Никому не дано узнать Глава 16

Ольга-Джесси Левина
А в это время в квартире, где находились Лиза с Сергеем и Ирочкой, происходило следующее. Лиза, все-таки задумавшаяся над тем, что ей сказала Даша, мучительно размышляя о том, что же делать. Она понимала, что всё, сказанное  невестой Игоря, справедливо. Ведь по сути, как правильно заметила Даша, Лиза была неплохим человеком, и ей так же не чуждо было сострадание. Просто в своё время она запуталась, повела себя неправильно и вот результат. Сейчас она понимала, что нужно было прислушиваться к советам своих родителей и родителей Игоря, а не принимать советы своих таких же легкомысленных подруг. Но что сделано, то сделано, и обратно уже не вернуть. Правда, теперь в её душе поселилась надежда на то, что родители простят и примут её под своё любящее крыло. Только сейчас она стала задумываться о том, как ей не хватает материнской ласки и советов, добродушного ворчания отца, который незлобиво журит  за какой-либо проступок. И только сейчас до неё дошло, что она всё-таки мать этой симпатичной девчушки. Лиза с раскаянием думала о том, сколько же ласки и любви недополучила эта девочка от неё, родной матери. И, доселе неизведанное Лизой чувство стыда заставляло сжиматься сердце. Она подняла глаза и уже по–другому посмотрела на Ирочку. Если бы кто-то ей сказал, что чувства могут так перемениться за такое короткое время после разговора с совершенно чужим человеком, то она бы ни за что не поверила. А вот теперь она явственно  стала ощущать, как лёд ненависти, злобы и отчуждения стал таять и, вдруг, из глаз Лизы по щекам потекли горячие слёзы, смывая всё вместе с  чёрными потёками туши то, что осталось плохого от неё прежней.
- Лизка, ты чего это? – растерянно спросил Сергей, молча просидевший всё это время.
- Ничего, отстань – сквозь слёзы ответила она ему, не зная, как объяснить своё состояние.
- А ревёшь чего? Тебя обидела та девка?
- Никто меня не обидел, просто ресница в глаз попала.
- Ну да, - недоверчиво пробормотал Сергей – и от этого ты разревелась, чуть ли не в голос.
- А что уж, и поплакать нельзя, - размазывая чёрные потёки по  всему лицу, сказала Лиза – запрещено что ли?
- Вот, возьмите, - сказала Ирочка женщине, протягивая ей кружевной платочек – а то вы косметику по всему лицу размазали, словно клоун.
- И не жалко? – спросила Лиза.
- Что не жалко?
- Платочек-то красивый, а я его вымажу.
- Ну и что, отстирается.
- Неужели ты меня пожалела? – с надеждой и отчаянием в голосе спросила Лиза.
- Я вообще не могу спокойно смотреть, когда кто-то плачет.
- Даже я?
- Даже Вы.
- Но ведь я причинила тебе неприятности. Ты же меня не любишь – с горьким вызовом в дрожащем голосе сказала молодая женщина.
- Дело совсем не в этом. Просто, если человек плачет, то ему горько и обидно. А любого человека, которому плохо, всегда жалко.
- Но ведь бывает, что человек плачет и от радости.
- Бывает, - согласилась Ирочка – но тогда он плачет совсем по-иному.
- Господи, какая ты уже взрослая и рассудительная  - с надрывом в голосе сказала Лиза. – Но всё это – не моя заслуга. Не знаю, поймёшь ли ты меня когда-нибудь или нет.
- А что я должна понять? – спросила Ирочка.
- Я и сама не знаю. Мне сейчас самой бы хотелось понять, почему я повела себя так, а не иначе. Почему молодости свойственна глупость? Почему в то время свои амбиции я ставила превыше всего? 
- Лиз, что это тебя на самокритику пропёрло? – спросил у неё Сергей.
- Эх, Серёга, глупый ты. Просто ты не задумывался над тем, что мы с тобой, как два легкомысленных мотылька летаем и летаем, не имея пристанища. Где увидим яркий свет, туда и летим.
- У тебя что, сдвиг по фазе? Ты никогда об этом не задумывалась.
- Значит, пришло время задуматься – ответила Лиза.
- И что, ты теперь откажешься от денег? – задал Сергей, мучивший его вопрос.
- Не знаю, отстань – сердито ответила Лиза.
- Да, мать, у тебя явно что-то не то с головой. Ты подумала, чем ты будешь расплачиваться с хозяином?
- Ой, отстань, Сергей, и без тебя тошно – в голос, причитая совсем по-бабьи, заревела Лиза.
- Не надо, не плачьте - сказала Ирочка, глядя на женщину, которая была её матерью. -  Если у Вас что-то случилось, то я попрошу папу, чтобы он Вам помог. Только не плачьте, пожалуйста – попросила Ирочка, у которой тоже подозрительно влажными стали глаза.
- Господи, какая же я дрянь – ещё пуще прежнего зарыдала Лиза. – Моя дочь, для которой я не сделала ничего хорошего, а лишь только доставила одни неприятности, жалеет меня и предлагает свою помощь. А я не заслужила даже и малой крохи сострадания, которое она мне выказывает.
- Дело не в том, заслужили Вы или не заслужили. Просто вы человек, который попал в трудную ситуацию, запутался. Вы человек, которому плохо и нужна помощь. А разве можно пройти мимо такого и не оказать посильную помощь.
- Девочка моя, сейчас ты кажешься мудрее и взрослее меня. Это только сейчас я задумалась об этом. Всего лишь день назад мне такое бы и в голову не пришло. Я эгоистка, и прекрасно это понимаю. Я всегда думала только о себе, о том, чтобы было хорошо только мне, совершенно не вспоминая о тех, кому я доставляла хлопоты или горе своим эгоизмом. Не знаю, смогу ли я заслужить твоё прошение. Пусть это даже будет не прощение, а просто элементарное понятие моих тех или иных поступков. Хотя я и сама порой себя не понимала.
- Лизка, ты не на исповеди в церкви – напомнил о себе Сергей. – Да и поздно уже каяться.
-  Каяться никогда не поздно. Просить прошения тоже – ответила ему всхлипывающая Лиза.
- Если хотите, то расскажите, что у вас случилось – тихо сказала Ирочка.
- Ой, девочка, не знаю, стоит ли тебе влезать во всё это. Ты ещё слишком мала. Да и зачем тебе вся эта грязь.
- А вы не говорите подробностей, просто расскажите суть. Если я правильно поняла, то Вы должны большую сумму денег какому-то хозяину. Я, правда, не понимаю значения слова хозяин, но видимо это плохой человек.
- Хозяева тоже бывают разные и хорошие и не очень. В данном случае не только плохой, но и страшный человек.
- Страшный – это значит урод?
- Урод, только моральный. Для него не существует вообще ничего святого. Бог для него – это богатство и власть. И он возомнил себя Богом.
- А за что Вы ему задолжали? Вы что-то у него брали?
- Я работала на него, продавала его товар.
- Вы торговали вещами?
- Вот ещё одна святая простота. Хотя ты ещё мала и не знаешь жизни.
- Значит что-то другое – задумчиво произнесла Ирочка.
- Вот именно, что другое. И это другое стоит больших денег, которых у меня нет.
- А куда же вы их подевали. Как я поняла, товара у Вас тоже нет.
- Правильно ты поняла, товара нет, но и денег нет тоже. Меня элементарно кинули. Знаешь, что это такое?
- Знаю, у нас такое слово употребляется. Если я Вас правильно поняла, то кто-то забрал какой-то товар, а деньги Вам не отдал.
- Правильно всё ты поняла.
- И теперь Ваш хозяин требует вернуть или товар, или деньги, так?
- Ты смышлёная не по годам.
- Но у Вас нет денег, правильно? Значит, надо написать заявление в милицию на того человека, который не отдал Вам деньги.
- Ага, и очутиться на скамье подсудимых за распространение,… ну да это не важно за что.
- Не надо считать меня совсем уж глупой. Я поняла, вы распространяли что-то запрещённое. Скорее всего – это наркотики.
- Да, современных детей ничем не удивишь.  Они уже всё знают.
- Так с нами же в школе проводят беседы на эту тему. Да и везде: и по радио, и по телевизору, и в газетах об этом говорят и пишут.
 - Мне даже нечего сказать.
- А зачем Вы занимались этим?
- Мне тогда казалось, что это самый лёгкий способ зарабатывания денег.
- И Вы не задумывались о том, что это отвратительно, да к тому же ещё и опасно.
- Когда имеешь на руках лёгкие деньги, то не задумываешься об  этом.
- И что Вы теперь собираетесь делать? Вы поэтому забрали меня и требовали у папы деньги, да? А не лучше ли было просто попросить помощи у него?
- Я сомневаюсь, что Игорь бы стал мне помогать, приди я к нему и сказав, что мне нужны деньги.
- Напрасно Вы так думаете. Мой папа очень добрый и незлопамятный. Просто надо было испробовать сначала все наиболее разумные способы, прежде чем сглупить.
- Не зря ведь говорят, что умная мысля, приходит опосля. Мне просто не пришло в голову кого-то о чём-то просить, а тем более бывшего мужа. Хотя может быть и напрасно.
- А ещё вы могли бы обратиться к своим родителям.
- А ты откуда знаешь о них? – с удивлением спросила Лиза.
- Раньше, когда мы ещё жили в Судже, мы с бабушкой часто ходили к ним в гости. Иногда они приходила к нам, правда редко. Однажды я услышала, как бабушка Зина говорила бабушке Лиде, что она испытывает чувство вины и неловкости перед моим папой за то, что Вы так с ним поступили. Вот поэтому чаще мы ходили к ним. Или  бабушка отводила меня к ним на выходные.
- А ты их любишь?
- Да, они замечательные, только грустные.
- Почему грустные?
- Наверное, они скучают без Вас.
- А сейчас ты с ними общаешься?
- Мы переписываемся. А совсем недавно, на выходных, папа возил меня к ним в гости.
- Правда? И Игорь был у них.
- Был, но совсем недолго, у него были какие-то дела в городе. Он привёз меня, а затем вечером приехал и забрал.
- Что, даже и за стол не посадили?
- Почему же, мы пообедали, немного ещё посидели, а затем поехали. Так как зимой темнеет рано, то долго засиживаться было нельзя, потому что ехать ещё вон сколько надо было.
- А обо мне не говорили?
- Нет, они не говорили, а я не спрашивала.
- Тебе что же не интересно было, где твоя мама?
- Не знаю, не спрашивала и всё. Да и дедушка с бабушкой видимо чувствовали бы себя неловко от этих разговоров, я так думаю.
- Ясно. А моих фотографий не видела?
- Видела. Я все альбомы там пересмотрела. Мне там понравилась одна фотография.
- Какая? – с жадным любопытством спросила Лиза.
- Та, на которой Вы сидите голенькой на горшке и с венком из одуванчиков на голове.
- Мне она тоже всегда нравилась. Правда, когда мне было лет шесть-семь, я стеснялась того, что я там голенькая.
- Но Вам же там всего один годик, поэтому и стесняться нечего.
- Позже я поняла, а тогда смущалась, если кто-то смотрел эту фотографию.
- Бабушка Зина говорила, что когда я родилась, то была немного похожа на Вас, а потом полностью изменилась и стала похожа на папу.
- Ты действительно его копия – с завистью сказала Лиза.
Лиза с грустью вспоминала то время, когда она совсем ещё девчонкой бегала в школу, и у неё не было тех проблем и забот, которыми она обременена сейчас. Ну почему нельзя вернуть о время назад, почему нельзя изменить прошлое.  В уме, словно вспышка молнии, родилось четверостишие:  Я часто думаю о том,
                Как жаль, что время невозвратно.
                Прожить бы жизнь,… ну а потом
                Вернуть бы всё обратно.
А ведь когда-то, в ранней юности, Лиза писала действительно неплохие стихи. Учительница литературы даже советовала не бросать это занятие, а совершенствовать, то есть идти после школы в институт по этому профилю. Куда всё ушло, куда подевалось? Почему её жизнь сложилась так, а не иначе. Нет, Лиза никого не винила в том, что  вышло именно так. Сейчас, словно внезапно прозрев, она понимала, что сама виновата, а не простое стечение обстоятельств. Но ушедшего не вернуть, как и не вернуть утраченные чувства, как не раздуть костёр из потухших углей. И в этом виновата только она сама.
Из глаз Лизы снова потекли солёные слёзы. Они прозрачными капельками скользили по щекам и, почему-то попадали на  горестно вздрагивающие губы, а затем, стекая к подбородку, капали на свитер.
- Ну не надо плакать, - вновь стала успокаивать Лизу дочь – всё будет хорошо, вот увидите.
- Ира, не надо меня утешать, мне от этого только горше становится. Я чувствую себя такой гадкой.
- Хорошо, не буду – ответила девочка. – Но я хочу Вам сказать, что всё можно исправить, стоит только очень сильно захотеть.
- Не всё можно исправить. Разве можно исправить все те годы, которые я провела, как беззаботная бабочка, думая лишь о себе и живя одним днём?
- Вернуть прошлое, конечно же, нельзя, но ведь можно начать всё с начала.
- Что ты имеешь в виду? – опешила Лиза и даже перестала всхлипывать. – Ты хочешь сказать, что я снова смогу вернуться к Игорю?
- Нет, я совсем не это хотела сказать. Я имела в виду, что свою жизнь и отношение к людям можно изменить в любой момент. Для этого нужно только всего лишь желание того человека, который хочет это сделать.
- У тебя рассуждения, как у взрослого, много повидавшего и узнавшего человека. В кого ты только такая?
- Не знаю, наверное, сейчас все дети такие.
- Да меняются времена, меняются люди.
- Вот и Вы станьте другой.
- Ты думаешь, что у меня получится?
- Думаю, что да. И давайте попробуем сделать это прямо сейчас.
- Это как?
- Отпустите меня домой.
- Ах, вот ты о чём.
- Значит, не отпустите – опустив голову, удручённо сказала Ирочка.
- Вот тут ты не права. Я тебя отпущу, но только тогда, когда за тобой придёт отец.
- Значит, всё то, что я Вам говорила, напрасно.
- Почему ты так решила?
- Ну, если Вы будете ждать папу, то, значит, будете ждать от него денег.
- Вот видишь, а ты говоришь, что поменять свою жизнь не трудно. Ты же мне сейчас не доверяешь, верно?
- Если честно, то не знаю. Мне очень хочется Вам поверить.
- Просто я не хочу отпускать тебя одну – это, во-первых.
- А что, во-вторых? – серьёзно спросила Ира.
-А во-вторых, я хочу посоветоваться с Игорем, как мне лучше поступить. Хотя, конечно, он может не захотеть меня слушать после всего того, что я сделала, но я всё же попытаюсь. Как говорят: или пан, или пропал.
- Не бойтесь, папа не такой уж злодей. И если с ним по-хорошему, то и он добром на добро отвечает.
- Вот добра-то он от меня и не видел. Боюсь, что он даже разговаривать со мной не захочет. Хотя кто его знает, он всегда был благородным рыцарем.
- Он таким и остался. А ещё я попрошу его выслушать Вас. Мне он ни за что не откажет.
- Ты вся в него, такая же незлопамятная и сострадательная. Я помню ещё в школе, он никогда не стрелял из рогатки по птичкам, не мучил животных. А уж если кто обижал девочек, то он горой вставал на их защиту. И не важно было, что после такой защиты всё лицо у него было в синяках и царапинах. Он, наверное, таким и остался? – посмотрела на дочь Лиза, каким-то просветлённым взглядом.
- Ну, насчет рогатки и животных не знаю. Он, наверное, уже не в том возрасте, когда этим занимаются – рассмеялась девочка. А вот что касается девочек, а так же женщин, то он никогда не даёт их в обиду. Даже мою одноклассницу как-то защищал от пьяного отца. И не испугался того, что этот самый отец девочки, чуть ли не в два раза больше папы.
- Совсем не изменился. Храбрый портняжка – с некоторой долей нежной грусти сказала Лиза.
- Лиза, а ничего, что я здесь и всё слышу? – подал голос забытый ими Сергей.
- Ну и что, что ты слышишь. Я не из чего не собираюсь делать секрета. Это моя прошлая жизнь и от неё никуда не убежишь.
- Да, но тон, каким ты говорила о своём бывшем муже, мне совсем не понравился – сердито проговорил Сергей.
- Да ты никак ревнуешь? – усмехнулась Лиза.
- А если и так?
- Дурак ты, Серёга, я ему нужна, как собаке пятая нога.
- А кто его знает, как может повернуться – угрюмо пробурчал мужчина. – Вдруг ты надумаешь переметнуться к своему бывшему. А что, баба ты видная – продолжал своё бормотание Сергей, искренне переживающий за их дальнейшую судьбу.
- Нет, слишком много воды утекло, и прошедшее уже не вернуть, не изменить. Былая любовь не вернётся снова. Хотя кто его знает, была ли у нас любовь или просто влечение двух здоровых молодых тел.
- Лизка, гляжу я на тебя и удивляюсь – сказал Сергей. Ты прямо на глазах становишься какой-то другой, непонятной. И мне становится страшно от этих твоих  метафоз.
- Чего-чего? Господи, это же надо до такого додуматься, метафоз. Уж, коль не знаешь, как правильно говорить, то не старайся показаться умным. От этого ты ещё глупее выглядишь.
- Ты же всегда сама говорила, что тебе иногда бывает стыдно оттого, что я такой малограмотный. Вот я и пытаюсь выражаться умными словами, а ты с меня смеёшься.
- Да, говорила, и буду говорить. Но уж если ты хочешь говорить грамотно, то уж, будь добр, постарайся запоминать правильное произношение слов, а то надо же, учудил что.
- А как правильно?
- Метаморфоз – ответила за Лизу Ирочка.
- И ты знаешь это слово? – искренне удивился Сергей. – Надо же, какие сейчас дети грамотные пошли. А я, как был балбесом, так им, наверное, и останусь.
- Ну почему же? – сказала Ира. – Учиться никогда не поздно.
- Нет, не даётся мне учёба. Ещё в школе я это понял.
- Поэтому и на занятия не ходили?
- А мне не интересно было, я всё равно ни фига не понимал.
- Что, совсем, никакой предмет не нравился? - удивлённо спросила девочка.
- Почему же? Мне нравилась физкультура, НВП и черчение. А больше всего мне нравились уроки пения. Уж больно молодая и красивая учительница у нас была. Она ещё говорила, что у меня голос красивый и слух есть.
- А что это за урок такой НВП? – с интересом спросила Ирочка, совсем позабывшая, что она является, как бы их пленницей. – У нас нет такого предмета в школе.
-  Ну, мы там изучали автоматы, ходили стрелять в овраг за нашим селом. А девчонки иногда занимались с нами, а иногда школьная медсестра проводила с ними занятия по оказанию первой помощи и прочее.
- А, я поняла, - сказала девочка – это как у нас сейчас ОБЖ.
- А что такое ОБЖ? – теперь уже удивилась Лиза.
- Основы безопасности жизни.
- Надо же, как обозвали предмет. Вот раньше скажешь НВП – и всё понятно. Чего только не придумывают сейчас, то одно, то другое – сказал мужчина.
- Это вам понятно, что это такое, а вот я не знаю, что эта аббревиатура обозначает – сказала Ирочка, уже полностью освоившаяся в компании своих похитителей.
- НВП – это начальная военная подготовка – ответила дочери Лиза.
- Теперь понятно. – И тут же спросила – А почему Вы, дядя Серёжа не ходили в школу? Вас что, мама не заставляла разве?
- Моя мама могла заставить только сбегать за бутылкой самогона к кому-либо. Больше я её не интересовал. Она меня и в лицо с трудом вспоминала, когда приходила в себя чуть-чуть после очередного запоя.
- А отец? Он что, тоже пил?
- Я сын трудового народа – с горечью ответил Сергей.
- Как это? – удивлённо вытаращила глаза Ира.
- Не знаю я, кто мой отец, да и мать вряд ли знала.
- Почему? – снова спросила любознательная девочка.
- Потому что  у неё было так: сегодня у неё один муж, а завтра – другой, послезавтра третий. И так каждый день. Редко кто надолго задерживался. В общем, кто принёс выпивку, тот и муж.
- И как же Вы жили в таком аду?
- Вот так и жил. Спасибо соседям за то, что не дали умереть с голоду, да старую одежонку отдавали.
- Да, нелёгкая у Вас жизнь была.
- Что-то Игоря долго нет – заметила Лиза, переводя неприятный разговор на другую тему
- Приедет – уверенно ответила девочка. – Папа слов на ветер не бросает.
- Уже бы пора – снова сказала Лиза. Может, он передумал?
- Что передумал? Меня забирать? – спросила Ирочка и тут же добавила. – Вы что, такого просто не может быть. Значит, есть какие-то причины для его задержки.