Почему несовершенны?

Андрей Николаевич Миронов
                Только несотворенное является неизменным и постоянным.
                Прп. Иоанн Дамаскин

        Человек призван к вечному духовному возрастанию: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). При этом человек никогда не обретет конечной цели, ибо нет конца и цель бесконечно удалена от него.
        Смущаются и спрашивают: «Почему же Господь не создал человека совершенным изначально»?
        Всё по творению совершенно. Каждая тварь совершенна в той нише, которую занимает, и ни в чём более данного ей не нуждается. Однако человек как бы не имеет своей ниши, ибо, с одной стороны, наделен образом Божьим, впрочем, как и многое, а с другой – не ограничен ничем на пути к Божьему подобию. Человек развивается и человек нуждается в Боге, которого потерял. Нуждается не только в том, что и прочая тварь, ибо все имеем бытие от Бога,  но в том, чтобы духом своим пребывать с Богом, а без этого человек страдает и не находит покоя иначе как в вечном стремлении к Отцу.
        В этом смысле человек – существо несовершенное во времени и одновременно совершеннее всех прочих, ибо наделено таким потенциалом, который, вероятно, не имеют даже ангелы – ближайшие создания ко Господу. Человек – владыка мира, и только человека Господь желает видеть и называет Своим сыном. Богородице поем: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Она одна из рода человеческого снискала высоту превыше ангельской и нам удостоверила то, к чему призваны.
        Отчего же Бог не создал нас такими, чтобы нам не возрастать, но уже иметь все то, к чему призваны?
        Во-первых, нельзя сказать, что Богу возможно это, а вот это нет… Возможно только то, что возможно. А что невозможно – вне категории всесильности.
        Во-вторых, абсолютно только то, что безначально. Безначален только Бог. И Бог не сотворил Себя.
        Сотворить же безначальное нельзя по определению (нельзя положить начало безначальному). Другими словами, если что-то сотворено, то ему положено начало. Если чему-то положено начало, то оно уже не может быть абсолютным как свершившийся факт (само в себе), но лишь иметь возможность бесконечно развиваться.
        Потому все сотворенное имеет только три пути: либо возрастать, либо падать, либо не иметь способности или же возможности ни к тому, ни к другому. Четвертого не дано.
        Вот, к примеру, время.
        Время имеет точку отсчета, и потому мы имеем ход времени. Не будет хода времени, не будет и времени.  Согласитесь, если бы прошлое не имело начала, то как к бесконечному количеству минут прошлого добавлялись бы новые, тем самым увеличивая пройденный путь?
        Абсолютное не может увеличиваться.  Справедливо другое: двигаться и развиваться способно только то, чему положено начало, а что бесконечно изначально, то не имеет движения. Применительно ко времени это означало бы отсутствие времени.  Применительно к Богу, Который «был всегда», это означает Его неизменность, абсолютную самодостаточность в Самом Себе, но не удовлетворенностью твари,  занимающей определенную нишу, но абсолютно, вне каких-либо рамок.
        Будущее, в свою очередь, есть бесконечность не свершённая и не сотворённая, но потенциальная. Таковая возможна.
        Вот так и человек.
        Человек не мог быть сотворен опытным, ибо опыт приобретается, но человеку от рождения даны способности приобретать опыт. Скажем иначе: будучи сотворённым, человек не может быть совершенен совершенством Бога, но совершенен в возможности вечно стремиться к этому совершенству.
        Это и есть максимально возможная совершенная форма бытия для твари, коей не наделены ни растения, ни животные, возможно также, что ею не наделены и ангелы, а только человек.
        Чего же нам еще нужно? Не иначе, как самим Богом повелевать или уподобиться старухе с разбитым корытом, или сатане, возомнившему о себе и павшего ниже всех.
        У нас нет другого пути, кроме как возрастать или падать.
        Сделаем разумный выбор.



Сайт А. Миронова: http://artmiro.ru