Рыбья любовь. Из наблюдений

Наталья Романова-Сегень
          Фильтр в аквариуме издавал шипящие звуки и выдувал из себя сотни малюсеньких пузырьков. Эти пузырьки, отталкиваясь друг от друга и соперничая, устремлялись к поверхности воды. Они были похожи на сыплющиеся горошины, которые, достигнув в падении определенного уровня, отскакивали от него. А затем, так напоминая ртутные шарики, вальяжно раскатывались по отполированной глади. Зрелище завораживало, и можно было часами сидеть и смотреть на циркуляцию воды, которая осуществлялась за счет движения пузырьков воздуха.
          Аквариум был круглый. В нем уже который год жила одна единственная рыба. Ее звали Прилипала. Помести эту рыбку в большую емкость, она бы имела солидные габариты, но так как дом Прилипалы был крошечных размеров, то ей самой невыгодно было вытянуться, став каланчой. Это был кольчужный сом из рода анциструса серого цвета в желтовато-молочную крапинку. Чистюля, каких свет не видывал! Он все время, благодаря рту-присоске, занимался альпинизмом на стенках своего стеклянного жилища, соскабливая ненужное. А на голове у него были рога, да такие разветвленные, что делало его похожим на оленя. Это был самец, потому что у самок отсутствуют кожистые отростки на голове. У Прилипалы были личные апартаменты - греческая амфора, лежащая на сине-оранжевом грунте. Иногда по ночам из угла, где стоял аквариум, доносилась какая-то возня. После наблюдений выяснилось, что это сомик двигал свой дом. Активность у него наступала в ночное время. Ваза ходила ходуном, перекатываясь по дну и ударяясь о прозрачные стенки стеклянной емкости. Но стоило только приблизиться к аквариуму, как недавний буян юркал в свое гнездышко и не шевелился, словно прикидывался спящим.  А ещё эта рыбка очень неуклюже плавала. При этом она была похожа на бабочку, порхающую между растениями. Оказывается, у анциструса нет плавательного пузыря, поэтому он не может долго плавать, подобно другим рыбкам. Любимым занятием Прилипалы было растянуться на спине под зелеными листочками и лежать замерев. Тем самым он вызывал испуг у человеческих существ. Он не реагировал на шум, даже когда сотрясали аквариум - ни один плавник у него не вздрагивал, ни один ус-рог на голове не колыхался. И при этом пузом кверху! Вот чудак. Что можно было подумать о рыбе, лежащей на спине?! Но спустя какое-то время Прилипала, как ни в чем ни бывало, чистил стенки аквариума своим всепоглощающим ртом.
          Однажды к нему поселили очень эффектную особь - золотую рыбку. Рыбка была миниатюрная, золотисто-оранжевого цвета и вызывала восхищение у всех, кто видел ее. Своим вуалевым хвостом она распоряжалась словно шлейфом нарядного одеяния. Глядя на нее, с трудом верилось, что когда-то эта рыбка произошла от обычного карася. В Китае существует легенда о происхождении золотых рыбок - будто бы они - ожившие слезы красивой девушки. А рядом с неказистым Прилипалой золотая «слезка» выглядела еще прекраснее. Она была очень юркая и имела веселый нрав. Эти двое, живущие в аквариуме, часто играли в догонялки. То золотая рыбка плавала за Прилипалой, то наоборот он за ней, и казалось, что золотой рыбке не хотелось ускользать далеко от этого не очень-то умелого пловца.
          Но вскоре все заметили, что поведение водной красавицы изменилось. Она уже не гонялась за воздушными пузырьками, рассыпающимися каждый раз новой порцией, не дефилировала перед зрителями в своем золотистом наряде. Да и чешуйки ее уже не были такими сверкающими, они поблекли, словно кто-то смыл с них краску. Большую часть времени она проводила в той самой глиняной амфоре, которую любезно предоставил ей живущий с ней по соседству. И сам Прилипала редко выходил на свою работу - чистить стенки аквариума, а все время находился подле вазы с золотой рыбкой. Она же менялась на глазах. Худела, отказывалась от еды и уже лежала полубоком. Ее глаза стали такими огромными, что в них мог отразиться весь подводный мир. Несомненно, рыбка болела, и, скорее всего, дни ее были сочтены. Люди хотели поместить занемогшую рыбку в другое место, чтобы Прилипала не заразился от непонятной болезни. Но любая попытка проникновения рыболовного сачка в аквариум пресекалась этим отважным рыцарем. Миролюбивый анциструс коршуном набрасывался на сачок с неистовым желанием разорвать его на мелкие клочки. Поэтому было решено оставить рыб в покое. Раз они сами захотели оставаться вместе до конца, пусть так и будет. Вскоре и Прилипала стал отказываться от корма. А по ночам из аквариума доносились странные звуки, но это был не шорох и не передвигание предметов по дну как раньше, а что-то, что напоминало грустную мелодию с всхлипываниями в конце песни. Каждый день, помимо лекарств, рыбкам включали музыку, которая способна лечить. Но все было тщетно и шло к тому, чтобы начать подыскивать новых жителей для стеклянного домика….
          А однажды утром случилось чудо. Прилипала  вдруг стал дербанить объемное зеленое растение, посаженное в яркий грунт аквариума. Он отрывал части листиков и, захватив их ртом-присоской, доставлял к жилищу изнеможенной золотой рыбки. Обессилившая рыбка с трудом, но все-таки поедала принесенные листья. Так продолжалось три дня. На четвертый день, покормив больную, Прилипала принялся впервые за долгое время чистить аквариум. Он отдраивал стенки от налета с таким рвением, словно давно не видел, как выглядит жизнь в округе за пределами емкости. С каждой минутой становилось прозрачнее в круглом доме. Когда уборка была сделана, из глиняной амфоры показалась похудевшая особь. Она сделала круг, потом ещё один, потом ещё. Рыбка плавала очень осторожно, экономя силы на следующие витки, а Прилипала смотрел на нее, боясь пошевелиться. О чем он думал в тот момент? Наверное, что за период болезни дама его сердца стала более утонченной и грациозной, а вовсе не исхудавшей - как думали удивленные люди.