Музыкальный анекдот

Ольга Голубь
                Музыкальный анекдот
      Давали в оперном «Евгения Онегина», опера известная, а про сюжет и говорить нечего- каждый знает. Ну, все как обычно, оркестр разыгрывается перед спектаклем, концермейстеры оркестровых групп в очередной раз проверяют своих- кто и как звучит, на сцене свои заморочки,  суета. Сказал же Булгаков- «бывают сложные организмы, но театр сложнее всего». Правда.

 А тут выясняется, что артист, поющий партию Зарецкого (поющий- громко сказано, петь всего 2 фразы, но и без него- никак) не пришел. С  утра «лечился»  известным всему миру методом, а потом, естес-с-енно, заснул. Из театра  трезвонят, в квартире чуть ли не благовест, мобильный от вибрации уже на пол сьехал, но у  «секунданта» сон крепок. И правильно, дуэлянты, секунданты «очаровательные франты минувших дней» люди были отчаянные, поэтому какие там «Жомини да Жомини», взял  хорошо на грудь, отдохнул, и в люлю.  Вот человек так и сделал- вошел в образ и там  и остался.

А помощник режиссера с ума сходит- вот-вот занавес, а певца нет. И Онегину ничего не говорит, зачем певца нервировать, ему спектакль петь, а это, сами понимаетет- не сапоги тачать. Надеется режиссер, что к 5 картине Зарецкий объявится, и Онегин  с его помощью благополучно Ленского убьет.
 А нету.

Музыка – искусство динамичное:  от картины к картине, от  фразы к фразе, от  ноты к ноте, что там объяснять, и так понятно. Вот нет рук у Венеры Милосской, нет головы у Ники Самофракийской и что? и ничего. Все нормально. Глеба Успенского Венера Милосская когда-то без рук  «выпрямила», но как  вот Ленского без секунданта застрелить? Не то, что задача,  а   сверхзадача.

Онегина  перед 5 картиной  предупредили- Ленского сам будешь кончать, Зарецкого нет.
-Как?
-А каком. Сам споешь.
-Да вы что? Охренели?
-Нет Зарецкого, понял.  И уже не будет.  Иди,   сейчас занавес. Пой.

Хорошо, замечу, что певцы мало  книг по искусствоведению читают. А прочитал бы Онегин толстенный том Асафьева «О музыке Чайковского» хотя половину,  да узнал бы, что значит интонация в операх Чайковского, так  наверняка голос бы потерял.

Ну и вот, дошлепали  до  сцены дуэли. Вместо   фразы Зарецкого  «Сходитесь…» окестр проиграл. Поднял Онегин пистолет, выстрелил. Пауза. В оркестре такая характерная для Чайковского тревожная музыка, тремоло. И Онегин спрашивает, вернее выпевает
-Уби-и-ит?
(для тех, кто английский знает, понятно, что такое  вопросительная повышающая интонация)
Именно так композитор написал, так  и  артист спел.
Но отвечать, извините некому. 
-Уу-у-бит!    (Интонация понижающая).
Это Зарецкий  должен был проинтонировать ответ, поставить главного героя в известность, но- нету его. Йок.
Оставим  в покое  известные вопросы: кто виноват и что делать, но в самом деле, что делать?-
 музыка-то  не ждет. Бежать, смотреть, действительно - наповал, некогда. И  Онегин, не мудрствуя, и не сходя с места, сам себе и ответил
-У-у-убит.
( т.е. амба Ленскому, не промахнулся, рука не дрогнула.)


Сцена  драматичная. А публика в зале, те, кто оперу знает,  и ,особенно, студенты консерватории, в такой трагический момент  начали веселиться от души.
-Чувак, контрольный сделай, а потом уже пой сам себе
 - у-у-убит.
 Это галерка  забавлялась.
 
В консерваторской оперной студии после такого прецедента Зарецкого вообще хотели упразднить.
А что, тихо сам с собою левою ногою
-Убит?
-Убит.

А теперь вот что писал по этому поводу Асафьев в книге  «Композитор-драматург П.И.Чайковский»:
  «Глубокое отличие психореалистического метода композиции оперы, так четко проведенного Чайковским в «Евгении Онегине», от эволюции западноевропейской оперности заключается в  непрерывности интонационного действия, в освоенности интонационным процессом всех элементов музыки и драматургии, и главное в правдивости, вернее в полном  ЕДИНСТВЕ характера и сценического поведения каждого действующего лица с КАЧЕСТВОМ его ИНТОНАЦИЙ (высотность, ритм, вокализация).»

Интересно, что бы сказал этот известный  музыковед после этого спектакля по поводу вокализации и полном единстве характера и сценического поведения? Вообще, интересно, ругался ли он матом?

(Маленькая справка- в нашей стране зарплата оперного певца  без звания – 250-300 долларов, (!) а задаром, как говорил Ф.И.Шаляпин, только птички поют.)
                05.03.10. Ольга Голубь