Борьба за право быть собой

Кора Журавлёва
      Ровно через один год, после приезда в Румынию, я получила вид на жительство, сохранив Советское гражданство. Для этого я прошла все необходимые полицейские процедуры, поэтому мне было непонятно, почему меня через три года проживания в Румынии, снова вызывают в отдел регистрации иностранных граждан.
      Все документы у меня были в прядке. Для меня было очень важно не создавать себе лишних проблем с властями. В полиции мне сообщили, что я ДОЛЖНА принять румынское гражданство, поскольку постоянно проживаю в Румынии. Это стало для меня ударом.
      Вероятно, они рассчитывали на мою неосведомлённость. Сначала я разволновалась, а, успокоившись, позвонила в наше консульство в Бухарест. Консул успокоил меня, сказав, что договорённости между странами не менялись, так же как и внутренние нормативные акты, что касается советских граждан, проживающих постоянно в Румынии. Консул добавил ещё, чтобы я не поддавалась на провокации, поскольку сейчас проходит акция уговоров всех советских граждан и, что поменять гражданство я могу только добровольно.
      Когда меня вызвали во второй раз в милицию, я рассказала им о разговоре с консулом. Тогда они стали доказывать мне, что моей семье будет легче жить, если я приму румынское гражданство, а мой муж сможет сделать хорошую карьеру. На это я ответила, что мой муж сделает себе карьеру за счёт своего ума, а не в результате смены моего гражданства.

      Когда же меня вызвали в третий раз, то я уже разнервничалась, но, улыбаясь, сказала им:
- «Я Вам всё объяснила, но, кажется, Вы меня не поняли. Говорю в последний раз, если я ещё хоть раз получу от Вас повестку на эту же самую тему, я повешусь и напишу на груди – «Была насилована румынскими властями!».
      Самой мне стало смешно, ЧТО! я выдумала. Хотя всё это я говорила, улыбаясь, они, вероятно, поверили мне, потому что больше никогда, никогда в жизни на тему по проблеме гражданства, меня не беспокоили.

      Многие мои соотечественницы поддались уговорам и поменяли гражданство, а, поменяв его, они стали не выездными, как и большинство граждан Румынии. Даже к себе на родину их поездки стали проблемой. Многих мужей этих девочек всё равно уволили с работы, хотя они за деньги той же Румынии заканчивали военные академии и считались ценными специалистами и у себя на родине, в Румынии.
      Со мной всё было наоборот. Я могла ездить в любые страны мира без проблем, мой советский паспорт зачастую открывал мне двери, куда достучаться не могли обычные граждане страны, а значит теоретически и практически, прав у меня было больше, чем у других.
      Что касается обязательств, то они были не шире, чем десять заповедей, которые я не нарушала бы, будь я хоть китайской подданной.
      Единственное чего я была лишена, так это права избирать и быть избранной в государственные структуры. Поверьте, я от этого не страдала! Ах, да! Ещё мне не меняли валюту, если я выезжала за границу Румынии, но я сама находила выход из таких ограничений.
      Что же касается моего супруга, то благодаря своему уму и амбициям, он сделал себе желаемую карьеру, и моё гражданство ему никогда не мешало, а иногда даже помогало.
      Никогда я не поменяла бы гражданство своей великой многонациональной и сильной державы на полную незащищённость. Я в любую минуту могла обратиться к себе в посольство за помощью, и меня бы поддержали, как это и случилось во время Румынской революции 1989 гола.   

Post factum. Но это было так давно! Теперь моей большой державы нет, а лишь разрозненные "хатки"...

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ) ЯЗЫК МОЙ, ВРАГ МОЙ http://www.proza.ru/2011/02/27/1400