Вчера ожидается

Евгений Скачков
 литературный сценарий короткометражного фильма.

               
 Действующие лица:
 Он
 Серега, его брат, несколько старше и выше его
 Бабуля      
 Подруга бабули
 Добродушный карусельный мастер


В то самое утро бабуля вела себя необычно. Стоя возле шкафа, она оправляла свою одежду. И одежда на ней тоже была необычной. Все было черным. Он и его брат с любопытством наблюдали за этим, просунув  головы между дверью и косяком.
    
      – Идите завтракать и собирайтесь... – сказала бабуля.
      – Куда? – почти в один голос спросили они.
      – В церковь. Сегодня мы пойдем в церковь прощаться с тетей Зиной. Скоро пойдем.

На ее лице неожиданно возникла печать озабоченности. Почесывая кончик носа и о чем-то вспоминая, она подошла к трюмо, открыла стоявшую на нем шкатулку, порылась в ней, захлопнула. После этого начала выдвигать ящики из трюмо, просматривая содержимое. Она не могла найти того, что ищет. Движения ускорялись. Почти бегом она вновь вернулась к шкафу, перерыла полки. Выскочила в коридор, и, вернувшись  с сумочкой, высыпала на стол ее содержимое – корвалол, валидол, нитроглицерин, пачку «Беломора», зажигалку... Схватила завязанный в узелок носовой платок. Узелок не поддавался дрожащим пальцам. Помогая зубами, она,  наконец-то, развязала его. Облегченно вздохнув, подошла к дивану, расслабившись,  уселась. Достав из платка нагрудный крестик, надела его на шею, заправила под черный высокий ворот платья и сразу повеселела.

     – Брысь завтракать, – едва улыбнувшись,  сказала она.


Они сидели на кухне, ковыряясь вилками в завтраке. Есть не хотелось. Из динамика радиоточки доносились типичные городские новости середины 70-х об ударниках производства.
    
     – Серега, а ты когда-нибудь видел мертвых?
     – Нет, только по телевизору и в кино...
     – Я тоже...

Помолчали.

     – А когда человек умирает, он делает это навсегда?

Серега ничего не ответил. Вошла бабуля.

     – Бабуля, а когда человек умирает – это навсегда?

И она ничего не ответила. Подошла к окну. В одной ее руке была пачка «Беломора»,  в другой - союзническая зажигалка времен войны.

Черный силуэт со стороны спины на фоне окна.  За окном ранняя весна. Ветки дерева с набухающими почками едва не дотягиваются до стекла. На ветку садится ворона. Бабуля закуривает. Перед окном -  бабуля, за окном - ворона, изображение становится черно-белым, контрастным. Черная ворона, черная бабуля. Глубоко затянувшись, бабуля «выплевывает» дым в стекло. Ворона улетает. Изображение становится цветным. Из динамика радиоточки с усиливающейся громкостью:

     – Сегодня ожидается ясная погода без осадков, температура воздуха  от +8 до +12.


                Титры       


Они поднимаются по узкой мощенной дорожке в гору. Дорожка ведет к церкви. Впереди идет бабуля.

     – Серега, тебе страшно? – спрашивает он.
     – Да вообще-то  нет...

Не сразу, после паузы, решительно:

     – Нет, не страшно... Совершенно…
     – А мне..., даже не знаю...

Они подходят к церкви. Бабуля здоровается с ожидающими.

     – Внуки твои?... Ох, как выросли, - молвит подошедшая женщина. - Сколько им?
     – Плюс 8, плюс 12.
     – А почему плюс?
     – Да потому, что нам с тобой минус. Вон, Зинаида, на сколько нас моложе...

Собеседница задумывается.

     – А сама-то как?
     – Cообразно прожитым годам и образу жизни...
     – Курить не бросила?
     – Горбатого  могила исправит, хотя вряд ли...

Поднимаясь по ступеням церкви, бабуля говорит им:

     – Будете стоять рядом со мной и держать по свече.

Подумав,  добавляет:
    
     - Можете не креститься.


Они стоят в церкви со свечами в руках. Где-то впереди гроб. Священник, размахивая кадилом, читает заупокойную молитву. Слова молитвы звучат все громче и громче, наполняя пространство, давя на уши, души. Они стоят неподвижно. Их лица с широко раскрытыми глазами - сквозь пламя свечи. Два лица - две свечи. Усиливающаяся и вторящая эхом молитва: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Внезапная тишина и темнота.
Голос священника:
 
     – Помните братья и сестры, близок и наш час...


Свет. Яркий свет. Щурясь, они смотрят на небо. Там пролетает черная ворона. К ним подходит бабуля. Из церкви выходят люди. Гроб несут в сторону катафалка по мощенной  дороге, идущей под уклон, той самой, по которой они недавно поднимались вверх. Рядом с катафалком автобус и машины марок той эпохи.
К ним подходит уже знакомая нам собеседница.

     – Ну, пошли. Мой «москвичек» вон он, красненький. А где поминки будут, не знаешь?

Бабуля с укором смотрит на собеседницу.

     – А то я его и тут оставить могу, потом заберу... Вон автобус полупустой... Да ладно тебе, поехали уж на «москвичке». Мне же с тобой поговорить о жизни хотелось, чтоб меня поучила. Как, где, зачем, с кем ну и...

     – На кладбище не поедете, – решительно говорит бабуля,-  погуляйте и идите домой.

Собеседница жимкает плечами и вместе с бабулей направляется к дорожке, ведущей вниз. У самого спуска бабуля,  словно спохватившись, возвращается и со словами «вот вам», суёт Сереге в карман три рубля.

     – Ну, вперед, подруга! – обращается  она к собеседнице.

Та сначала заносит ногу над спуском, потом выдерживает паузу и, повернувшись на одной ноге, буркнув «Ать, два», направляется к братьям. Роется в сумочке, достаёт трешку, и со словами «а вот и вам», суёт ее в карман младшего. Подруги, взявшись за руки, решительно и бодро шагают вниз. Похоронная процессия начинает свое движение. Бабуля и подруга забираются в автобус.  Улочка возле церкви вскоре пустеет. Только одиноко краснеет «москвичек».

     – И совсем даже не страшно, – произнес он.
     – Что не страшно?
     – Да умирать не страшно.

Молчат. Серега достаёт из кармана трешку. Он - тоже. Оба с некоторым недоумением вертят в руках деньги.

     – Ну, - первым начинает Серега, – куда пойдем?
     – Может, в кино...
     – А, может, на карусели?
     – Да тут на все хватит...

Они направляются к дорожке.

     – Стой, нам не туда, нам - туда, - говорит Серега и  указывает в противоположную сторону.

Оба, заметно повеселев, идут по пустынной дороге парка. Их силуэты становятся все меньше и меньше. Весна. Почки на деревьях. Пробивающаяся трава.


Аттракционы. Чертово колесо. Качели, карусели ...
Рабочие гремят ключами, смазывают шарниры, красят... Они сидят на скамейке и смотрят на эту возню. Мимо проходит добродушный дядька с авоськой. В авоське кефир, батон, какие-то консервы.

     – Рано пришли, гаврики, недельки через две заработают, не раньше, – говорит дядька, картавя и улыбаясь.
     – А сегодня?
     – И сегодня, и завтра, и недельки две - профилактика, фирштейн?
     – Фирштейн, фирштейн, – отвечает Серега тоже картавя.

Дядька усмехается, это его не разозлило, а даже наоборот.

     – Тоже мне Тарапунька и Штепсиль, – говорит он и направляется в сторону вагончика.

Другие рабочие тоже подтягиваются туда. Близится время обеда.

     – Дядь, а дядь, – кричит Серега, - а сколько сейчас время?
     – Час, - смотрит на часы, – ну да, без пяти час...
     – На час в кино опоздали, следующий сеанс в три.

Пауза.

     – Ну, что будем делать?
     – Не знаю, – отвечает он,  уставившись в землю.

Вдруг в нескольких шагах от них  начинает шевелиться земля. И - чудо! Из земли показывается  черный крот. Скоро он выбирается совсем, и неуклюже пытается переместиться по поверхности. Серега, сорвав с головы вязанную шапку, кидается на крота. Через мгновенье он сидит на скамейке, раздвигает шапку,  в которой крот.

     – Попался, – говорит Серега. 
     – Дай посмотреть, –  он пытается заглянуть через плечо брата.
 
Пауза.
   
     – Дурак, он же мертвый.

Серега заглядывает в шапку. Трясёт ее.

     – Да я и не придавил его... Чего это он...
     – Дурак, он умер... из-за тебя умер, –  начинает реветь он, – это, наверное, от страха... Надо было тебе на него прыгать... Дай сюда.
 
Он берет шапку с кротом. Серега виновато смотрит в землю. Он потряхивает шапкой, рассматривает крота.

     – А правда, что у них глаз нет?

Серега пожимает плечами.  Он запускает руку в шапку, ковыряется.

     – Да вроде вот тут какие-то глаз-А-А-А...
 
Серега от неожиданности вскакивает. Он машет рукой. Прокусив его ноготь, крот болтается на пальце. Сорвавшись, торопливо зарывается в землю. С пальца капает кровь. Он счастливо улыбается.

     – Укусил?.. Больно?.. – спрашивает Серега.
     – Он живой... Это он просто прикинулся мертвым... Живой!!!

Крот зарывается все глубже и глубже. Вскоре холмик земли становится неподвижным. Оба счастливы. С его пальца на землю мелкими каплями капает кровь, но он этого не замечает.

Из вагончика, который стоит между аттракционами, выходит уже знакомый  добродушней дядька.

     – Хорош работать! – кричит он замешкавшемуся возле карусели рабочему. – Обедать иди, ударник.
     – Нужно бы обкатать, Петрович.
     – Ага, - соглашается дядька. Вот пусть они и крутятся, пока мы обедаем.

Дядька и подошедший к нему рабочий заходят в вагончик. Одна за другой карусели начинают работать. Дернувшись, трогается с места чертово колесо. Все оживает. Скрип наполняет пространство. Они с восторгом смотрят на это чудо. Карусели набирают скорость. От этого безлюдного водоворота железа начинает кружиться голова. Вдруг все неожиданно замедляет ход и вскоре победившая тишина водружается над ними. Из  вагончика высовывается дядька.

     – Эй, холомызеры!
     – Мы? – спрашивает Серега.
     – Вы... вы... Хотите покататься?
     – А что, можно?
     – Можно, если нежно и осторожно...

Они бегают между аттракционами.

     – Может тут, – говорит Серега.
     – А может тут... – предлагает он.
     – Что глаза разбежались от счастья. Вы уж определяйтесь быстрей, холомызеры...

В конце концов они подбегают к карусели. Он забирается в кресло, Серега помогает застегнуть ему цепочку на поясе. Усаживается сам.

     – Ну, что, космонавты, пристегнулись?.. Тогда поехали.

Дядька исчезает в вагончике. Все приходит в движение. Весь окружающий мир начинает крутиться вокруг них, или они вокруг мира. Из репродуктора льется хитовая песня тех лет. Счастье. Полное и безоговорочное.

Через некоторое время из вагончика выглядывает дядька.

     – Может хватит? – кричит он.
     – Нет, нет, еще...
     – Пожалуйста, еще..
     – Ну, смотрите, мне-то не жалко...

Дядька исчезает в вагончике.

Через некоторое время эта сцена повторяется. Так несколько раз.

     – Ну, хватит, – говорит дядька.

Карусели замедляют ход. Музыка смолкает. Качаясь, они отходят от каруселей, садятся на лавку. К ним подходит дядька. Рабочие, не торопясь, выходят из вагончика, закуривая, разбредаются по местам.

     – Ну, что, вертится земля? – хихикнув, спрашивает он.
     – Вертится, - соглашаются оба.
     – Что это у тебя с пальцем, - интересуется дядька и берёт его руку в свою. Надевает очки, осматривает.
     – Это его крот укусил, - говорит Серега.
     – Чоо?
     – Крот, говорю укусил... Да правда же...
     – Дома будешь заливать. Выдумают тоже... Крот. Кроты у них кусаются, собаки лягаются, вороны плюются, немного подумав, добавил, - кошки смеются. Блин, стихи получились, как у этого, как его, да бог с ним... Пойдем,  завяжу.

Они встают, делают несколько шагов, их начинает покачивать и тошнить.

     – Укачало, холомызеры, - говорит дядька. – Сколько раз говорил вам - хватит, а вы еще, еще...
     – Спасибо вам, – благодарит он, – это нас от счастья...

Дядька грустно усмехается.

     – Счастье. Просто... вам пока, вот так..., счастье..., до тошноты.


Дорога через парк. Они приближаются издалека. Их силуэты становятся все больше и больше. Останавливаются. Серега достает из кармана трояк. Он тоже. Его палец забинтован.
    
     – Ну, а дальше куда?.. В кино опять опоздали.

Он пожимает плечами. Оба смеются, оба счастливы. Их силуэты со спины. Пустынная дорога парка. Они удаляются. Силуэты мельчают. Каркая, в небе пролетает ворона.


Бабуля курит у окна кухни. Вечереет. На сук за окном садится ворона. Бабуля, усмехнувшись, глубоко затягивается и «плюет» в ворону дымом. Дым разбивается о стекло, но на этот раз ворона не улетает. Силуэт бабули у окна отдаляется, обволакивается дымом. Динамик радиоточки хрипло вещает городские новости.

     – И, наконец, о погоде. Завтра ожидается переменная облачность, с прояснением, временами дождь...

Звуки радиоточки постепенно стихают. Пелена дыма заполняет экран.


                Конец