Писаки-неандертальцы в эпоху Интернета

Виктор Всеволодович Богданов
ВИКТОР БОГДАНОВ

ПИСАКИ-НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА


   Настоящий писатель – прежде всего, настоящий читатель. Для меня это аксиома. Однако за четверть века моего пребывания в писательских кругах Читателей я видел крайне мало – единицы. Но среди тех читателей, которые ничего не пишут или в «писатели» не лезут, искусных встречал. Им хорошо известно такое понятие, как КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ, ибо они ею обладают. А для большинства писак оно – пустой звон, тёмный лес. Какая же может быть у них КУЛЬТУРА ПИСЬМА, помилуйте?!.. Чтобы стать настоящим читателем, думаю, нужно не меньше времени, труда и таланта, чем для того, чтобы стать настоящим писателем. А читательство, как я уже сказал, – первая и главная составляющая писательской судьбы (не карьеры!). По крайней мере – в XXI веке. Поэтому одним из самых верных признаков писателя с большой буквы сегодня является, на мой взгляд, вот что: он пишет мало, редко, а то и вообще работает в жанре молчания: на него давит мощь предшествующей культуры, но он понимает, что по-другому сейчас нельзя. Настоящий писатель СТОИТ ТЕПЕРЬ БЛИЖЕ К ЧИТАТЕЛЯМ, ЧЕМ К ПИСАТЕЛЯМ.

   А среднестатистический современный писака живёт в какой-то даже не догуттенберговской, а догомеровской эпохе: так, словно до него никто, никогда и ничего не писал. Он полностью оторван – в этом смысле – от реальности и, таким образом, обречён на вечное «самовыражение», интересное лишь узкому кругу его знакомых и – в лучшем случае – таким же профанам. Современный пишущий, в большинстве своём, – неандерталец. Пытаясь изобрести велосипеды и открыть америки, он только плодит горы мусора – вот что скверно! Но ещё хуже, что в этом хламе Читателю трудно, практически невозможно отыскать подлинный талант.

   Есть мнение, что демократия – царство посредственности. Кроме того, она – великий хронокрад. Да и демографический фактор выдвинулся теперь на первое место. Так что, ежели тебя посетил писательский (правильнее: «самовыражательский») зуд, тебе уже некогда читать, некогда образовываться, некогда учиться у мастеров, некогда думать и чувствовать самостоятельно, некогда уединяться. Всё – поверхностно, всё – на бегу, всё – ради внешнего. Строчи, мели, емеля, куй «железо» – и скорее беги в Интернет, на форум, в толпу, в лито, в кружок по интересам, куда угодно. И получше работай локтями, чтобы хоть кто-то успел тебя заметить, на тебя среагировать, «оценить». Иначе жизнь пролетит впустую (по их понятиям)! Говоря точнее: ДЕМОКРАТИЯ - ЦАРСТВО НЕЧИТАЮЩЕЙ ИЛИ ЧИТАЮЩЕЙ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ ПОСРЕДСТВЕННОСТИ.

   Вот поэтому мы и имеем то, что имеем. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МАССОВОГО ПИСАКИ XXI ВЕКА: низкая общая культура и, в частности, скудная литературная образованность; экстравертивность, работа ради сиюминутного отклика, ради реакции «города и мира»; злобно-тупая и – одновременно – слащаво-доброжелательная агрессивность; полное отсутствие ответственности за свои «труды» и неумение взглянуть на себя со стороны; беспримерное омещанивание; ограниченность скучным и приземлённым до тошнотворности реализмом, или похабно-развязным натурализмом, или беспросветными уклонами в специфические новомодные (на самом деле – уже старомодные) жанры типа фэнтези, «эротической» прозы, «мистической» прозы и прочего. Результат: литература как искусство практически исчезла. Литература стала штампованным предметом производства, блоками жалких «самовыражений», сходящими со сверхпроизводительного конвейера посредственностей, – и предметом регулярной поживы (среди великого множества других), заполнителем пустоты читателя-потребителя.

   Это не ново – это уже общее место. И я не противопоставляю так называемую элитарную литературу – литературе массовой и бредням графоманов. Каждому, как говорится, своё, а курицам – просо. Но страшно вот что: литература как искусство – тоже мигрирует в сторону макулатуры и отпускает в адрес социума и его текущих тенденций всё больше низких поклонов и дешёвых реверансов.

   Мера ума, таланта и достоинства пишущего сегодня, на мой взгляд, ТЕМ ВЫШЕ, ЧЕМ МЕНЬШЕ И РЕЖЕ ОН ПИШЕТ. Ибо: стыдно писать, глупо писать, невозможно писать. ПИСАТЬ В XXI ВЕКЕ – ЭТО СВЕРХНАГЛОСТЬ.

   Андрей Платонов был прав: «В искусстве хорошее – дурно, и только прекрасное – терпимо». Интернет-эпохе, ориентированной, как ни странно, на письмо, на всеобщее и всеобъемлющее ПИСАТЕЛЬСТВО, остаётся решить один-единственный вопрос: не пора ли вывести литературу из категории искусства, а то, что когда-то понималось под ней, наименовать как-нибудь по-другому.

22 февраля 2011


ПУБЛИКАЦИИ:

     Богданов В. В. Статьи: Публицистические статьи // Вольный лист: негосударственное литературное учреждение. – Омск, 2011. – Октябрь – декабрь. – № 8. – С. 141 – 150. Содерж.: Писаки-неандертальцы в эпоху Интернета; Новые варвары: Экскурсия по «учреждениям культуры» города Омска.