На Дону

Виктор Некрасов
На фото:  Так смотрится Дон с правого берега.
  Рядом с заповедником "Галичья гора"

Если из детства  в памяти отложились лишь несколько  событий, то из отрочества, конечно же, значительно большее их число. Поскольку село Донское с трёх сторон окружают леса, а с  Юга-река Дон, то эти места  как раз связаны с моими воспоминаниями.  Именно в лесах и на Дону мы, ребятня пятидесятых,  проводили большую часть свободного, от учёбы и домашней работы, времени.  Если М.А.Шолохов в своих произведениях описывает Дон как тихий, то в нашей местности я бы не назвал его таковым. У нас он течёт довольно быстро, и в бурных его потоках встречаются такие водовороты,  что неопытные пловцы с большим трудом вырываются из них, а бывали случаи, что и тонули. Левый  берег реки от  начала села и вплоть до заповедника «Галичья гора» очень крутой. Зимой даже самые опытные и отчаянные лыжники не решались спускаться по крутому склону. Во время весеннего разлива реки он как раз и спасал село от наводнения.

Наши предки знали, где строиться:  они не могли рассчитывать на МЧС  или спасательные станции. Правый же берег реки был  не очень крутой, и во время паводка Дон преодолевал его высоту, и русло расширялось раза в три от его   обычного размера. Начало ледохода, вскрытие реки было всеобщим зрелищем. И стар  и млад выходили на берег, чтобы посмотреть на это великое «переселение» огромного и нескончаемого потока льдин. Ледоход длился, как правило, несколько дней.  Некоторые смельчаки из молодёжи и даже подростки, среди которых был и я,  пользовались ледоходом как транспортным средством.  Мы прыгали на приличную льдину и, отталкиваясь самодельным багром, совершали путешествия вниз по Дону. Багор- это обычная, прочная палка  с гвоздём на конце  или же  лыжная палка с заточенным наконечником.

Вспоминая сейчас, что мы вытворяли  в этих далеко не безопасных забавах,  я удивляюсь,  как из нас никто не утонул. Ведь стоило поскользнуться,  нечаянно оступиться,  и ты подо льдом. Шансов выбраться из ледяной воды - никаких. Ведь льдины вплотную прижимались друг к другу,  постоянно раскалывая более мелкие, отчего стоял треск и грохот, как от камнепада.  А порой воцарялась такая величественная тишина, что дух перехватывало. Однажды я всё же побывал по горло в ледяной воде. Причалив  как - то   на своём «плоту» к берегу, я слишком резко прыгнул, а льдина, как и положено по закону механики, отошла от «пристани», и я   угодил прямо в воду.  На моё счастье,  глубина у берега была мне до подбородка. Кое - как, выкарабкавшись, я вылил воду из сапог и  быстренько, насколько это было возможно из-за отяжелевшей одежды, направился к дому.  Просыхать же я не к себе  домой пошёл, а к своим тётям по отцовской линии, что жили от нас через стенку. Тётя Дуся, а может тётя Катя, сняла с меня  промокшую одежду, растерла водкой и нарядила в платье моей двоюродной сестры Валентины. Оно мне было как раз до пят. Валя старше меня на четыре года, и мы были дружны в детстве,впрочем, как и сейчас. То ли Бог помог, то ли молодой организм защитил себя, а может, профилактические процедуры тёток, но я,  к всеобщему удивлению, не заболел. Тётушки провели с моими родителями воспитательную беседу и вечером, с некоторой опаской за своё будущее, я переступил порог уже своего дома.  Мама прижала меня к груди и заплакала. Опередив отца, я дал слово, что с  плаванием на льдинах  покончил. Слово своё я сдержал. Однако это вовсе не значило, что впереди у меня будут только продуманные и осмысленные поступки. Было ещё немало всякого прочего, но пронесло как- то.

С ранней весны и до поздней осени я частенько рыбачил на Дону. Ловил я в основном бирюков, хотя попадались и чехонь, и плотва,и голавли,  ну и, конечно, совсем не «премудрые» пескари.  Последних  мы, как  правило, возвращали в реку.  Мелочь она и есть мелочь. Хотя наиболее крупных пескарей всё же брали для счёта. Очень редко попадалась крупная рыба. Её в Дону в те времена было  много, да снасти у меня, как впрочем и у моих сверстников, были примитивные.  Метров пятнадцать, двадцать  лески, на конце болт или крупная гайка, реже груз из свинца,а после груза  один или два крючка на поводках. Вот и вся снасть. На крупную же рыбу нужны   перемёты, спиннинги, о которых мы и мечтать не могли. У нас   в селе не было  магазина,  где  можно  купить рыболовные снасти.   Мы ведь по бартеру приобретали  свои немудреные рыболовные принадлежности,  хотя и слова- то такого мы не слыхивали в то время. А ведь он, бартер, то есть   обмен, возник ещё до появления денег.

 Так вот мы, сдавая старьёвщику макулатуру, старое тряпьё  (подчас и не совсем старое) в обмен получали крючки, леску и поплавки. Дорогие снасти  он не возил. На каких условиях шёл обмен, не помню, но то, что надувал он нас, - это несомненно. Кстати,  нас это как-то и не волновало. Так вот о бирючках.  Вы когда-нибудь ели уху из  них?  Нет?  Вы многое потеряли. Уха, я вам скажу, из бирюков  самая вкусная!  Нет такой рыбы, которая могла бы составить конкуренцию донскому бирюку  для ухи. Ну  а если вам повезёт отведать двойную уху, то считайте, что вы побывали на царском пиру. Ведь бирюков  монахи Задонского монастыря специально ловили для царского стола и в бочках отправляли в столицу.

 Поделюсь рецептом. На три литра воды закладываете штук тридцать бирюков. Варите до тех пор, пока у них не вывернутся глаза  из глазниц. Соль кладёте по вкусу. Затем отцеживаете бирюков через дуршлаг.
Процеженную уху вновь ставите на огонь и закладываете такую же  порцию бирюков. Варите рыбу,  как и в первом случае, затем процеживаете. В этот двойной бульон  закладываете  мелко нарезанный картофель, репчатый лук и  вновь ставите на огонь.  Провариваете до готовности картофеля, удаляя всплывающую пену. Перед окончанием варки добавляете лавровый лист, зелень петрушки или укроп. Рыба подаётся отдельно от ухи. На  уху, а её останется около двух литров, две головки репчатого лука,150-200г. картофеля, 2 лавровых листа, соль и зелень по вкусу.  Хочу предупредить о  том, что спинной  плавник у бирюка очень колкий и ранка от его шипов долго болит. Так что аккуратней обращайтесь с  плавниками. В Дону бирюк ещё сохранился, и есть шанс  отведать ушицы из этой царской  рыбы.

         А  теперь о крупной рыбе. Однажды мне повезло так, что бывалые рыбаки  мне завидовали  и ещё  долго обсуждали диковинный улов. А  дело было так. В сентябре школьников всегда привлекали на сельхозработы. Как правило, мы собирали помидоры, арбузы, морковь, кабачки.
За  Доном для этих культур отводилось специальное поле, которое во время весеннего паводка всегда заливалось водой, и почва была  очень  плодородной. А какие крупные и сладкие арбузы созревали! Удивляюсь, почему сейчас там  не выращивают бахчи. Поле-то тоже осталось, да, наверное, полеводы перевелись. Так вот, к девяти часам мы собирались в назначенное место и работали часа четыре, а может, пять. Я же приходил часов в семь и закидывал свои донки. К девяти часам у меня уже десятка два-три бирюков было наловлено. Донки продолжали выполнять свою миссию, а я убирал урожай  с одноклассниками. Во время небольших перерывов шёл к реке (поле же рядом) и проверял  снасти. В одну из таких проверок тяну я леску,  и что-то тяжело мне стало тащить. Ну, думаю, корягу зацепил. Подтягиваю к берегу поближе, и тут как начала эта «коряга»  делать виражи: то вправо, то влево, а то рванёт от берега. Тут мне стало ясно, что рыбина сидит на крючке, и рыбина немалая.  Как она ни сопротивлялась, а я её всё же вытащил. Вытащил и  раскрыл рот от удивления. Рыба была необычная: с острым носом, рот под подбородком, если можно так назвать, у рта три или четыре уса. Я такую рыбу никогда не ловил, да и наши рыбаки не ловили подобное чудо. Быстренько  смотав свои снасти,  я  понёс  улов домой. По дороге зашёл в магазин и завесил добычу. Она потянула на три килограмма шестьсот грамм. Тут же выяснилось, что  рыба эта называется стерлядью и водится она в низовьях Дона. А уж зачем она забралась к нам, в среднее течение, - непонятно. Хотя  впоследствии  некоторые рыбаки ловили стерлядь, но значительно меньших размеров. А с каким важным видом и гордостью  я нёс свою добычу по селу!  Это надо было видеть!  Она же была красавица, сантиметров семьдесят в длину, и главное, никогда (наверное, никогда) такой диковины здесь не вылавливали.
 На следующий день классный руководитель   мне  сделала замечание   за преждевременный уход с работы. Однако это  не шло ни в какое сравнение с моей возросшей популярностью. Такой успех в рыбалке больше не повторился.

         Вторым местом паломничества подростков были леса. Там мы собирали ягоды, лесные орехи, грибы, тёрн и  другие дары природы. Но об этом будет отдельное повествование…