Поэзия Старой Коломны

Виктор Мельников 2
               
На древних просторах коломенской земли связывались былинные глаголы «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище». Здесь гремели оды Василия Протопопова, тут получали первые уроки поэтического вдохновения Иван Лажечников и святитель Филарет (Дроздов). В ХХ веке здесь подолгу жила и созидала свой коломенский цикл Анна Ахматова, расцветал переводческий и творческий гений Сергея Шервинского. О Коломне писали Сергей Есенин, Николай Заболоцкий, Павел Радимов. Под сенью наших рощ Михаил Лозинской завершал работу над переводом «Божественной комедии».
Удивительно, что в наш прагматичный, компьютерный ХХI век не исчезла в душах людей способность откликаться на всё волнующее стихотворной строкой. Создатель их причастен ко всему сущему: малому цветку, высокому чистому облаку, прохладной речной волне.
Много лет в городе действовали и даже соперничали между собой два литературных объединения. Оба они возглавлялись известными поэтами — Александром Кирсановым («Зарница») и Олегом Кочетковым («Зелёные цветы»). Надо отдать должное — ни их деятельность на этом поприще, ни даже соперничество не пропали даром: поэтов в Коломне, и притом неплохих поэтов, очень много. К сожалению, не все они известны широкому читателю, лишь изредка просияют золотой россыпью на страницах «Коломенского альманаха». Это по-есенински мощные строки Вадима Квашнина, простая и глубокая лирика Татьяны Башкировой, словно узорчатая чеканка, стихи Романа Славацкого… А вот Михаил Мещеряков, своей волшебной кистью накладывающий слой за слоем самоцветные краски; трагические мелодии Нины Соловьёвой, изящные ноты Евгения Кузнецова…
Все они являются членами Творческого объединения профессиональных писателей Коломны.

               


Олег КОЧЕТКОВ  родился в 1947 году в Коломне. Окончил Литинститут им. А.М. Горького. Автор девяти  книг стихов. Лауреат многих литературных премий. Член Союза писателей СССР с 1978 года.

Имя
Холодит и беспокоит ветер
Сумрачное, редкое жнивьё.             
Ты зачем на этом белом свете,
Имя древнерусское моё?

Что тебе до этого простора
И земли, продутой сквозняком?
Где тебе — с отсрочкой или скоро —
Уготован горестный укром?

Что тебе до этого напева
Вечность обнимающих ветров,
Где твоё мучительное древо,
У каких исчезнувших дворов?

Даль знобит и дышит так глубоко!
Всяк здесь равен: мёртвый и живой.
Почему ж тебе так одиноко
Перед этой ширью ветровой?

На какую и на чью потребу
Ты в миру блуждаешь — не понять…
Раз произнесённое под небом,
Ты летишь, летишь к нему опять…

В  Коломне
Ничего я не знаю, что помню,
А что помню — о том не слыхал!
Закачусь я в родную Коломну,
В колыбель моих самых начал!               
Да по ветхим пройдусь переулкам,
Вдоль обрыва, над древней рекой,
Где в пустеющем сумраке гулком
Разливается зябкий покой.
Постою пред Успенским собором,
И порывом скользнёт вдоль виска
Грустный воздух Отчизны, в котором —
Настоялись века и века!
И я, словно причастный к ним тоже,
Что-то смутное в сердце храня,
Вдруг почувствую вздрогнувшей кожей —
Как они — сквозь меня, сквозь меня! 


Роман  СЛАВАЦКИЙ  родился в Коломне в 1957 году. По образованию историк. Издал свыше десятка краеведческих исследований. Поэт и прозаик, заместитель председателя Творческого объединения профессиональных писателей Коломны.

Город
                А. Кузовкину

Мой город, заколдованный и старый,
укрыт в пыли; и спит который год,
похожий на готический комод,
забытый кем-то в лавке антиквара.
И там, среди богатого товара,
невидимый паук молчанье вьёт;
стоит хрусталь, и теплится киот,
мерцают медью латы самоваров…
Зубцы Кремля в тени затаены,
но кружево венцов его резных
зажжётся позолотой на рассвете.
Мой город стар и в дрёму погружён.
Не трогайте его — он видит сон,
ведущий в глубину Тысячелетья.


Татьяна  БАШКИРОВА  родилась в Коломне. Окончила Зарайское педагогическое училище. Член редколлегии «Коломенского альманаха» с его основания. Автор сборника стихов «По обе стороны времён» (2004). 

*     *     *
Уметь понять молчание воды
И то, о чём тоскует подорожник.
Последний луч бледнеющей звезды
Ласкать пытливым взглядом осторожно,
Услышать песню ивы над ручьём
И гимн скворца — весенний, вдохновенный,
И ощутить перед лицом Вселенной
Короткий миг, который мы живём…

Последняя  любовь
Не ждала, не звала, не искала —
Стал закат удивительно светел.
Улыбнулась вечерне-устало:
Он прошёл — не взглянул, не заметил.

Повернулась на солнце на красно,
Засветилась неярким нарядом.
Не подумала: это напрасно,
Никогда ведь не сможете — рядом…

Как тогда ты у Бога просила
Не себе, а ему — вдохновенья!
Как душе твоей празднично было,
Коль теплел его взгляд на мгновенье!

А потом — бесконечная осень,
На ресницах — тоски паутины,
В изголовье — холодные росы,
Да заметнее стали морщины.

Отрешённое тонкое тело
Приласкал засыпающий ветер.
Пред концом озаренье согрело:
Не напрасно жила ты на свете.

*     *     *
                Виктору Мельникову

Разве всё — ни весны и ни радуги —
Только осень да хмурая темь…
Годы-листья кружили и падали,
Но душа не угасла совсем.

За рассветными зорями давними
Улетели мои журавли.
Лиховеи свистали за ставнями,
Но души остудить не смогли.

Бродит в поле глухая метелица,
Укрывая полуночный след,
И прохожему чудится, верится,
И прохожему видится свет.

Коль ты друг и устал в неуютности —
Обогрейся… Тепло от печи.
Посидим, — будто оба мы в юности, —
У неярко горящей свечи.

Коли недруг — не брошу проклятия…
Тем, однако, и жизнь хороша:
У ветров четырёх на распятии,
Да на вечном распутье душа.

Женщина

Отблеск чистого утра во взоре храня,
Сторонилась обычных забот и тревог.
И казалось, жила для грядущего дня,
И казалось, что день тот совсем недалёк.

Но увял перед нею сиреневый цвет,
Стали глубже глаза, а шаги — тяжелей.
Оглянулась. Подумала: «Где же рассвет?» —
Зарябило в глазах от ночных фонарей.
               


Лидия  ПЫШКИНА  родилась и живёт в Коломне. Работала радиомонтажницей на учебно-производственном предприятии Всероссийского общества слепых. Автор трёх книг стихов.

*     *     *
Пахнет осень
мочёной антоновкой
и картошкой,
печённой в золе.
Русь и осень
с котомкою полною
вышли в путь
на прозрачной заре.

Позабыты шоссе,
и просёлками
вновь шагают
в деревни свои.
Там, где помнят
сады за светёлками,
что им пели
весной соловьи.

Где гуляют
престольные праздники,
хлеб ломают
с молитвой святой…
Всё родное
и однообразное,
всё с глубокой
глазастой тоской…

С бесконечной
надеждой авосьною,
что Господь
не оставит, спасёт.
Я иду
за Россией и осенью,
без оглядки иду,
вот и всё!

*     *     *
Годы, знай, бегут себе упрямо,
Жизнь идёт сквозь время напролом.
Мне бы песню ту, с которой мама
Начинала праздник за столом.

И за ней душевно и спокойно
Запевала вся моя родня:
«Над рекою Доном скачут кони,
Бубенцами свадебно звеня».

Оттого ль, что эти кони скачут
Пред вечерней степью голубой,
Оттого ли, что казачка плачет
Над своею горестной судьбой,

Только так и нежно, и тревожно
Обмирает сердце и дрожит,
Словно колокольчик придорожный,
Что расцвёл себе у поля ржи.

И в душе, на донышке на самом,
Притаилось счастье у меня
Просто потому, что рядом мама…
И поёт, поёт моя родня.

*     *     *
Перемыть бы мне в избе полы,
Да с песочком, да со свежим лыком,
Но стоит кругом одна полынь
Серовато-пыльной горемыкой

И горчит, мучительно горчит.
Я в раздолье этом задыхаюсь
И сама себе в глухой ночи
Потихоньку безутешно каюсь,

Что Жар-птицу я не догнала,
Что душа металась и болела,
Как земля дождя, любви ждала,
Но не так любила и жалела.

Но зато мне вышло по судьбе
Крест нести, покуда хватит силы,
Верить добрым людям, как себе,
И делить все горести России.


Михаил  МЕЩЕРЯКОВ  родился в 1963 году в Коломне. Окончил Рязанский медицинский институт. Работает врачом-кардиологом. Выпустил три поэтических сборника. Некоторые его стихи, положенные на музыку и исполняемые автором, перешли в жанр авторской песни.

Камень
                Я так давно родился…
                А. Тарковский

Я тот лежачий камень,
Под чей корявый бок
Ручьями иль корнями
Никто пройти не смог.

Меня к земле прижали
Обиды и года,
Но по моим скрижалям
Сверяли путь всегда.

Я вечен. Век от века
Мой неизменен лик —
Он в именах и вехах
Истории земли,

В петроглифах бездарных,
И в метинах от птиц,
И в лингвах лапидарных
Тетраэдры страниц.

Я мхом веков покрылся,
Я в землю вмял траву,
Я так давно родился,
Что и теперь живу.

Весной  на  Голубых  озёрах
                Е. Сапфирову

Весной на Голубых озёрах
Царят покой и тишина:
В лесу услышишь каждый шорох,
Прозрачно озеро до дна.

Тут ящерица на пригорке
Зелёным боком к солнцу спит,
И хлебный квас на чёрной корке
Дневную жажду утолит.

Спокойный ветерок летучий
Нагонит лёгкую волну,
А Солнца сгусток через тучи
Похож немного на Луну.

Стоишь в лесной, древесной церкви,
Как в купол, глядя в облака,
И лягушачии концерты
Здесь вместо бардовских пока.


Екатерина  УСТИНОВА  окончила филологический факультет Коломенского государственного педагогического института. Работает в газете «Коломенская правда». Победительница многих поэтических конкурсов города Коломны.

*     *     *
Тише, тише.
Не пытка — пыточка.
Даже время идёт на цыпочках,
Да качаются сосны тёмные —
Ночь бездонная над Коломною.

Выше, выше.
Бредут скитальцами
Во бору, во Полянах Ларцевых
Духи, месяцем полонённые, —
Ночь бессонная над Коломною.

Ближе, ближе.
Все клятвы — ложные.
Травы спят по дорогам хоженым,
Бредят травы луной бездомною —
Ночь плывёт над моей Коломною.

Слышишь, слышишь:
Я знаю истину —
Всё обман в полумгле таинственной,
Только сосны качают кронами —
Ночь поёт над моей Коломною.

*     *     *
Я качаю колыбель,
Вьются звёзды надо мной.
Серебристая свирель
Тихо плачет под горой.

Маргаритовый венок
В златотканых волосах.
Отчего ты так далёк,
Если ты на небесах?

Отдаётся эхом высь.
Ах, глаза мои красны…
Милый призрак, отзовись
На другом конце весны!

Перламутровая тишь —
Томный голос темноты.
…Если в пламени горишь —
Отчего так близок ты?


Евгений  КУЗНЕЦОВ  родился в 1964 году. Работал электромонтёром на тепловозостроительном заводе. Был участником клуба авторской песни «Берег», актёром театра авторской песни «Время» в Москве. Живёт в Коломне. Автор двух стихотворных сборников.


*     *     *
Бед было много, но песен не менее,
Светлых и прямо живых.
Новое в творчестве: свет, озарение
В городе злых постовых.

Что тебе надобно, грешная родина?
Многое требуешь зря!
Много изъезжено мною и пройдено,
Но пред глазами — заря!

Что тебя мучит, земля пани Моники?
Ну же, ответь от души!
Я и сыграю тебе на гармонике
Быструю пляску. Пляши!

Я подарю тебе песню заветную:
Звёздочку, зорьку с небес.
Только прости за любовь
                безответную,
Коей болею, балбес.

*     *     *
Город снежен. Не пьян, не ярок.
Ночь не пела окрест, не пила.
Вознесли мастера вместо чарок
Над Москвою-рекой купола.

Утро в окна струится, славя
На Николу тепло жилищ,
Вопреки той метельной лаве,
Когда город был пьян и нищ.

Звоны, голуби, подаянья,
Глас просящего, скрип сапог…
Шита светом, куда ни глянь я,
Вся поэзия, видит Бог!

Строки улиц бегут, пологи,
Всех к Кремлю выводя, к церквам;
А дома — светлой песни слоги,
Что завещана, люди, вам.

Город снежен. Никола снежен.
Потерявший себя, иди!
И увидишь: он неизбежен —
Свет Господень в твоей груди! 

*     *     *
С добрым чаем! С откровеньем новым!
С падающей за Кирбат звездой!
Заучите, люди, что дано вам
После вьюги, грешной и седой,

Тёплым ветрам радоваться, с коих
Свой отсчёт любовь к земле вела.   
Вновь колокола. Как высоко их
Заревые рвутся удила!

Михаил, Никола-на-Посадьях,
Троица, Никита, Покрова…
Улицы оттаяли. Погладь их,
Верующих в ветры, в дерева.

Дай им чаю. В предпасхальных платьях
Все они в ответ: «Любовь жива!»

Мой гимн

Смотри на Репинку и веруй
В одно, в единственное: Плыть!
Весь вечер, что пьянит мадерой,
Нисколько не в угоду серой
Душе, сумей остановить!

Пусть правит, пусть пьянит без края,
Рождая отклики в строках!
Тебя в дорогу собирая,
И Муза вышла вслед: «Хвора я,
Но властвуй, всё в твоих руках!

Плыви! Смелей плыви! Дороге
Назначены десятки лет.
Забудь о том, что годы строги,
Что двери есть, что есть пороги.
Плыви и властвуй! Ты — Поэт!» 



Вадим  КВАШНИН  живёт в деревне Лукерьино Коломенского района Московской области. Окончил заочно сельхозинститут. Работал агрономом, трактористом. Трудится на родной земле и сейчас.
Участник VI Общемосковского совещания молодых писателей. Лауреат Есенинской премии. Дипломант литературного конкурса Ильи Тюрина (2001). Член Союза писателей России.

*     *     *
Завтра я, верно, пойду и добуду енота.
Если не я, то добудет удачливей кто-то.
Тёмного пса, но уже с неживыми глазами,
Мёртвые ягоды плачут простыми слезами.
В звёздную ночь и громаду плывущей Вселенной
Что там живого пою я о жизни мгновенной?
Чёрный мальчишка измечется ночью в капкане,
Трос изжуёт омертвелыми злыми губами,
Трос не поддастся, и серое утро наступит,
Кто-то придёт и за шкуру покой себе купит.
Будет кормиться кусками недолгого хлеба
С запахом ночи и жуткого серого неба.
Время забвеньем жестокие души врачует.
Сука вернётся и мёртвого сына почует,
Горем немым изольётся в пустыню Вселенной.
Что там живого пою я о жизни мгновенной?

Судьба

Так однажды сказалось и слышится,
Что никто от судьбы не уйдёт…
…Чу, мохнатые ели колышутся
Да звенит под копытами лёд.

А вокруг неторопкие, пешие,
Равнодушно плывут берега.
Что-то призраки ухают, лешие…
И пугают меня, как врага.

А я еду рекою глубокою,
И скрипит под полозьями лёд.
А я слышу ту песню высокую,
Что никто на земле не споёт.

Но разухалась нечисть поганая,
И гнедая от страха дрожит,
Надвигайся, судьба окаянная,
А! — никто от тебя не бежит!

Собирай свою свору крикливую,
Расстилай на дороге змею.
Но, весёлая, но, торопливая!
И — проскочим свою полынью!

*     *     *
                Николаю Рубцову

Белые сумерки крались
Слушать твоих журавлей.
Где-то они затерялись
В долгих просторах полей?
Где-то махали им руки,
Где-то им плакали вслед,
В долгие годы разлуки,
В бездну непрожитых лет.
Где-то слагали им речи,
Где-то, приняв за гусей,
Рьяной свинцовой картечью
Резали золото шей.

Жизнь, полетевшая краем,
Жалость исторгнет на миг.
В сильную взмывшую стаю
Вклинился шепчущий крик:
«Горькой бедой и любовью
Вам без меня уж грести».
Сильные крылья изноют,
Сильное сердце простит.

*     *     *
Не грусти так наивно, жестоко,
Беспокойное сердце не рань.
Мне бы было с тобой одиноко,
Длинноногая серая лань.

А во всём остальном соглашаюсь.
Да, я часто упрям и жесток,
Но гляди — безобразную завязь
Нам скрывает прекрасный цветок.

Да и я погляжу, удивляясь,
Что всегда я какой-то не тот:
Не сберёг драгоценную завязь,
Не созрел в удивительный плод.

Но хоть ты не тревожь мои тени,
Не грусти грустью тусклой, пустой.
…К тебе в гостюшки — я и Есенин.
И ещё кто-то третий, живой.



Лариса  МОРОЗОВА  с детства живёт в Коломне. Первое её стихотворение появилось в печати, когда автору было 13 лет. В 1978 году окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Пишет песни. Живёт в Москве.

*     *     *
С отступающей армией птичьей
Лето спешно оставило сад.
На аллее, храня безразличье,
Заметает следы листопад.

Не приметить вершащейся драмы
В безмятежно-прозрачной поре:
Золотая картина без рамы —
Осень — снова стоит на дворе.

Ворон каркает, старый безбожник,
Тень беседки лежит, как мольберт…
Что ж — наверное, умер художник,
И наследников, видимо, нет.

Серебрится в ветвях паутина,
Истончается золото крон, —
На глазах пропадает картина,
Тает, словно малиновый звон.

Скоро-скоро дожди её смоют,
Злые ветры в клочки разорвут,
И никто не припомнит зимою,
Как того живописца зовут.

*     *     *
                «… всё ходит по цепи кругом».
                А.С. Пушкин

Витает запах травяной
С утра над стриженым бульваром,
Зелёный Пушкин на Сенной
Печальным кажется и старым.

Он — тенью солнечных часов —
Скользит в кругу цепей тяжёлых.
Судьба — лишь эхо вещих слов,
И ясно слышен звон оков
В её насмешливых глаголах.

Но вот уже летит душа,
Чья песнь земная не допета,
Себе одной принадлежа,
Туда, где северное лето

Без ночи днём сменяет день,
Где у окон лиловым воском
Цветёт в Михайловским сирень,
Хохочут барышни в Тригорском.

Чеканя ямбы, конь несётся,
Блестит у стремени вода…
А впереди — любовь, как солнце,
И жизнь, и радость. Навсегда.



Нина  СОЛОВЬЁВА    родилась в Донецке. Там же получила университетское образование по специальности «математика». Сейчас живёт в Коломне. Участник многих поэтических конкурсов. В 2006 году выпустила книгу рассказов «Вспомни обо мне».

*     *     *
Когда темно и лишь сквозной
фонарик, склянкой корвалола,
желтеет, прячась за колонной,
бросая отсвет на окно, —
тогда для ждущих у дверей
приходит самый час свиданий —
шептать над милыми следами:
«Вернись, пожалуйста, скорей!»

Но возвращается всегда
согласно смете и маршруту.
Не так, как раньше на минуту
порой приходят поезда.
Или грачей в чужой земле
настигнет грусть чужого края —
и полетят домой вне правил,
весну почуяв в феврале.

*     *     *
Прянички Бобренева
тают в темноте.
В день седьмой Творения
на своём «кресте»

прозреваю с ужасом
предстоящих пять.
Разве это мужество
дни уметь считать?

Мне что кругосветное,
что дороги крюк —
дней пески несметные
да мышиный трюм.

Корабли пиратские
по волнам плывут.
Разве это радости —
грезить наяву?

Я здесь гость непрошеный,
как бродячий кот.
Как платочек брошенный —
нищий подберёт

или, может, выбросит —
оттолкнёт ногой.
Разве сердце выпросит
слово в час лихой?




Евгений  ЮШИН  с 1976 года жил и работал в Коломне. Отсюда призывался в армию. Окончил Бурятский педагогический институт. Член Союза писателей СССР. Автор многих книг стихов. Главный редактор журнала «Молодая гвардия». Живёт в Москве.

*     *     *
Оглянешься — полжизни пройдено,
Но светят детства маяки:
Тысячеглазая смородина
И ежевика у реки.

Я не похож на неудачника,
Хоть не нажил златых камней.
Мне гладит щёку мать-и-мачеха
Ладонью нежною своей.

И я люблю вас, подорожники,
И вас, холмы, и синий пруд.
Мне только страшно, что безбожники
И вас, как души, продадут.

Ещё мне светит Русь над рощею
И кружат мысли облака,
Ещё я чую в травах скошенных
Дыханье пчёл и молока.

Я знаю рай. Зарёю утренней,
Зарёй вечерней — в краснотал,
Дорогой, думами окутанной,
И ты, возможно, здесь бывал.

*     *     *
Я старомоден, как двадцатый век,
И не люблю компьютеров и клипов,
Но радуюсь, когда мерцает снег
И синева оттаивает в липах.

Зима-гулёна шубу распахнёт,
Продышит солнце луговую кочку
И потечёт по крышам первый мёд,
И выйдет поле примерять сорочку.

А я и рад, уставший человек,
Что нету ни звонков, ни Интернета,
Что мне в окно, слегка замедлив бег,
Сирень бросает росные букеты.

Волна качнёт упавшую сосну,
Её омоет нежно и заплачет.
Я до утра, наверно, не усну,
Такое видеть что-нибудь да значит.

И не хочу иного на веку:
Кружил бы лист рассветную поляну,
Где шмель усердно молится цветку
И соловьи пьянеют от тумана.


Виктор  МЕЛЬНИКОВ  с 1990 года живёт в Коломне. Много путешествовал. Выпустил восемь книг прозы. Главный редактор «Коломенского альманаха». Лауреат премии им. И.Д. Сытина (2002), дипломант областной литературной премии им. М.М. Пришвина (2006). В 2010 году удостоен медали «За развитие русской мысли» имени русского религиозного философа И.А. Ильина. Член Союза писателей России.

Весна в Коломне

Птичьи напевы над рощами дальними
Слышат сугробы небес — облака.
Робко шагнула весна на проталину —
Снег отошёл, загрустивши слегка.

Ветер играет цветными афишами,
Бродит у Пятницких древних ворот.
Над колокольнями, соснами, крышами
Носится с криком пичуг хоровод.

Первый ручей рассыпается искрами,
Точит подтаявший тоненький лёд,
И за трамваями бегает быстрыми,
Не уставая весь день напролёт.

Вечером слышно дыхание холода,
Стынет на крышах дневная капель,
Словно художник волшебного города
Будит в картинах свою акварель.

Накатила осень…

Накатила осень,
Обобрав берёзы.
По иголкам сосен
Скатываются слёзы.
Все аллеи в парке
В позолоте звонкой.
Под старинной аркой
Я прижмусь с девчонкой.
Мягко стелет землю
Осень, словно сводница.
Под осенний шелест
Листья хороводятся.
С губ «люблю» слетает,
Как осенний лист.
Нежность укрывает
Белой тенью аист.


Татьяна  ВОРОБЬЁВА  родилась в Коломне. Учится в институте им. А.М. Горького. Стихи пишет с детства. Некоторые из них исполняет под гитару. В 2006 году выпустила сборник стихов «Посвящение».   

ПРОЗВЕНЕЛА  В  НОЧИ  ТЕТИВА
                Велигору Коломенскому и Ольгерду Рязанскому

Прозвенела в ночи тетива,
Глухо в стену вонзилась стрела.
Поплыла над дорогой молва,
Закусил вороной удила.

Торопись, воевода велел поспешать.
На подходе враги, беда!
Дольше жизни нам города не удержать,
А закончимся мы — что тогда?

Трёх коней я оставил в пыли.
Выжег очи вечерней зарёй,
А Престольная гаснет вдали
В ожидании тьмы вековой.

Торопись, воевода велел поспешать.
Под стенами враги, беда!
Дольше жизни нам города не удержать,
А закончимся мы — что тогда?

Я последнего злого коня потерял
У высоких княжьих палат,
А Коломенский кремль уже догорал,
И дружину покоил закат.

Княже, я торопился, беда подошла.
Тьма накрыла юго-восток.
От Рязани — зола, и Коломна — дотла
Догорела — княже, твой срок!

Прозвенела в ночи тетива.
Сквозь века долетела стрела,
И гуляет по свету молва:
Вороные грызут удила.

Торопись, воевода велел поспешать,
Тьма под сердцем людским, беда!
Дольше жизни нам города не удержать,
А закончимся мы — что тогда?

*     *     *
                Грановитой башне Коломенского кремля

Здесь тщетно звать кого-нибудь:
Никто не слышит нас.
И только эхом — не забудь,
И светел сонный Спас.

Года, что прожуют наш бег
И наши голоса.
Но здесь на оклик: Человек!
Откликнуться нельзя.

И нет закона для людей,
Есть дело, мир и явь.
И ты решаешь о судьбе,
Но не решишь, оставь!

Но, может быть, из суеты,
Из вечности придёт
Весёлый ветер красоты,
И башня оживёт? 



Валерий  КАПРАЛОВ  родился в Коломне. Окончил Московский горный институт, работал в Сибири, на Урале, в Поволжье. Кандидат технических наук. Автор пяти сборников стихов. Пишет прозу. Член Союза писателей СССР и России с 1988 года. Живёт в Москве.

*     *     *
Забытая дорога вдаль.
По ней
я в детстве бегал к солнцу.
Небо — близко,
касалось головы.
И цвёл репей.
Завод казался белым обелиском.
Здесь жили мы,
встречаясь день за днём
с горячим солнцем.
Раскалялись степи.
И стены дома солнечным лучом
оштукатурены.
И трав прямые стебли
тянулись к свету.
Красил зной барак.
Молоковозы солнце развозили.
Я залезал
на пыльный наш чердак
поближе к солнцу…
Люди приходили,
кормили нас горячим пирогом,
сиротами украдкой называли
и, добротою озаряя дом,
всё будущее в жизни
просветляли.

Коломна

Каменных стен очарованный спутник,
снова иду по старинной тропе.
Кремль коломенский
жизнь мою впустит,
колокола загудят нараспев.
Вновь оживут эти древние камни.
Время нахлынет и тут же замрёт.
Вижу: кочевник с кривыми ногами
в страшной улыбке коверкает рот.
Здесь наше прошлое будто отлито,
чтобы я мог его сердцем понять.
Старые стены и пыльные плиты
зримого времени носят печать.
Город, в котором прошло моё детство —
мёртвые камни с живою душой…
Маленький город оставил в наследство
горе и радости жизни большой.


Алевтина  БОНДАРЕНКО родилась и выросла в Брянске. Сейчас живёт в Коломне. Пишет стихи для детей. Выпустила несколько поэтических сборников. Печаталась в местной периодике.


Над Коломною — колокольный звон

У земли сегодня бессонница —
Это вновь весна занимает трон.
Оживает старая звонница —
Над Коломною колокольный звон.

Ты земля моя, Богом данная,
И родство с тобой у меня в крови;
Ты, земля моя, осиянная,
Невозможно жить без твоей любви.

Отвори окно — бег весны ускорь —
Птичьи песни в небе рождаются!
Над Россиею свет весенних зорь
В куполах церквей отражается.

А вдали земля с небом сходится,
И спешит Ока к синеве небес…
Мы помолимся Богородице
С нашей радостью, что Христос воскрес!


Звонок хорошему другу

Я сегодня с утра
               позвонила хорошему другу.
Снега так намело,
              что лавины срываются с круч,
но февральские ветры
              метель разметали по кругу,
И пресветлое Солнце
             пробилось к земле из-за туч.
Вот сейчас я пойду
              и очищу от снега дорожку,
А потом посмотрю —
              не сорвётся ли с крыши капель.
Отпущу погулять
              свою сонную рыжую кошку
И снежков налеплю,
               и бросать буду в дальнюю цель.
А зима, как всегда,
               нам свои преподносит уроки.
Радость — редкая гостья
               у наших открытых дверей…
Я не знаю, мой друг,
               понимаешь ли эти намёки,
Просто я тебя жду —
               приезжай погостить поскорей.


Ольга  ЮРИКОВА  родилась в Коломне, в селе Протопопово. Закончила Коломенский педагогический институт. Работала преподавателем, стюардессой. Но главное её дело было связано с Девичьим полем под Коломной — местом, где накануне Куликовской битвы великий московский князь Димитрий устроил смотр русских войск.
Член Союза писателей России. В 1992 году вышла её книга стихов «Умею ли любить». Умерла в 2010 году.

*     *     *
Городок подмосковный с древним кремлём,
Колокольным звоном в пять часов.
Родилась, и росла, и жила в нём —
В доме, где скрипом встречает засов,
И девчонкой краснеет герань из окон,
Где из тёплого дерева стены и пол.
Здесь у бабушки в доме много икон,
Есть комод и гардины, клеёнка на стол,
Занавесок крахмальных нехитрый узор,
Половик домотканый, как будто из трав,
На кровати железной белеет подзор…
Молодой, беспокойный у бабушки нрав —
У плиты да в саду всё хлопочет она,
Между делом к окну, не спеша, подойдёт,
Чутким ликом застынет в окладе окна —
Бесконечно, безропотно нас она ждёт.
Мы к истокам своим после дальних дорог,
Как к живому ключу, прикоснуться спешим,
И выходит родная встречать на порог —
Кто бы ни был, гостям она рада своим.
В дом проходим: на стуле калачиком кот
Так уютно закутался в старый пиджак.
«Вон откуда заметила юбку твою» —
Скажет бабушка вдруг.
                Мне суметь бы ей так…
Ухожу.
Долго машет с крыльца: «В добрый час!»
На посту мой солдатик — косынка бела…
«Господи,
               ведь она верит в Тебя,
Сделай так, чтоб моя бабушка
                вечно жила…»


Григорий  ВИХРОВ  родился в Коломне. Окончил Высшие литературные курсы. Участник IX Всесоюзного фестиваля поэзии в Бельгии (Льеж, 1990).
Живёт в Туле. Преподаёт в Тульском госуниверситете.

*     *     *
              Марине Цветаевой
В такой-то век, такого дня
Вихрь сгонит ангелов в долину.
— Марина, защити меня! —
Прошу Цветаеву Марину.
На просьбу нет отказа днесь.
И песня задрожит за песней.
И в прорубь, в ледяную весь
Серебряный бросает перстень.
За ним — второй: ясней вода,
Счастливей обморока счастья.
И вот снимает, сном горда,
Браслет с великого запястья.
Вскипает вена бытия,
Снимая пену наважденья.
И оглашенный, внемлю я:
Храни свои происхожденья.
Не устыдись молить меня,
И женщину, и ветку вербы…
Проси рябину у огня,
Метель, вметающую перлы
В глаза библейского коня.
И мне не так и одиноко,
Когда услышу крик пророка:
— Марина! Защити меня! 

*     *     *
               Под насыпью, во рву некошеном…
                А. Блок

Увидел ночи предстоящие,
и сны терзают небывалые.
Восторги жгучие, таящие
и слёзы скорбные, немалые.

Резвятся русские испаночки,
духами дразнят, душат потом.
Автомобили, дровни, саночки
теряются за поворотом.

На перекрёстке дней торжественных
пою, один из неприкаянных.
Слежу толпу мальчишек женственных,
ревущих глоткой войн окраинных.

Стальное кружево. — Нет… крошево.
Судьба моя образовалася.
— Где ж Родина? — спрошу прохожего. —
Куда исчезла, подевалася?

Земляк в костюмчике поношенном
Твердит, на чудо уповая:
«Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая».


Татьяна  КОНДРАТОВА  преподаёт в МГОСГИ (бывший Коломенский пединститут). Кандидат филологических наук. Многие свои песни исполняет под гитару. Член Союза писателей России.

*     *     *
— Да врёшь ты всё! Твой дед не герой:
Звезду-то на дом не прибили!
Картинка из детства всплывает порой
И льдинкою в памяти стынет.

А он под Курском был, воевал.
Может, погиб, — может, в плен попал…
— Ну, что ты всё ходишь в военкомат?
Ходи хоть сто лет, хоть двести…
Он просто пропал без вести.

На нашей улице двадцать пять звёзд —
Домов всего двадцать восемь.
Подсчёт примитивен, и вывод прост:
Под корень костлявая косит!

Но эти-то семьи фронтовиков —
Живых или мёртвых — героев!
Так где ж, на земле или средь облаков,
Пропали другие трое?
— Опять вы, бабы, взялись кричать?
Да войте хоть сто лет, хоть двести…
Ваши — пропали без вести.

Наш дом сгорел тридцать лет назад,
Потом снесли и деревню.
Но солнце, как прежде, бросает взгляд
На опустевшую землю.

И я точно знаю: на небе всегда,
Пройдёт хоть сто лет, хоть двести,
Ночью должна загораться звезда —
Для тех, кто пропал без вести.


Елена  КУЗИНА  окончила Московский геолого-разведочный институт. В 1993 году переехала в Коломну. Работала корреспондентом в коломенских газетах. Лауреат конкурса студенческой поэзии горных вузов.

*     *     *
День — словно тонкая канва
из ветра, льда, капели мёрзлой.
И тяжелеет голова
одним холодным словом — «поздно».
О март! Ты сам прекрасно знал,
Отчаянный, почти что грозный,
что тянет чем-то по вискам —
почти смертельным словом «поздно».
Ты знал, что выльется озноб
души в пленительную ересь
неискренних и нежных слов,
бездушный и душистый вереск
пахнёт июлем…
Но нельзя,
поставив часть души на карту,
не растерять её, скользя
по ледяным проулкам марта.


Юлия  ПАНСКАЯ  окончила исторический факультет Коломенского пединститута, а затем аспирантуру. Стихи начала писать с детства. Участница многих поэтических конкурсов г. Коломны.

*     *     *
От этих стен до сердца моего
не ров с водой, а древние запреты.      
Они мертвы, но все до одного
обласканы и бережно согреты

тобой. Твой город нем и невесом,
и полон дней и тёмных откровений.
Не мной изобретённым колесом
он твой покой сметёт. Без сожалений

ты будешь жить, как старые дома,
что одержимы новыми жильцами.
Твоя непоправимая зима
тебя найдёт. И будешь месяцами,

годами будешь ждать моих шагов
и голоса. По гулким коридорам,
по перекатам окских берегов,
по слухам, пересудам, разговорам

пройдёшь один и будешь терпелив.
Не жалок, нет! Но терпелив до боли.
Я смерть твоя, твой каменный мотив
Не сломленной, но укрощённой воли.


Елена  АНТОНОВА  родилась в Коломне. Занималась в литобъединении под руководством поэта А.Ф. Кирсанова. Публиковалась в местных газетах. Умерла в  2008 году.

*     *     *
Над Коломной синь,
Над Коломной звон,
Колокольный звон
                Расстилается.
Облака над ней,
Над родной моей,
Как века, плывут,
                Растворяются.
Над Коломной синь,
Над Коломной звон,
Будто летний зной
                Растекается.
И тревожит он.
Словно к сердцу стон,
Этот тихий звон
                Прикасается.
Прочь летит покой,
И душа с тоской,
И душа струной
Отзывается.

Предзимье

Я вновь тоскливой флейте ветра внемлю,
Слежу, как, падая из тучи в грязь,
Снежинки первые целуют землю,
Мгновенно каплей влаги становясь.

Но, в волосах запутавшись, не тают,
И серебрится прядка над виском,
А может, просто время оставляет
Вот этот след невидимым крылом?

И, подчинясь его жестокой воле,
Безропотно приемлю седину,
И нет в душе ни грусти и ни боли:
Предзимье так похоже на весну!


Наталья  ЕВСТИГНЕЕВА  живёт в Коломне. Работала внештатным корреспондентом в газетах «Инженер транспорта» и «Коломенская правда». Автор поэтических сборников: «Сердце на ладони» (1998), «Страницы из дневника» (2000), «Счастливый сон» (2001) и других. Некоторые свои стихи исполняет как песни.

Лосиха

На дороге погиб лосёнок
В непрерывном потоке машин…

В бурный век сумасшедших гонок
Жертвой стал разве он один…
Но кричит день и ночь лосиха
У проклятой дороги той
Или ходит, как призрак, тихо,
Нарушая в душе покой…

Кто восполнит лесному зверю
Тяжелейшую из утрат?
Видя страшную скорбь, поверю,
Что сердца матерей стучат
Одиноко и тревожно
У людей, у зверей и птиц…
Наблюдать это… невозможно!
Горю матери нет границ!
Объяснить бы лосихе бедной,
Что сыночка уже не вернуть…
Плачет зверь…
И у всей вселенной
Болью острой пронзает грудь…

*     *     *
Ты пахнешь ладаном и вишней.
Ещё немножечко грозой.
Среди своих четверостиший
Я ощущаю запах твой.
Он не похож на остальные, —
В нём есть особенный секрет.
Так пахнут травы полевые
И светлый, радостный рассвет.
Твой запах и на расстоянии
Я не забуду. Им дышу.
Тот запах первого свидания
Я в сердце бережно ношу.