Полковник КГБ

Александр Лысенков
ПОЛКОВНИК КГБ.
По сложившейся традиции на курсантов третьего курса в июле и августе ложилось бремя несения службы во всем военном училище. Выпускники получили дипломы и уехали в войска, первый курс на каникулы разъехался, второкурсники на стажировку убыли. Нас курсантов третьего курса разделили пополам, одна часть уехала в отпуск, а другая осталась нести службу – караул, различные дневальные по КПП, КТП, учебным корпусам, наряд по столовой. Бывало, что утром меняешься с одного наряда, а вечером в 17 часов заступаешь в другой. И так получилось, что я, Валера Марчук, Валера Стельмах несколько раз подряд заступали в наряд на главное КПП. Кто служил, тот согласится со мной, что это ответственный вид наряда – встретить и проводить руководство училища, различное начальство, осуществлять пропускной режим.
         В тот день было все как обычно. Дежурный по КПП старший сержант Валера Марчук встретил и доложил начальнику училища, его заместителям. Мы с Валерой Стельмах успели сгонять в столовую на завтрак. Потом уже ушел Марчук, оставив меня за дежурного. Я сел за стол дежурного в комнате и стал наблюдать, как Стельмах проверяет пропуска и пропускает на территорию училища военных и гражданский персонал. Смотрю мимо Валеры прошел незнакомый полковник, показавший ему какой-то документ. Валера козырнул ему и пропустил его на территорию.
     - Валера, кто это и почему ты его пропустил?
     - Какой-то полковник, но он показал пропуск КГБ.
     - Подожди, причем здесь КГБ. Пропуск наш или нет? – при этом я показал на стенд, где размещались образцы пропусков.
      - Нет, это не наш пропуск, но там написано КГБ.
      - Валера, ты что не понимаешь? Если этот полковник сейчас где-то засветится, то в первую очередь спросят с нас. Кто и как его пропустил на территорию.
          Почему я начал возмущаться?. А все очень просто, меня Марчук оставил за дежурного и в данном случае весь спрос ложился на меня.
        Через некоторое время пришел наш дежурный и я все ему рассказал.
       - Саня, ты конечно прав. Будем надеяться, что все пройдет для нас нормально и спокойно, не будем никому докладывать.
         Через некоторое время этот полковник прошел уже мимо меня, так как я стоял у вертушки на выход.
          Прошло пару дней и мы снова в том же составе заступили в наряд по КПП. Через большое витринное стекло я увидел снова этого полковника, идущего вдоль нашего красивого забора к КПП.
      - Валера, идет снова тот полковник. Его не пропускай , а отправь ко мне.
          Я поправил повязку» Дежурный по КПП» на рукаве и сел за стол. Полковник привычным движением махнул перед носом курсанта своим пропуском, но пройти вертушку не смог. Валера задержал ее и сказал: « Товарищ полковник, обратитесь, пожалуйста к дежурному по КПП», при этом молодцевато отдал ему честь. Полковник удивленно посмотрел на него, но подошел к окошку.
          - Дневальный за дежурного курсант Мысенков. Товарищ полковник, разрешите узнать цель вашего прибытия?
     Он и на меня удивленно посмотрел и сказал: « Мне надо пройти к начальнику политического отдела полковнику Виноградову».
            - Одну минуту, я узнаю, как вас пропустить.
  По телефону я связался с дежурным по училищу и доложил ему, что какой-то полковник предъявивший пропуск сотрудника КГБ просит разрешения пройти к начальнику политического отдела. В ответ услышал, что все руководство училища на совещании у начальника, как оно закончиться, дежурный мне позвонит и скажет,  что и как делать.
              - Товарищ полковник, Начальник политического отдела сейчас занят. Как он освободится, мне сообщат, а пока можете подождать в комнате для посетителей.
              - На улице хорошая погода, я прогуляюсь - и он вышел из здания КПП.
     Через некоторое время мне позвонил дежурный по училищу и сказал, что совещание у начальника закончилось, полковник Виноградов свободен, надо выписать разовый пропуск и проводить гостя в штаб.
        Валера вышел на улицу и позвал полковника, тот подошел к окну дежурного и я ему сказал:» Полковник Виноградов освободился, предъявите ваш документ и я выпишу разовый пропуск».
      Полковник подал мне свой пропуск. Я взял его и разверну. Первое, что бросилось в глаза огромные буквы КГБ, затем фотография и я прочитал « Полковник Таранов Виктор Иванович, является сотрудником КГБ. На основании этого пропуска я выписал разовый пропуск на территорию училища и подал его полковнику и попросил, чтобы он отметил время выхода и оставил его при выходе на КПП. И еще я спросил его, надо ли его сопровождать, в душе надеясь, что он откажется, ведь нас на КПП в это время было всего два . В ответ услышал, что дорогу он знает, уже ходил по ней и он пошел по аллее в сторону штаба училища. Ни я , ни Валера не смотрели за ним, куда он пошел, зашел ли в штаб или свернул по дороге в учебный корпус, не знаю. Но все поставил на свои места звонок от дежурного по училищу:» Где этот полковник КГБ, начальник политического отдела его ждет?».  Я ответил, что выписал ему пропуск и он пошел в штаб, но услышал вопрос:» Вы что его пропустили без сопровождающего? Немедленно найти его и сопроводить к нач.ПО».
           Хорошо сказать найти немедленно, а где искать?.Ту т я отправил Валеру на поиски «дорогой пропажи», а сам встал на « вертушке».  Валера убежал и минут через 15 вернулся. Он нашел полковника на первом этаже учебного корпуса возле одной из ведущих кафедр и чуть ли не за руку довел его до кабинета нач.ПО.
          Уже ближе к обеду полковник Таранов покинул территорию училища. Я как раз стоял у вертушки. Он подошел ко мне, протянул отмеченный разовый пропуск и сказа:» А знаешь, курсант, ты мне очень понравился. Ты сделал все очень грамотно, правильно. Я в органах служу много лет и ни разу ни где и ни при каких обстоятельствах меня с моим пропуском не только не остановил, а даже не предпринимал попытку. И поверь мне, я с ним проходил на более закрытые территории и в более серьезные организации, чем ваше военное училище. Никто меня не останавливал. А ты молодец, я об этом сказал полковнику Виноградову». Полковник Таранов пожал мне руку и ушел.
           Прошло много лет, уже не стало такой могучей организации как КГБ, но этот случай остался у меня в памяти может еще и потому, что потом я никогда не сталкивался с этими сотрудниками практически никогда.