал используется в политических или коммерческих целях, тут мы видим ядовитое соцветие – и невежество,  и умалчивание, и злонамеренные выдумки. Это наносит колоссальный вред национальному самосознанию – ведь подавляющее большинство людей воспринимает исторические сведения не со страниц научных монографий, и уже даже не из классической исторической художественной литературы, а с экрана телевизора и из Интернета. Конечно, писатель, режиссер, поэт имеют право на творческий вымысел, на глубоко авторскую интерпретацию. Глупо придираться к неточностям и некоторым несоответствиям таких шедевров, как «Борис Годунов» Пушкина, «Война и мир» Толстого, «Андрей Рублев» Тарковского… Но когда  с экрана императоры и аристократы XVIII-XIX вв. изъясняются на блатной фене, когда на первых каналах показывают многосерийные глупейшие сказки про Сталина и Берию, когда продажу Аляски связывают с именем Екатерины II и т.п. – это разрушение в народном сознании представлений о прошлом, из-за чего история перестает быть «наставницей жизни» и сокровищницей опыта, и превращается в дешевый лубок.


2.  Позволю себе напомнить старый афоризм, утверждающий, что история учит только тому, что ничему не учит...    Вы не согласны с таким парадоксом?


Классик отечественной исторической науки В.О. Ключевский правильно отметил, что история учит в любом случае. А тех, кто не хочет у нее учиться, она жестоко проучивает. Для каждого человека естественно при принятии решений обращаться к своему жизненному опыту, стараться избегать повторения ошибок и использовать то, что принесло успех. Жизненный опыт народа, страны и, в конечном итоге, всего человечества гораздо богаче и многообразнее. Анализировать его, разумеется, сложнее. Но от правильного анализа зависит судьба народа. Целые нации и цивилизации исчезли с лица земли, когда утратили опору на свои традиционные ценности и понимание своего места в окружающем мире. Пока Россия шла по своему историческому пути, ее территория неуклонно расширялась,  численность населения росла, влияние на мировой арене укреплялось. Попытка построить «новый мир», основанный на разрушении до основания старого, привела к распаду территориальной целостности и вымиранию народа. Не хочется прослыть какой-то новой Кассандрой, но у меня сложилось твердое убеждение, что если мы не опомнимся, то в XXII веке о России будут вспоминать в прошедшем времени, как о Вавилоне, Ассирии или Древнем Риме.


2. Фельдмаршал Миних утверждал, что “Россия, безусловно, находится под особым покровительством Бога, иначе просто нельзя понять, как она до сих пор существует”. Как вы относитесь к  теории об исключительности российской истории, об особой роли России в мировой цивилизации?


 История любой страны уникальна и исключительна, хотя роль в мировом процессе разная. Общемировое значение России признают даже наши противники. Отрицать  это  могут только совершенные безумцы и демагоги. Любой иностранец, оказавшийся в чужой для себя стране, независимо от ее исторического масштаба, наверное, мог бы повторить слова Миниха. Ему было непонятно, как существует Россия, а мне, например, непонятно, как существует современная Европа. Божественное покровительство проявляется не только и не столько по отношению к исключительным и святым. «Идеже умножися грех, там преизобилует благодать», - писал апостол Павел. И сам Спаситель сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Патриотизм, уважение к своей собственной истории и осознание себя самостоятельной цивилизацией не имеют ничего общего с пренебрежением к другим, самопревозношением и восхвалением собственных пороков. Если в нашем доме завелась грязь, ее надо вычистить, а не хвалиться ею, и не злиться на тех, кто обратил на неё внимание. Истинно великая нация, каковой является наш многонациональный народ, не может страдать комплексом неполноценности и бояться признать совершенные ошибки. В том, что было неправильно, не стыдно и покаяться, ведь истинное покаяние – это не какая-то унизительная процедура, а очищающая перемена к лучшему образа мысли и действия. В нашей истории достаточно великого и славного, чтобы мы, несмотря ни на что, всегда ощущали себя уверенно и самодостаточно и смело смотрели всем в глаза. Нужно также помнить, что мы сильны, и, по большому счету, никто не сумеет причинить России существенного вреда, если мы сами себя не предадим и не обманем.
 

4. Приближается 400-летний юбилей Дома Романовых. Как планируется отметить эту юбилейную дату?


Празднование 400-летия окончания Смутного времени, несомненно, пройдет на высоком государственном уровне. Однако уже сейчас кое-где замечается нездоровая тенденция замалчивания и игнорирования того факта, что конец Смуте положило именно призвание Великим поместным церковным и земским собором 1613 года на царство династии Романовых. Этот момент некоторые современные политические силы, как левого, так и либерального толка, хотят как-нибудь обойти или, как минимум, принизить его значимость. В данном случае мы имеем дело как раз с политизированным мифотворчеством. В подлинно демократическом добровольном всенародном соборном акте восстановления монархии и возведения на престол законного государя, природного преемника Дома Рюриковичей и основателя Дома Романовых Михаила  Феодоровича –  этой кульминации патриотического подъема и освободительного движения – усматривают торжество деспотизма и, таким образом, пример, нежелательный для нынешней демократии. Это, одновременно, и историческая неправда, и абсурд современной политической жизни. Увы, теоретически такой подход возможен: ведь умудрились же в советское время поставить оперу Глинки «Жизнь за Царя» под названием «Иван Сусанин» в такой редакции, что ни о царе, ни о настоящей сути подвига Сусанина там не звучало ни слова. Очень хотелось бы, чтобы в нашем общенациональном торжестве, все-таки, восторжествовали не ангажированность и политиканство, а справедливость и объективность. Лучшим свидетельством уважения к истории Отечества стало бы урегулирование нашим государством правового статуса Российского Императорского Дома как исторической институции, являющейся одной из важных опор гражданского общества, живым символом связи времен и цивилизационного единства всех народов бывшей Российской Империи. Как неоднократно отмечалось и подчеркивалось и самим Императорским Домом, и многими другими авторитетными духовными и светскими деятелями, юридический статус династии не имеет ничего общего ни с изменением политического строя, ни с возвратом собственности. Глава Дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна и члены ее августейшей семьи не раз заявляли, что они категорически избегают любой формы участия в политической борьбе, что они отвергают идею реституции и ни в коем случае ничего не хотят навязать своим соотечественникам. Но они являются гражданами России и имеют, по крайней мере, не меньше прав, чем любой из нас. Кроме того, в качестве членов исторической корпорации, каковой является Дом Романовых, они должны иметь возможность участвовать в подготовке празднования значимых исторических дат. Праздновать без них 400-летие их династии, это все равно, что отмечать юбилей крещения Руси без Русской Православной Церкви. Если даже атеистическое руководство СССР в 1988 году не дошло до такой нелепости, то наши власть и общество тем более не должны этого допустить.


5.  Нередко юбилейные исторические даты используются в откровенно политических целях, когда предпринимаются  попытки фальсифицировать историю. К примеру, так произошло на Украине в 300-летнюю годовщину  Полтавской битвой. Хотелось бы услышать вашу оценку подобного отношения к истории. 


- Думаю, дело не в слабом знании украинскими историками своего предмета.  Всегда существовали академическая историческая наука и политизированная история, состоящая на службе того или иного режима для решения определенного идеологического  заказа. Так было у нас после коммунистического  октябрьского переворота, когда вплоть до 1935 года преподавание истории в школах и вузах вообще отменили, а национальных героев и святых объявили «лавочниками», которых необходимо «сбросить с корабля современности».  Новыми героями стали разбойники типа Разина, Пугачева, и террористы – декабристы, народовольцы... Но, по мере того, как неизбежность внешней войны  становилась все более очевидной, большевики вспомнили Александра Невского и Петра Великого, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова, подвиги  императорской армии… Нечто подобное революционному историческому нигилизму 1920-х гг. происходит сейчас и на Украине. До 1991 года какой-то самостоятельной украинской истории, отдельной от истории России или Польши, просто не было. В первые века нашей государственности и затем в 1654-1991 гг. мы были единым государством. Сейчас киевская правящая элита пытается выработать некое подобие самостийной идеологии. Поскольку выбран прозападный политический курс, местные политизированные историки предлагают угодную нынешним властям  антироссийскую  интерпретацию исторических фактов, начиная с дохристианских времен и заканчивая событиями Второй мировой войны. Но я уверен, что подлинные исторические связи русских и украинцев всё равно останутся сильнее лживой пропаганды, прикрытой псевдонаучными утверждениями. Не стоит по этому поводу особенно переживать и, самое главное, ни в коем случае не нужно противопоставлять чужим фальсификациям собственные выдумки и натяжки. Клевету и пристрастность можно победить только правдой и объективностью.



5. По вашей преподавательской практике, насколько интересуют события прошлого современную молодежь?


Молодые люди живо интересуются прошлым. Но, к сожалению, за последние несколько лет резко снизились уровень знаний и, в целом, эрудиция выпускников школ. Очевидно, это связано с новой формой экзаменовки. ЕГЭ в гуманитарной сфере отучивает мыслить, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, сопоставлять и анализировать факты. Сведения по истории усваиваются бессистемно, вне представлений о причинно-следственной связи,  в виде механического запоминания считающегося правильным варианта ответа на вопрос теста. Результаты плачевны. Вы, может быть не поверите, но я даю Вам честное слово, что встречаются студенты, зачисленные с неплохими результатами по ЕГЭ, которые не знают, был ли Ленин красным или белым, до революции или после нее произошла Великая Отечественная война,  с кем воевала Россия в 1812 году… И это еще не всё! Вопросы, которые раньше считались в педагогической среде шуточными, теперь приходится задавать на полном серьезе. И у немалого числа студентов вызывают серьезное затруднение ответы на вопросы: «В какой день недели произошли события «Кровавого воскресенья»?, «Сколько членов было в Семибоярщине»? или «Кто подписал пакт Молотова-Риббентропа»? Это очень тревожный симптом не только состояния образовательной системы, но и общества в целом. Оптимизм внушает только то, что совершенно равнодушные к истории России пока еще все же в меньшинстве. Значит, дух нашего народа жив, и надежда на возрождение есть.

А.Закатов: У России во всем мире лишь один опасный противник — она сама… // Российские вести, 2009, 9-15 ноября; № 43

(2009)