Показатели и социальные проблемы качества жизни

Андрей Ворожейкин
Проблема качества жизни в нашей стране была и продолжает оставаться актуальной. Рассмотрим некоторые основные показатели и аспекты качества жизни в современном российском обществе.

При вычленении показателей качества жизни следует опираться на критерии, выработанные социологической наукой. Совокупность таких показателей можно представить в виде, например, показателей социальных потребностей, социальной структуры, социальной организации и управления, социального времени (т.е. баланса времени общества), социального пространства (т.е. жизненной среды общества).

Как правило, следует начинать с показателей отдельных сторон (блоков) качества жизни. К настоящему времени в различных исследованиях качество жизни представляется в виде совокупности примерно до 15 блоков таких показателей. Разработка показателей по отдельным блокам гораздо удобнее, чем по таким категориям, как социальные потребности или социальная организация. Упрощаются возможности регионального подхода, оценки качества жизни отдельных социальных групп и индивидов. Наконец, можно развернуть показатели качества жизни по достаточно эффективной четырехуровневой схеме: показатели целей, ресурсов, средств и результатов.

Одна из наиболее распространенных систем таких показателей состоит из 14 блоков: труд и рабочее время, материальное благосостояние, социальное обеспечение и здравоохранение, жилищное обеспечение, транспорт и связь, отношение к окружающей природной среде, быт и свободное время, брак и семья, образование, культура, политические отношения, национальные отношения, антисоциальные явления, ценностные ориентации индивидов.

В качестве одного из основных блоков следует выделить труд и рабочее время. Труд – это обычно треть времени в будние дни, каких большинство в году. К этому надо добавить несколько часов ежедневного домашнего труда. Характер труда налагает отпечаток на все остальные стороны жизни человека, на формирование его личности. Он в значительной мере определяет поведение людей в свободное время, выбор друзей и знакомых, круг интересов, темы разговоров и т.д. [1]. Поэтому труд и рабочее время следует считать первым, ключевым блоком показателей, во многом определяющим остальные.

Следующие пять взаимосвязанных блоков – показателей качества жизни – прямое продолжение первого. Именно уровень материального благосостояния позволяет индивиду, семье, любой социальной группе иметь то или иное качество жизни в рамках данного общества в целом. Социальное обеспечение и здравоохранение является, по существу, составной частью материального благосостояния людей, хотя имеет самостоятельное значение. Жилищное обеспечение также входит в материальное благосостояние и выделяется лишь в связи с исключительной важностью жилищных условий в определении качества жизни современных россиян. Не менее важно и выделение в особый блок показателей транспорта и связи. В современную эпоху качество жизни людей зависит не только от того, где и как они живут, но и от того, как они добираются на работу и с работы, в торговые и общественно-культурные центры, к местам отдыха, какие формы туризма – от пригородного до международного – у них в ходу, насколько развиты почта, телеграф, телефон, каковы мощность и характер системы массовой информации. Наконец, в современных условиях требуют выделения в специальный блок показатели отношения к окружающей среде. Научно-технический прогресс и его последствия настолько обострили проблему “природа и общество”, что не может быть сколько-нибудь полной характеристика качества жизни без привлечения показателей экологического характера.

Также логично выделить в отдельный блок быт и свободное время, поскольку не подлежит сомнению, что деятельность людей в быту, в свободное время составляет одну из важнейших сторон их качества жизни.

Еще два блока включают показатели образования и культуры. Речь идет о культуре в широком смысле слова. Уровень развития культуры и проистекающие отсюда конкретные черты качества жизни людей во многом зависят от того, как реализуется процесс их образования. Самостоятельное значение имеет блок показателей, определяющий общественно-политическую деятельность индивидов, их участие в управлении делами общества. В условиях многонационального российского общества с этими показателями оказываются органически сопряженными и показатели национальных отношений.

Особого внимания заслуживают показатели антисоциальных явлений, вообще отклоняющегося (девиантного) поведения. Показатели ценностных ориентаций в значительной мере определяют качество жизни человека и целых социальных групп и тем самым имеют существенное значение для его оценки.

В ряде случаев требуется выделение дополнительных блоков показателей. Ясно, что наборы таких блоков могут иметь известные различия в соответствии с целями и задачами исследования в каждом данном случае.

Перечисленные выше блоки включают в себя показатели как качественного, так и количественного порядка.

Примерами качественных показателей являются: характер собственности на средства производства, характер экономики, социальных отношений, культуры, морали, отношение индивидов к обществу и перспективам его развития, к труду, к своей и другим социальным группам, преимущественная ценностная ориентация и т.п. Примерами количественных показателей могут служить: производительность труда, его энерго- и материаловооруженность, уровень механизации и автоматизации, топливно-энергетический, материально-сырьевой, продовольственный и транспортный баланс, калорийность питания, средний доход и жилая площадь на душу населения, средняя продолжительность жизни, структура рабочего и свободного времени, а также типичный бюджет семьи, демографическая, производственная, образовательная структура населения, процентная доля взрослого населения, избиравшегося в выборные органы и привлекавшегося к их работе, количество выданных библиотеками и проданных магазинами книг, число телевизоров, автомобилей, телефонов на тысячу человек населения или на сто семей, бюджетная доля государственных ассигнований на охрану окружающей среды, динамика преступлений и т.п.

Тот или иной набор показателей может образовать простейшую исходную модель для разработки прогноза изменений в качестве жизни. Далее необходимо отобрать показатели так называемого прогнозного фона – тех научно-технических, демографических, экономических, социальных, культурных, политических, международных факторов, которые способны оказать наибольшее влияние на перспективы развития качества жизни. Наконец, сбор информации по основным (профильным) и вспомогательным (фоновым) показателям на время основания прогноза (например, за 2006-2011 гг.) и экстраполяция (“продление”) полученных данных на время упреждения прогноза (например, на 2012-2016 гг.), анализ данных и соответствующее их уточнение позволяет построить по этим показателям поисковую и нормативную модель прогноза. Перспективные социальные проблемы, выявляемые при прогнозировании, неравнозначны. Одни носят более важный характер, другие являются производными от них. Поэтому необходима разработка так называемого “дерева проблем”, т.е. выявление проблем разной степени актуальности, что повышает надежность и действенность прогноза.

Остановимся на содержании некоторых проблем.

Если взять сферу трудовой деятельности человека, то здесь проблема повышения темпов роста производительности труда упирается в дальнейшее совершенствование системы организации и стимулов труда. Современное российское общество не может справиться с такими “негативными стимулами”, как различные формы безработицы и т.п. Труд и его результаты не определяют положение человека в современном обществе. Выявить действительное количество и качество труда непросто. Оценка по таким признакам, как разряд квалификации работника, затраты времени, валовая продукция, что когда-то давало возможность хотя бы приблизительно определять результаты труда, в настоящее время в связи с усложнением всей производственной структуры и повышением требований к качеству продукции становится все менее эффективной. Необходимо оценивать количество и качество труда не только по формальной квалификации работника и не только по количеству продукции, но, главное, по качеству конечного продукта, доведенного до потребителя [1, с.12].

Рост материального благосостояния населения – это, в первую очередь, обеспечение его широким ассортиментом высококачественных продуктов питания (особенно мяса, рыбы, фруктов), что зависит от дальнейшего наращивания сельскохозяйственного производства, повышения культуры хранения и потребления произведенной продукции.

В отношении обеспеченности одеждой и обувью количественная сторона перестала быть проблемой. Зато остается острая проблема качества и модности этих товаров. Решение ее лежит в общем русле стимулирования производства не только по количеству, но и по качеству конечного продукта.

В социальном обеспечении проблема заключается в том, как сделать пенсионную систему эффективной в нынешних условиях, когда число пенсионеров намного возросло (среди них много способных и желающих работать при соответствующих стимулах и организации труда).

В дальнейшем совершенствовании нуждается система здравоохранения. Здесь в социальном плане представляется важным сочетание принципов бесплатного, социально гарантированного минимума медицинского обслуживания с платными услугами медицинских учреждений, работающих на коммерческой основе.

Важная сторона качества жизни людей – характер, особенности их расселения. В современном российском обществе проблема оптимального расселения людей не теряет своей актуальности. Встает вопрос о критериях такого расселения. Это минимальное время на дорогу к месту работы, покупок, развлечений, максимальное приближение к природе, устранение “деревенского эффекта” (неприемлемость жизни “у всех на виду”) и вместе с тем создание условий для удовлетворения потребности в общении по интересам. Важно свести эти и другие критерии в единую систему и использовать ее в планировании и перспективном градостроительном проектировании.

В сфере пассажирского транспорта одной из острых проблем является оптимальное сочетание индивидуального и общественного транспорта при определяющем значении первого.

Среди социальных проблем охраны окружающей среды можно выделить проблему мобилизации сил общества на борьбу со всякого рода нарушениями законодательства в данной сфере, за бережное и рациональное землепользование, водопользование, использование других природных богатств. Это предполагает проведение ряда организационных мер: постепенное превращение лесных и иных несельскохозяйственных угодий в заповедные зоны со строгой регламентацией пребывания в них, упорядочение движения по рекам, озерам и т.п., усиление контроля за природопользованием, рационализацию массового туризма.

Дальнейшее совершенствование использования свободного времени связано с повышением уровня культурно-бытового обеспечения свободного времени, в частности за счет уменьшения времени на домашний труд, поездки, закупки, что, в свою очередь, предполагает увеличение доли занятых в сфере обслуживания. Перспективные бытовые проблемы важно решать на пути не только дальнейшей индустриализации сферы обслуживания, но и механизации и автоматизации домашнего хозяйства.

Основная социальная проблема в сфере брака и семьи – преодоление нежелательной тенденции к распространению однодетной семьи и создание условий для перехода к двух- и трехдетной семье. Это предполагает проведение в жизнь комплексной социальной программы выравнивания жизненных условий для семей (и особенно для женщин), имеющих детей, и для семей, их не имеющих, включая повышение государственной дотации на ребенка, льготное социальное страхование для матерей с малолетними детьми, предоставление преимуществ в улучшении жилищных условий родителям при полноценном воспитании двух и более детей. Для уменьшения роста числа разводов и одиночек (как мужчин, так и женщин) в возрасте 25 – 35 лет, т.е. в оптимальном для брака и деторождения возрасте, важна также разработка мер, содействующих формированию и укреплению молодых семей.

Из перспективных проблем развития культуры можно назвать удовлетворение растущего спроса на печатную продукцию в условиях, когда сужаются возможности сведения лесов для изготовления бумаги. Один из путей решения этой проблемы – более широкое использование радио, телевидения, сети Интернет, другой путь, отнюдь не исключающий первый, - совершенствование тиражной политики. Необходимо также существенное повышение качества и эффективности работы театров и кино, клубов и библиотек, музеев и парков культуры и отдыха.

Необходимость дальнейшего совершенствования системы образования (в широком смысле – от дошкольных учреждений до высших учебных заведений) ставит вопрос об оптимальном сочетании общего и специального (профессионального) образования, бесплатного и платного обучения, о повышении степени содержательности педагогического труда.

Среди социальных проблем, связанных с антиобщественными явлениями, заметное место занимает задача борьбы с пьянством (алкоголизмом), наркоманией, которые часто являются прямыми причинами большинства преступлений. Среди антиобщественных явлений большой удельный вес имеет также во многом мотивированная преступность подростков и молодых людей, связанная с экономическим фактором (безработица, низкий уровень заработной платы работающих, стипендии студентов, задержки заработной платы), с низкой культурой проведения досуга [2].

Перечисленные некоторые из социальных проблем показывают, что качество жизни современных россиян в обозримой перспективе будет зависеть от решения этих и им подобных социальных проблем. Отсюда важность составления прогнозов поискового характера по вопросам, связанным с дальнейшим развитием качества жизни в современных условиях. Что касается разработки нормативных прогнозов качества жизни, то они основываются на определенном социальном идеале, который пока еще не определен. Сопоставление социальных проблем и социальных целей, поискового и нормативного прогноза будет содействовать выработке научных рекомендаций для социального планирования и управления, для дальнейшего совершенствования качества жизни современных россиян.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бобков В. Н., Масловский-Мстиславский П. С. Качество жизни: концепция и измерение. М.: Всероссийский центр уровня жизни, 2005. С. 7.
2. См.: Орлова Э. А. Социальные проблемы образа жизни современной молодежи: системный анализ. М., 2004. С. 204.