Последняя атака

Семён Кемельмахер
   
      Шёл уже последний завершающий этап Великой Отечественной войны. Бои уже шли на  территории Германии на подступах  к Берлину. Поэтому с отправкой на фронт нового пополнения из резервасолдат последнего военного призыва явно не торопились. Однако, в связи с усиливающимся разгулом бандеровских бандитов, на территории только что освобождённой Украины, курсантам и солдатам нашей воинской части приходилось неоднократно участвовать в военных операциях по ликвидации этих банд...  Часто среди ночи нас поднимали по тревоге, и мы в спешном порядке в составе своих мотоциклетных взводов, рот, а иногда и батальонов, в зависимости от обстановки, выезжали на очередную операцию.    

   Иногда, занимая исходную позицию, и окопавшись, мы, скорчившись в своём
неглубоком окопчике, так и не сделав ни одного выстрела, в сторону предполагаемого противника, лежали в нём до самого рассвета. Но это было не всегда. В большинстве случаев ночные тревоги были всё же не случайными, и мы ввязывались в настоящие бои, иногда с превосходящими силами и несли потери…
 
   Бой громыхал всё ближе и ближе, накатывал,  словно неотвративный обвал. Вот-вот  докатиться сюда. До края неба в тучах да дыму, носились, взмывая и падая? какие–то тени. Со склона овражка,где мы окопались, видать их было плохо.
Пули режут и буравят лес, Можно без  труда себе представить, что будет, если одна из них всё–таки доберётся до тебя – ударит стремительно и жёстко,глубоко вгрызаясь в  податливую  человеческую плоть, расплющиться  о кости, а потом зашипит, остывая в крови. Сколько боли и горя может принести один – единственный усочек свинца! Страшные времена.

  Наш взвод по одному отползает вниз по склону овражка. Где-то слева начинает хлопать миномет.  Никому не дано услышать пулю, несущую смерть, но звук роковой мины слышно очень хорошо. Поэтому, услыхав очередной хлопок, хочешь, не хочешь, а сжимаешься в комок и молишь: пронеси,пронеси, пронеси... Первые часы под пулями и минами противника были для нас, молодых, ещё необстрелянных солдат серьёзным испытанием. Но это ещё не было настоящим боевым крещением. Оно наступило, когда нас подняли в атаку, и мы видели своими глазами врага, которого мы могли достать пулей, гранатой, штыком.
   
  Впереди стояло тёмно–багровое облако. Оттуда как далёкиё гром, доносились тяжёлые раскаты, сотрясающие воздух.Но вот, по команде своего командира, под непрерывным обстрелом противника, мы устремились вперёд в полный рост, в атаку, в ночную мглу, в неизвестность. Приказ есть  приказ! 

Мы не слышали ни треска пулемётов, ни разрыва мин – бежали что есть силы.
Смотрели только себе под ноги, вперёд… Распаренные – красные, мокрые от обильного пота, мы шли так, будто через минуту должны были броситься в пропасть, Мы это знали, и были готовы на это. А в мыслях было - только бы не отстать  от всех, не оказаться в одиночестве. Выйти из атаки живым! Но вот упал, широко раскинув руки,  и выронив оружие, мой хороший товарищ и друг Саша Петьков из Белоруссии. Настигла пуля и нашего ротного командира. Впервые я увидел, как погибали в бою мои товарищи. Просто. Упадёт человек на землю, будто споткнётся или оступиться, и больше не поднимается.
 
 Этот бой  мгновенно выбила из наших мальчишечьих душ всё, что оставалось у нас детского и наивного. Мы превратились в настоящих солдат.Автоматными очередями и гранатами наша рота прокладывала себе путь вперёд. И вот, наконец, противник  не выдержал, отступил назад и побежал.Сопротивление  бандеровцев было сломлено.
   
  И вдруг вспышка, удар, как булыжником, как кувалдой со всего маха по голове. Тьма…     Менятбросило на землю, да так, что чуть шею не сломал.На мгновение я ослеп и оглох. Не понял сперва ничего. Распялил руками насильно по шире глаза.Вроде снова стал видеть. Но что–то липкое заливает глаза.осподи, кажется кровь…кровь! По щеке и ниже, по подбородку, по шее на грудь, на живот, текла моя живая горячая кровь. Не могу сообразить, почему я собственно лежу здесь один, на земле и не могу подняться,
   
   И почему так шумит в голове? Значит, я всё–таки ранен. Невольно вырвалось – “Помогите! Не оставляйте меня здесь! Мне нельзя умирать! Мне всего лишь только 18 лет!...” Придя  в себя, вытерев кровь с лица и щеки, я, наконец–то сообразил, что надо достать индивидуальный санитарный пакет и перевязать рану. И хотя я почти оглох, сильно болела и кружилась голова, понял, что видно не судьба мне в этот день погибнуть.
   
    Очень холодно, зябко. Мглистый туманный рассвет. И сознание такое же - мутное, нечёткое и туманное. Очевидно, меня всё–таки здорово оглушило. Не помню, сколько прошло времени, когда подоспевшая медсестра вытащила меня из воронки и уже перевязанного,  в кровавых бинтах, доставила в санчасть.
 
  Как я узнал впоследствии, этой медсестрой была Люба Краева, о которой я  расскажу  ниже.Временным помещением санчасти служил глубоко врытый в землю блиндаж. В нём стояли небольшой столик и топчанчик, на котором лежали инструменты, перевязочные материалы и медикаменты.Лучи света туда не проникали, и источником его служил небольшой огарок обыкновенной свечи. Когда подошла моя очередь, мне сделали обработку раны  и наложили, свежую повязку. После этого меня вскоре отправили в санбат.
  Итак, я отделался лёгкой контузией и шрамом у виска. Видно, небольшой осколок минометного снаряда попал плашмя и лишь слегка задел верхние ткани. И как сказал мне врач в санбате – «Ты, сынок, видно, в рубашке родился, - если бы этот осколочек буквально на чуть–чуть изменил  свою траекторию…Тебе, брат, крупно повезло». Уже впоследствии,  после выписки из санбата, я написал об этом в своём стихотворении следующие строки:
       
         И память до сих пор хранит,
         Тот бой, где ранен был в висок,
         Но жив, остался, не убит,
         Лишь шрам наискосок…

  Сегодня в вечернею смену дежурит Люба Краева, или просто  Любаша, как называют её  в
медсанбате.  Любаша – это наша медицинская сестра, молодая девушка лет восемнадцати- девятнадцати, пользующийся особой  любовью и уважением раненых. К каждому из нас у неё свой, особый подход. Она всех величает по имени- отчеству, и знает о нас почти всё. Ко мне она относиться с особым расположением,  очевидно, потому, что я оказался одним  из раненых, доставленных ею с поле боя.

Кроме того, она почему–то   называла меня своим земляком, хотя  это не так. Дело всё в том, что она родом из Шабалинского района Кировской области, где во время войны, до моего призыва в армию, наша семья была в эвакуации. Правда, там наши пути не пересекались, так как учились мы с ней в разных школах, но в наших судьбах было очень много сходного. Наши отцы, с первых дней войны ушли на фронт и погибли в боях под Москвой в 1941 году.
Её мама была военным врачом, работала в эвакогоспитале, а в 1943 году ушла на фронт  и погибла под Сталинградом. Почти такая же трагическая судьба постигла и мою маму. После гибели в Народном Ополчении моего отца она тяжело заболела и вскоре умерла в совсем ещё молодом возрасте. Ей было всего 43 года.
   
   В конце 1944 года, по последнему военному призыву, я ушёл в армию, а Люба, после окончания медицинских курсов при эвакогоспитале,  где она к тому времени работала санитаркой, была направлена в медсанбат нашего отдельного танкового полка.
   Уже почти перед самым окончанием войны, для пополнения войск 8й Механизированной армии
генерала Пухова, для отправки на фронт, был сформирован танковый батальон нашей воинской части, куда в качестве медицинской сестры по её собственной просьбе, была зачислена и наша Любаша. И вот буквально недели через три, в воинскую часть пришло письмо от одного из наших товарищей, находящегося  в составе этого танкового батальона. В письме он  с глубокой горечью сообщил, что в одном из  ожесточённых боёв в Восточной Пруссии, при исполнении своего воинского долга героически погибла наша медицинская сестра Люба Краева, вынесшая на своих хрупких девичьих плечах не один десяток раненых.
   Весь личный состав нашей воинской части с чувством глубокой скорби перенёс эту тяжёлую утрату.

Вот такая вот печальная история, неумолимая действительность суровой войны. Ну а я, уже после окончания войны, написал одно из своих самых первых стихотворений, под названием «Мама», посвящённое нашей медсестре Любе Краевой. В основу его положены реальные события – трагическая судьба её короткой, но славной и яркой жизни.
   
  С этим стихотворением я выступал  в подразделениях нашей воинской части, на концертах
художественной самодеятельности. А в 1949 году на Всеармейском смотре художественной
самодеятельности Прикарпатского военного округа в г. Львове, я был удостоен призового  места, с вручением мне памятного приза. Вот это стихотворение:

             
                «Мама»

   Первое слово в жизни – мама!
   Не научившись ещё говорить,
   Дети его без конца повторяют,
   Слово, которое надо любить.

              Кто как не мама нас приголубит,
              Кто как не мать защитит от беды,
              Кто приласкает, нежно полюбит,
              Детские наши исполнит мечты.

 
  Детство и юность, в те трудные годы,
  Та довоенная наша пора,
  Радость, успехи, печаль и невзгоды,
  Мать разделяет с дочкой сполна.

           Но над страною, чёрные тучи,
           В каждый наш дом заглянула война,
           В боях Сталинградских - над Волжскою               
                кручей,
           В бессмертие мама ушла навсегда…

 
    Прощай дорогая, любимая мама,
    Зачем в столь суровый для Родины час,
    Не распростившись, милая мама,
    Так рано, родная покинула нас.

            Мама клянусь, я врагам отомщу!
            За кровь, за пожарища! Муку!
            Мама! Я им  никогда не прощу,
            Нашу с тобой разлуку.

     Девушку эту, в серой шинели
     Можно было встретить везде.
     Там где пули шальные свистели,
     Снаряды в окопах взрывались где.
 
               
            Где в жаркой схватке боя,
            Раненный стонал солдат,
            Перевязывали своей рукою,
            Без устали подряд.

      Но однажды после боя,
      Её принесли на руках…
      С простреленной головою
      В двух местах…
               
             Она не кричала…
             От боли, стиснув зубы,
             Лишь еле из глаз  слеза бежала,
             У русской девушки Любы.

     В последний раз, осмотревшись вокруг,
     На ясное чистое небо,
     Ища глазами подруг
     Которых рядом не было…

                Лишь только тихо прошептала…
                Мама! Мама! Мама!
                Если б ты знала,
                Как дочь умирала…Мама!

   Много времени прошло с тех пор. С годами события Великой Отечественной войны, самой жестокой и кровопролитной,  уходят от нас в историю. Уходят ветераны войны, а с ними и понимание того, что на самом деле происходило. Ведь новым бедам и радостям свойственно вытеснять из памяти события минувших лет. Но, несмотря на это, до сих пор, и особенно в преддверии 65й годовщины Великой Победы, всплывают эпизоды войны ушедшие в прошлое. Ведь существуют воспоминания, над которыми время не властно.               
               

            Рассказ опубликован в газете "Вести"(Израиль) от 24.02.2010г.




















      
               




               


   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   









??

??

??

??

2