Музыкальный анекдот
Давали в оперном «Евгения Онегина», опера известная, а про сюжет и говорить нечего- каждый знает. Ну, все как обычно, оркестр разыгрывается перед спектаклем, концермейстеры оркестровых групп в очередной раз проверяют своих- кто и как звучит, на сцене свои заморочки, суета. Сказал же Булгаков- «бывают сложные организмы, но театр сложнее всего». Правда.
А тут выясняется, что артист, поющий партию Зарецкого (поющий- громко сказано, петь всего 2 фразы, но и без него- никак) не пришел. С утра «лечился» известным всему миру методом, а потом, естес-с-енно, заснул. Из театра трезвонят, в квартире чуть ли не благовест, мобильный от вибрации уже на пол сьехал, но у «секунданта» сон крепок. И правильно, дуэлянты, секунданты «очаровательные франты минувших дней» люди были отчаянные, поэтому какие там «Жомини да Жомини», взял хорошо на грудь, отдохнул, и в люлю. Вот человек так и сделал- вошел в образ и там и остался.
А помощник режиссера с ума сходит- вот-вот занавес, а певца нет. И Онегину ничего не говорит, зачем певца нервировать, ему спектакль петь, а это, сами понимаетет- не сапоги тачать. Надеется режиссер, что к 5 картине Зарецкий объявится, и Онегин с его помощью благополучно Ленского убьет.
А нету.
Музыка – искусство динамичное: от картины к картине, от фразы к фразе, от ноты к ноте, что там объяснять, и так понятно. Вот нет рук у Венеры Милосской, нет головы у Ники Самофракийской и что? и ничего. Все нормально. Глеба Успенского Венера Милосская когда-то без рук «выпрямила», но как вот Ленского без секунданта застрелить? Не то, что задача, а сверхзадача.
Онегина перед 5 картиной предупредили- Ленского сам будешь кончать, Зарецкого нет.
-Как?
-А каком. Сам споешь.
-Да вы что? Охренели?
-Нет Зарецкого, понял. И уже не будет. Иди, сейчас занавес. Пой.
Хорошо, замечу, что певцы мало книг по искусствоведению читают. А прочитал бы Онегин толстенный том Асафьева «О музыке Чайковского» хотя половину, да узнал бы, что значит интонация в операх Чайковского, так наверняка голос бы потерял.
Ну и вот, дошлепали до сцены дуэли. Вместо фразы Зарецкого «Сходитесь…» окестр проиграл. Поднял Онегин пистолет, выстрелил. Пауза. В оркестре такая характерная для Чайковского тревожная музыка, тремоло. И Онегин спрашивает, вернее выпевает
-Уби-и-ит?
(для тех, кто английский знает, понятно, что такое вопросительная повышающая интонация)
Именно так композитор написал, так и артист спел.
Но отвечать, извините некому.
-Уу-у-бит! (Интонация понижающая).
Это Зарецкий должен был проинтонировать ответ, поставить главного героя в известность, но- нету его. Йок.
Оставим в покое известные вопросы: кто виноват и что делать, но в самом деле, что делать?-
музыка-то не ждет. Бежать, смотреть, действительно - наповал, некогда. И Онегин, не мудрствуя, и не сходя с места, сам себе и ответил
-У-у-убит.
( т.е. амба Ленскому, не промахнулся, рука не дрогнула.)
Сцена драматичная. А публика в зале, те, кто оперу знает, и ,особенно, студенты консерватории, в такой трагический момент начали веселиться от души.
-Чувак, контрольный сделай, а потом уже пой сам себе
- у-у-убит.
Это галерка забавлялась.
В консерваторской оперной студии после такого прецедента Зарецкого вообще хотели упразднить.
А что, тихо сам с собою левою ногою
-Убит?
-Убит.
А теперь вот что писал по этому поводу Асафьев в книге «Композитор-драматург П.И.Чайковский»:
«Глубокое отличие психореалистического метода композиции оперы, так четко проведенного Чайковским в «Евгении Онегине», от эволюции западноевропейской оперности заключается в непрерывности интонационного действия, в освоенности интонационным процессом всех элементов музыки и драматургии, и главное в правдивости, вернее в полном ЕДИНСТВЕ характера и сценического поведения каждого действующего лица с КАЧЕСТВОМ его ИНТОНАЦИЙ (высотность, ритм, вокализация).»
Интересно, что бы сказал этот известный музыковед после этого спектакля по поводу вокализации и полном единстве характера и сценического поведения? Вообще, интересно, ругался ли он матом?
(Маленькая справка- в нашей стране зарплата оперного певца без звания – 250-300 долларов, (!) а задаром, как говорил Ф.И.Шаляпин, только птички поют.)
05.03.10. Ольга Голубь