Дом Солнца. Знаковый фильм Гарика Сукачева

Бадди Фазуллин
Дом заходящего Солнца

Название фильма глубоко символично, и как любой символ рождает массу трактовок и прочтений, так и «Дом Солнца» рождает совершенно разные мысли, ассоциации и эмоции.

Фильм-символ. Но что еще «символ»? Химера. «Солнце» в христоподобном облике, спустившиеся в этот гнилой и затхлый мир – разве это не химера, каждый раз вновь вплывающая из небытия из пыльных бабушкиных чуланов и отцовских штанов «дудочек». Ветхозаветная химера о любви, мире и свободе, в который раз вытянутая на свет божий очередным поколением молодых бунтарей, для которых мир, несмотря на яркое цветное восприятие жизни под призмой своей молодости, четко разделен лишь на два диаметральных цвета: черное и белое. И «обитель зла», естественно, сосредоточена в этом неправильном «черном» мире их отцов и дедов.

Когда в человеке умирает его светлая сторона и происходит закономерное и логичное перерождение в благородных отцов семейства и матерей-героинь, в который раз неспособных понять следующее за ними поколение – собственных же детей?

Разве у Солнца может быть дом? Разве что в песне, в мифе, в Легенде. И название этого дома «Клуб 27», хотя цифра 27, в данном случае, весьма условна. В нем живут Джим Моррисон, Курт Кобейн, Джимми Хендрикс, Брайн Джонс, Дженис Джоплин, Владимир Высоцкий, Артюр Рэмбо, Йан Кертис, Виктор Цой, те же Пушкин и Лермонтов, Олег Даль и еще целая плеяда «светлых лучиков» в возрасте от 20 до 40, пришедших в этот мир, но так и не нашедших здесь своего дома.

Так о чем фильм? О свободе, мире и братстве? О любви? Или о неразрешимом противоречии человека: его жажде свободы и желании собственноручно эту свободу зажать в узкие рамки расчерченной по линейке благопристойной жизни с ее квартирами, дачами, машинами, властью над себеподобными?

Трудно быть свободным в рамках любого общества, в рамках человеческого социума, в рамках самого отдельного человека. Были ли представители Системы 70-х сильней в своей жажде свободы в крайне зажатом и несвободном государстве, в сравнении с теми, кто обкурился до блевотины в Вудстоке, так ни разу и не взглянув на сцену?

Кто больше жаждал этого живительного глотка свободы: они, «Дети Цветов» или их старшие братья конца 50-х, начала 60-х с хайрами в бриолине и галстуках «Пожар в джунглях»? Кто же теперь разберет? У кого сегодня спросить о свободе: 70-летних «стиляг», 60-летних хиппи или 45-50-летних «детей Перестройки» и изрядно полысевших героев полуподпольных «квартирников» и котельных?

Может, мы найдем эти ответы в строчке про «не стоит прогибаться» все того же благопристойного и титулованного «папика» Андрея Вадимовича Макаревича, усыпанного ныне почестями и регалиями. Или того же Гарика Сукачева, некогда руководителя Оркестра Пролетарского Джаза, и который уже не плюется со сцены, потому что давно «залитован» в рамках самого центрального телевидения все того же, ничуть не изменившего курс, полицейско-тюремного государства?

У меня после просмотра возникли такие вопросы, мысли и такие эмоции. Правда, как всегда, без ответов. Пусть каждый найдет свои ответы или придумает свои собственные вопросы после просмотра этого фильма. Ведь если человек хотя бы задумывается о своей свободе как личности, о своем месте в этом Мире, о Выборе, о своем Пути, о Смысле и Божьем промысле, может, он еще не совсем обратился на сторону Тьмы и еще есть Надежа?..

Надежда отыскать Дом Солнца…

Baddy El Riggo, 13.02.2011

Ссылка на страницу рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/