Никому не дано узнать Глава 10

Ольга-Джесси Левина
Добравшись до дома, весёлые и довольные они сняли лыжи и всей толпой ввалились в дом. На шум вышла улыбающаяся, слегка полноватая, но красивая и какая-то уютная женщина. Даша, уже успевшая позабыть, что в доме могут быть родители Игоря, слегка напряглась, но, увидев доброжелательную улыбку хозяйки дома, успокоилась.
- Здравствуйте, - приветствовала та Дашу. Вы, наверное, Дашенька. Мне Ирочка вчера все уши прожужжала о том, что вы с ними пойдёте  на лыжную прогулку. Она так радовалась, что еле-еле уложили спать.
- Я боялась, что у папы появятся какие-нибудь срочные дела, или же Даша передумает – оправдалась внучка.
- Иришка, тебе не стыдно так говорить? - спросил Игорь. – Разве я тебя когда-либо подводил?
- Нет, но… всякое бывает – выкрутилась девочка.
- Какое такое всякое? – спросил Игорь.
- Ну, вдруг бы у тебя появились какие-то срочные дела, которые нельзя отложить.
- Не бывает ничего невозможного.
- А если бы ты, не дай Бог, заболел? У меня бы не хватило совести просить тебя о прогулке. Я же не свинья какая-то.
- Все твои волнения были напрасными – сказала Даша.
- Что же это мы гостью у порога держим – сказала Лидия Михайловна – мама Игоря. – Проходите, познакомитесь с нашим папой  и дедушкой. Он там уже во всю стол накрывает.
- Бабуль, а откуда вы узнали, что мы скоро придём? – спросила у неё внучка.
- Интуиция – лукаво ответила внучке бабушка.
- А если очень честно?
- Дедушка вас в окошко увидел. У тебя же такой прикид, что виден, кто его знает откуда.
- Всё ясно – сказал Игорь.
- Что тебе ясно? – спросила Лидия Михайловна.
- Мне ясно, откуда  Иришка таких слов нахваталась.
- Ты имеешь в виду слово прикид? Так это уж скорее я у неё нахваталась, а не она у меня.
- Мама, - удивлённо глядя на Лидию Михайловну, сказал Игорь – ты же всегда боролась за чистоту русского языка. Не могу поверить, что это говоришь ты.
- Наверное, старею, сынок. – А потом со смехом добавила – А может, в детство начинаю впадать. Видишь, уже и на молодёжном сленге заговорила.
- Бабуль, так это же классно! Ты у меня будешь самой продвинутой и крутой бабушкой! – с восторгом заявила Ира.
- О боже, - произнёс Игорь, подняв глаза к верху, - с этим бесполезно бороться.
- Так и не борись, - сказала ему Даша – со временем пройдёт само.
- Буду надеяться.
- Проходите в дом, сколько можно стоять у порога и философствовать – сделав приглашающий жест рукой, сказала Лидия Михайловна.
- Действительно, идёмте – поддержала Ира бабушку. – А то что-то желудок урчит. Даша, ты проголодалась? – спросила она у девушки.
- Я не уверена, что я голодна – ответила та. – Мы ведь, сколько бутербродов съели.
- А молодому, растущему организму требуется подкрепление – сказала Ирочка, поглаживая себя по животу.
- Ну, коль молодому и ещё растущему организму требуется, то придётся этот самый организм уважить – с лёгким смешком сказала Даша.
- Это что здесь за шум? – спросил, появившийся на пороге, высокий и статный мужчина с весёлыми  ярко-синими глазами.
- Где ты слышишь шум, дедушка? – спросила Ирочка.
- В принципе, шум слышен только от тебя, внученька.
- Я не шумлю, я просто громко убеждаю всех пройти к столу.
- Тогда конечно, это не шум, а лишь вежливое приглашение – засмеялся дедушка в ответ на внучкино пояснение.
- Знакомьтесь, Даша, - прервала их беседу, грозившуюся перерасти в весёлую и шумную перепалку, сказала Лидия Михайловна. – Это отец Игоря и по совместительству мой муж – Егор Семёнович.
- Очень приятно – ответила девушка, не придумав ничего другого, кроме этой банальной фразы.
- Взаимно, - ответил мужчина, почему-то лукаво поглядывая в сторону Игоря.
- Ну что же, церемония знакомства закончена – сказала мама Игоря. – А теперь прошу всех к столу.
Игорь подхватил Дашу и Иру под руки и вместе с ними направился к уже сервированному столу. Стол был заставлен разнообразными тарелочками и салатницами, в которых пестрели всеми цветами радуги разнообразные салаты.
- Боже, - с восхищением и уважением глядя на хозяев дома, произнесла девушка – когда же вы успели столько наготовить?
- Это было совсем не сложно – ответила Лидия Михайловна, тронутая восторженным вопросом Даши. Во-первых, мне помогал Егор, а во-вторых, многие салаты  - это летне-осенние заготовки. А уж открыть банку много времени не потребуется.
- Да, но здесь помимо салатов полно всего – возразила Даша.
- А, это у нас Егор специалист по мясу. За мной только картошка была закреплена, а всё остальное он делал.
- И всё-таки, чтобы приготовить мясо нужно довольно много времени – не сдавалась девушка.
- У нас его было навалом – поддержал жену Егор Семёнович.
- Мяса или времени навалом? – с улыбкой спросил у отца сын.
-Времени, конечно же, оболтус, - в пику ему ответил Егор Семёнович.
- Но когда мы уходили на прогулку, вас не было дома. А в лесу мы пробыли, как мне кажется, не очень долго – заметила девушка.
- Вот именно, что тебе кажется – засмеялся Игорь. Мы пробыли в лесу почти пять часов.
- Не может быть! – воскликнула изумлённая Даша. Мне показалось, что мы не пробыли там и двух часов.
- Значит, прогулка была удачной, раз время пролетело незаметно – сказал Егор Семёнович. – Ну что, давайте усаживаться за стол? – полувопросительно спросил он.
- Игорь, а где у вас можно помыть руки и немного привести себя в порядок? – шёпотом спросила Даша, но вездесущая Иришка её услышала.
- Бабушка, - громко сказала она – а ещё врач, хотя и бывший.
- Ну и что, что я бывший врач – не поняла смысл высказывания внучки Лидия Михайловна.
- А то, - засмеялась Ирочка – помнишь лозунг «мойте руки перед едой»?
- Господи, - виновато воскликнула Лидия Михайловна – мне ужасно стыдно. Это же надо, совсем уже из ума выжила. И ты не подсказал – повернувшись к мужу, выговорила она ему.
- Я под впечатлением от нового знакомства тоже забыл об этом – смущённо ответил Егор Семёнович.
- Ничего страшного не случилось – успокаивающе заметила Даша – все мы немного волновались, поэтому так  и получилось. Но ведь неисправимых ситуаций почти не бывает.
- Если честно, то мы действительно немного волновались – за всех ответила Лидия Михайловна. А теперь вижу, что зря.
- Мама, отчего же вы волновались? – спросил Игорь.
- Знаешь, сынок, люди ведь разными бывают. Вспомни хоть недавний случай.
- Да уж, лучше и не вспоминать о том кошмаре.
- А что у вас случилось? – спросила заинтригованная и немного смущённая Даша.
- Да было тут у нас одно знакомство… - начал Игорь.
- Папа, не вспоминай, - просительным тоном сказала Ирочка – не надо. Мне очень стыдно за тот случай.
- А ты-то что натворила? – удивилась Даша.
- Да хотела сделать сюрприз для папы, а получился, чуть ли не скандал.
- Господи, как же ты умудрилась это сделать?
- Ладно, расскажу, хотя мне очень стыдно за свой поступок.
- Ну, расскажи, если хочешь - подбодрила девочку Даша – может, там и нет твоей вины.
- Есть моя вина, но я хотела как лучше – покаянно сказала Ирочка, не зная с чего начать свой рассказ.
- В общем, - решил помочь дочери Игорь – хотела Ирочка меня сосватать.
- Это как? – ещё более заинтригованная, спросила Даша.
- Ну, я узнала, что к Ленке, моей подруге приехала тётя – продолжила начатое Игорем повествование девочка. Лена сказала, что её тётя Алина очень красивая и одна, то есть у неё был когда-то муж, но она от него ушла. Вот я и решила, что тётя Алина – это тот человек, который нужен папе. Посоветовавшись друг с другом, мы решили познакомить папу с тётей Алиной. Лена поговорила с тётей и та согласилась. Теперь-то я понимаю, что подтолкнуло её к согласию – по взрослому рассудила Ира.
- И что же? – спросила Лидия Михайловна.
- Просто Лена сказала, что у папы свой бизнес имеется – всё так же рассудительно ответила девочка. – Вот тётя Алина, как потом выяснилось, и решила: раз есть свой бизнес – значит, есть и деньги.
- Откуда такие умозаключения? – спросил Егор Семёнович у внучки.
- Дедушка, я же не слепая и не глухая, - ответила она – и тем более, не маленькая, как вы до сих пор считаете. Я тоже уже кое в чём разбираюсь.
- Да уж, слишком взрослая, - заметил Игорь - коль решила найти своему папе невесту.
- Пап, ну не начинай сначала, мы же уже обо всём договорились. Тем более, тебе больше не нужно никого искать, ты уже сам нашёл Дашу.
Услышав эти слова, Даша покраснела от смущения. Ей, конечно же, было приятно слышать то, что девочка приняла выбор отца, но та безаппеляционность, с которой  это было сказано, всё же смутила её.
- Да, я нашёл Дашу – как эхо, повторил Игорь.
- И, по-моему, никого другого нам не надо, да, пап? – спросила Ирочка.
- Ирочка, -  вмешалась молчавшая до этого Лидия Михайловна, которая заметила смущение Даши, – не стоит вмешиваться в дела взрослых.
- А я и не вмешиваюсь больше, наученная горьким опытом – с раскаянием, явно звучащем в голосе, ответила девочка. - Я просто спросила у папы.
- Ирочка, - строго заметил Егор Семёнович – не гони лошадей.
- Дедуль, - сделав наивное лицо, спросила хитрая девочка – каких лошадей? О чём ты?
- Ты всё прекрасно поняла, и не стоит прикидываться невинной овечкой.
- Дедуль, у нас что, зоопарк. То я, видите ли, гоню лошадей, то прикидываюсь овечкой.
- Ира, - немного сердито сказал Игорь – ты ведёшь себя не совсем прилично, тебе не кажется?
- Кажется. Но мне просто обидно, когда постоянно напоминают, что я маленькая. Может, мне тоже Даша понравилась, и я хочу, чтобы папа женился на ней.
- Ты что же это, предложение Даше делаешь? – не выдержав, засмеялась её бабушка.
- А почему бы и нет? Раз папа чего-то ждёт. Вот дождётся, что её из-под носа уведут, тогда узнает – запальчиво продолжала свою речь Ирочка.
- Это кто же у меня её уведёт? – спросил Игорь.
- Откуда я могу знать – сердито ответила ему дочь. Но она такая красивая и добрая, что желающих, я думаю, много.
- Ирочка, а не лучше ли будет, если мы с Дашей сами разберёмся? – серьёзно глядя на девочку, спросил Игорь. – По-моему, некрасиво вмешиваться в дела взрослых.
- Даша, ну хоть ты пойми меня! – воскликнула девочка. Я очень хочу, чтобы у меня была такая мама, как ты.
В комнате после этих слов повисла неловкая тишина. Игорь, задумавшись над сказанными дочерью словами, отрешённо смотрел перед собой. Даша, чувствуя неловкость, не знала, что ответить. Ей, конечно, импонировали слова девочки, но всё же события развивались слишком стремительно. Она была готова и не готова к такому повороту событий. Она всей душой уже успела полюбить эту милую и добросердечную девочку. Но не могла же она сказать, что предложение должен сделать Игорь, а не его дочь. Наконец, набравшись храбрости, Даша сказала, обращаясь к Ирочке:
- Солнышко, я понимаю, что ты хочешь иметь маму, я очень хорошо тебя понимаю. Но пойми и ты, что такие дела не делаются слишком быстро. Нужно всё продумать и правильно решить. Мы ещё слишком мало знаем друг друга.
- Ты не хочешь становиться моей мамой – со слезами на глазах произнесла Ирочка. – Я тебе не понравилась, да?
- Глупенькая, - успокаивающе поглаживая девочку по голове, ответила Даша – ты мне очень понравилась. Если бы ты была моей дочерью, то я бы хотела, чтобы ты была именно такой, а не другой.
- Правда, - счастливо улыбнувшись, и вытирая влажные глаза, сказала Ирочка.
- Конечно же, правда. И, ты знаешь, - тоном заговорщика прошептала Даша – я тебя уже люблю.
- И я тебя – так же тихо ответила девочка.
- Ну что, разобрались? – спросил подошедший к ним Игорь.
- Да, - ответила Даша.
- Да, - эхом повторила Ирочка.
- Тогда быстро мыть руки и за стол.
- Слушаемся… - начала Даша.
- И повинуемся – договорила девочка.
Вымыв руки, все уселись за стол и принялись накладывать себе на тарелки всякие вкусности, стоящие на столе.
- Даша,  тебе что положить? - спросил Игорь.
- Я, кажется, растерялась от такого изобилия – смущённо ответила девушка.
- А что Вы любите больше всего? – спросила у неё Лидия Михайловна.
- Как это ни банально, но я люблю обычный «Оливье».
- У нас в семье тоже все его обожают – заметил Игорь.
- Это сейчас он считается обычным салатом – сказала Лидия Михайловна. - А раньше всё было иначе. Гиляровский, например, писал в журнале «Москва и москвичи» об этом салате так: Считалось особым шиком, когда обеды готовил повар-француз Оливье, еще тогда прославившийся изобретенным им "салатом Оливье" и без которого обед не в обед, и тайну которого не открывал. Как ни старались гурманы, не выходило: то, да не то". Раньше, чтобы рассчитать количество салата, за основу брали картофель, сколько едоков будет, столько и брали картошин.
- Интересная версия – задумчиво ответила Даша. – А я всегда всё делаю на глазок.
- Так и я тоже – рассмеялась в ответ мама Игоря. – Пропорций я придерживаюсь лишь в консервировании, а  всё остальное – на глазок.
- Угу, - сказала, уже успевшая напихать полон рот, Ира – у бабушки всегда всё получается очень вкусным.
- Да ладно тебе, - отмахнулась Лидия Михайловна – а то перехвалишь. По всякому и у меня бывает. Иногда так стараешься, когда что-то готовишь, а получается не так, как хотелось бы. А бывает так, что всё делаешь на скорую руку и  получается отменно вкусно.
- Это точно – поддержала её Даша.
- Ну что за семейка, без разговоров не может – проворчала Ира. – Я уже скоро наемся, а вы ещё и не начинали.
- Да, действительно, - со смехом сказал Игорь – ну что за семейка.
После этих слов все дружно принялись поглощать любовно приготовленные блюда. Игорь наполнил Дашину тарелку всевозможными салатами и закусками чуть ли не до краёв.
- Игорь, - сказала Даша, глядя на свою тарелку – я же не съем столько.
- Съешь-съешь, ещё и добавки попросишь – напророчил Игорь.
- Очень сомневаюсь – ответила девушка. По-моему, после такого количества пищи можно лопнуть.
- Лидочка, - обращаясь к жене, сказал Егор Семёнович – тебе не кажется, что мы забыли что-то существенно важное поставить на стол.
- И что же это мы забыли? – недоумённо спросила жена, внимательно оглядывая стол. – По-моему всё приготовленное стоит на столе.
- А тебе не кажется, что за знакомство можно и выпить по чуть-чуть.
- Ой, действительно, забыла. У меня есть домашнее виноградное вино. Даша, как Вы относитесь к домашнему вину?
- Очень даже положительно – ответила девушка. – Моя мама тоже из чего только не делает разнообразные вина и ликёры.
- Моим знакомым тоже больше нравятся домашние вина. Конечно, в продаже есть хорошие вина, но мы в них, если честно сказать, плохо разбираемся. Да и стоят они недёшево, хотя не в этом дело. Мы как-то привыкли к своим винам и ликёрам.
- Наши знакомые тоже всегда просят домашнее. Особенно им нравится мамин ликёр.
- А из чего она его делает? – спросила заинтересованная Лидия Михайловна.
- Из любых ягод. Она делала его даже из апельсинов, персиков и рябины. Правда в ликёр  из персиков и апельсинов она немного добавляет каких-нибудь ягод для придания цвета напитку.
- Да, - протянул Егор Семёнович – так с вами и не дождёшься обещанного.
- А что ты ждёшь? – спросила его жена. – Уже бы давно сходил сам и принёс.
- И действительно, чего это я жду? – шутливо сказал Егор Семёнович, вставая.
Через минуту он вернулся, неся в руке запотевшую бутылку необычной формы с завинчивающейся пробкой. Она была выполнена в форме хрустального башмачка с изящными каблучками и бантиками на чуть удлинённом носке. Заметив заинтересованный взгляд Даши, Егор Семёнович пояснил:
- Эту туфельку, вернее пару туфелек, мне подарил мой старинный приятель. Он работал раньше в небольшой фирме, делавшей такую сувенирную посуду для спиртных напитков.
- Очень необычно и красиво – сказала Даша. Интересно, где это сделано?
- А ты разве не знаешь? Это же делается здесь в городе, недалеко от биохимического завода. Эта фирма до сих пор там помещение арендуют.
- Надо же, всю жизнь живу здесь, и не знала, что у нас такую прелесть делают.
- Ничего удивительного. Они, в основном свою продукцию отправляют в более крупные города. Там лучше рынок сбыта.
- Тогда понятно – ответила девушка.
- Ну что, папа, - обратился к нему Игорь – на правах старшего мы доверяем тебе ответственную миссию по наполнению бокалов.
- Что-то я не вижу последних, – с долей иронии в голосе сказал Егор Семёнович.
- Опля, - жестом фокусника Игорь поставил на стол откуда-то взявшиеся в его руках бокалы.
- Да,… Вот это фокус – ошарашено произнёс отец Игоря. - Откуда же ты их взял?
- Секрет фирмы – засмеялся Игорь.
Наполнив бокалы, Егор Семёнович сказал:
- Ну, за приятное знакомство!
- Ты прямо, как генерал из фильма «Особенности национальной охоты» - пошутила Лидия Михайловна.
- А почему охоты? А может быть «Особенности национальной рыбалки»? – возразил ей Егор Семёнович.
- Какая разница, героя-то всё равно один артист играет.
- Булдаков, да бабуль? – спросила Ирочка.
- А кто ж ещё. Я даже не могу никого другого представить в этой роли.
- Ну, будем пить, или снова дискуссию устроим? – спросил Игорь.
- Всё-всё-всё, разговоры окончены – поддержал Игоря отец.
Все дружно подняли бокалы и пригубили вино. На вкус оно  оказалось именно таким, какое нравилось Даше. В нём чувствовалась лёгкая тёрпкость и кислинка. А аромат был таким явным, что, даже не зная, можно было сразу догадаться, что вино виноградное.
- Очень вкусное, - сказала Даша, пригубив вино. Именно такое вино мне и нравится.
- Я очень рада, что тебе понравилось – сказала довольная хозяйка. – Да ты пей, не бойся, оно не очень крепкое. Мои не любят слишком креплёных напитков.
- А у меня папа тоже любит спиртные напитки небольшой крепости.
- Да, как говорит моя подруга, пить нужно только для удовольствия, а не для того, чтобы напиться до поросячьего визга.
- Она совершенно права. Я даже иногда думаю, что если бы хоть одного напившегося до безобразия человека снять на камеру, а потом показать ему, то в следующий раз, прежде чем напиться, он бы подумал, стоит ли это делать. Конечно, если он не законченный алкоголик.
- Да, я думаю, было бы интересно посмотреть на себя в таком состоянии – задумчиво произнёс Егор Семёнович.
- А ты возьми и попробуй, - подначила его жена – камера у нас есть, так уж и быть, уважим и снимем тебя.
- Что-то мне не очень хочется такого сомнительного удовольствия – засмеялся Егор Семёнович.
Вместе с ним засмеялись и все сидевшие за столом. После чего снова приступили к трапезе. Даша, глядя, как семейство дружно сметает со стола вкусно приготовленные блюда, тоже заразилась их энтузиазмом и незаметно для себя опустошила свою тарелку. На столе осталось только одно блюдо, которое она не попробовала, просто не могла понять, что же это такое. Лежащая на тарелке масса напоминала картофельное пюре, но была почему-то разноцветной.
Заметив, что Даша посматривает на тарелку с необычным блюдом, Лидия Михайловна сказала, обращаясь к девушке и незаметно перейдя на «ты»:
- Дашенька, попробуй, это  обычное необычное картофельное пюре.
- Я тоже так подумала, - смущенно ответила та – но засомневалась. Оно такое разноцветное. Как Вам удалось его таким сделать?
- Это очень просто: приготовить картофельное пюре, добавить в него взбитые белки. Разделить пюре на четыре части. Одну из них оставить белой, в другую добавить две ложки пюре из зеленого горошка,  в третью положить томат-пюре, а в четвертую - взбитые желтки или же шафран. Уложить на блюдо, не смешивая, отдельными секторами.
 – Ну, надо же, так просто и необычно красиво – сказала Даша.
- Можно ещё сделать с варёной морковью и со свеклой – ответила польщенная Лидия Михайловна. – В общем, кто, на что горазд и кому что больше нравится.
- А ещё у нас бабушка умеет варить замечательный суп, который называется «Суп мудрости».
- Интересно, что же это за суп такой? – спросила девушка.
- Это что-то такое необычное и вкусное, но я не запомнила, из чего его бабушка готовит.
- У вас не бабушка, а просто великий кулинар.
- Ну, до великих кулинаров мне далеко, но готовить я люблю. А рецепт очень прост. Когда-то этим рецептом со мной поделилась моя хорошая подруга, а теперь я поделюсь с тобой, Дашенька, слушай. Для этого супа сначала нужно обжарить двести пятьдесят граммов говядины в двух столовых ложках растительного масла. Мясо предварительно обвалять в муке. Переложить мясо в кастрюльку, а на оставшемся масле обжарить  одну большую луковицу и вместе с маслом отправить в ту же кастрюльку. Затем добавить  три средних картофелины, порезанные кубиками, две потёртые морковки, две столовые ложки так же потёртой тыквы, две столовые ложки мака, лавровый лист, петрушку, соль и перец. Всё это залить тремя стаканами воды и варить  на слабом огне ровно полтора часа. В процессе варки можно добавлять кипячёную воду, если есть необходимость в этом. В конце варки нужно растереть суп деревянной ложкой. Вот и вся премудрость.
И что, от него действительно мудрым становишься? – заинтересованно спросила Даша.
- Не знаю, но так говорят.
- Надо будет перед годовым отчётом такой супчик себе сварить. Может, тогда сразу без ошибок сделаю и сдам. А то вечно, хоть маленькая ошибка, но случается.
- Маленькая ошибка – это не страшно – сказал Егор Семёнович.
-Не страшно – согласилась с ним девушка, но из-за такой мелочи концы с концами, то есть дебет с кредитом не сходятся.
- Тогда попробуй, свари себе такой супчик – посоветовала Ирочка.
- Обязательно.  Лидия Михайловна, вам уже в пору писать кулинарную книгу – восхищённо сказала Даша.
- А я и пишу, но только для себя. Хотя делюсь рецептами охотно со всеми желающими -  ласково ответила Даше Лидия Михайловна.
Ей всё больше и больше нравилась эта милая и простая девушка. Она мысленно просила Бога, чтобы у них с Игорем всё сладилось. За столько лет одиночества и разочарований он заслужил хоть немного счастья и любви. А в том, что сын не безразличен этой девушке, она нисколько не сомневалась. Каждый взгляд, каждый жест и каждая улыбка, подаренная Дашей Игорю, красноречиво говорили об этом лучше всяких слов. Наблюдая за сыном, она заметила, что Игорю тоже не просто нравится Даша, а он в неё влюблён. Глаза сына сияли так ярко и радостно, что никаких сомнений не оставалось. Таким взглядом он не смотрел даже на Лизу, когда думал, что любит её. Тихо радуясь за сына и боясь спугнуть зыбкое счастье, Лидия Михайловна просила Бога только об одном. Пусть в их семье, наконец-то появится любящая жена для Игоря и мать для Иришки. А в том, что Иришка целиком и полностью приняла Дашу, не было ни капли сомнения. Девочка преданно заглядывала в глаза Даши и ловила каждый её взгляд, норовя получить свою крупинку счастья.