Белый князь. Глава первая

Двое На Радуге
автор иллюстрации: Маркус Клинко

ГЛАВА I

   Одинокий экипаж двигался по дороге, промокшей от бесконечного осеннего дождя, пока, наконец, не заехал во двор одного из богатых подмосковных поместий и остановился у крыльца. Из экипажа вылез невысокий, толстоватый мужчина с озабоченным выражением на круглом лице. Он сразу же втянул шею в плечи, под воротник, стараясь хотя бы немного защитить себя от неустанного дождя, и побежал к дверям. Здесь его от настойчивых капель прикрывал портик здания. Однако ему не пришлось долго ждать - вскоре открылась дверь, и гость был приглашён внутрь:

   - Добрый вечер, господин, пожалуйста, входите, - поздоровался дворецкий. Открывший дверь слуга был темноволос и имел неуловимо восточные черты в облике. - Вы к кому?

   - Добрый вечер! Я хотел бы поговорить с князем Давидом Алексеевичем Корнеевым.

   - Вы договорились о встрече, господин?

   - Нет, я этого не сделал. Но видите ли, я по очень важному вопросу.

   - Одну минуту, я немедленно сообщу хозяину о Вашем прибытии. Как Вас представить?

   - Федор Михайлович Щеглов.

   Дворецкий мгновенно исчез в коридорах дворца, но Федор Михайлович даже не успел хорошо осмотреть холл, как внезапно перед ним появился всё тот же слуга в своем сером костюме и попросил следовать за ним. Они остановились у дверей одной из комнат, и только открылась дверь, как по спине Щеглова пробежали мурашки, словно подул порыв холодного ветра.

   - Пожалуйста, входите, господин, - любезно пригласил гостя слуга.

   Вошедший Федор Михайлович увидел в середине комнаты высокого, худощавого мужчину. Он был одет в белую рубашку, черный жилет и черные штаны. Его удивительно белое лицо было спокойно и холодно. А глаза... левый зрачок был гораздо больше, чем правый. И эта картина принудила Щеглова почувствовать себя неудобно, словно перед ним стоял кто-то неземной и устрашающий.

   - Добрый вечер, - бесстрастным приветствием прервал неловкое молчание хозяин.

   - Добрый вечер, Давид Алексеевич, - дрожащим голосом сказал Щеглов. - Я очень благодарен Вам за то, что Вы приняли меня... Позвольте мне представиться, меня зовут Федор Михайлович Щеглов.

   - Очень приятно, - протягивая руку, сказал князь.

   Федор, поклонившись, пожал руку Давида, которая показалась ему невероятно холодной. Кто знает, какие мысли пришли бы ему в голову, если бы хозяин не сказал:

   - Федор Михайлович, повесьте пальто и шляпу и, пожалуйста, сядьте у стола. - И тут же повернулся к слуге: - Белисарий, любезный, принеси нам чай.

   Когда они сели за огромный стол в середине кабинета, взгляд Щеглова зацепился за  лежащего неподалеку огромного, белого, пушистого кота. Тот медленно поднял голову и посмотрел на гостя. Когда их взгляды встретились, Федор с трудом удержался, чтобы не перекреститься - один глаз у кота был синий, другой - зелёный. В конце концов Щеглову удалось справиться с волнением и странными чувствами, которые мучили его с того момента, когда он вошёл в эту комнату, и он сказал:

   - Извините меня, что я пришёл без предупреждения и помешал Вам спокойно провести этот вечер...

   - Что Вы мне помешали, это факт, - спокойно сказал князь. - Но если уж так случилось, то я постараюсь воспользоваться возможностью приятно поговорить с Вами.

   - Благодарю Вас, - вздохнув, ответил Щеглов и через мгновение продолжал: - Ну и погода сегодня, дождь как из ведра, по дороге проехать почти невозможно...

   - Я думаю, Вы не должны удивляться, Федор Михайлович, ведь у нас всегда такая погода в сентябре. Кроме того, я сомневаюсь, что Вы пришли ко мне, чтобы обсудить погоду, - Давид пустил ещё одну стрелу холодности в незваного гостя.

   - Да, да... – пробормотал Федор. - Вы совершенно правы, Давид Алексеевич. Я пришёл к Вам не из-за погоды. Я должен поговорить с Вами об очень важных вещах.

   В этот момент открылись двери кабинета, и вошёл Белисарий, неся поднос с чайником, чайными чашками и блюдцем, полным печенья. Хозяин спросил, голоден ли гость, но получив отрицательный ответ, поблагодарил слугу и отпустил его. Щеглов продолжил разговор:

   - Ваша сиятельство, я пришел к Вам не только от себя, но в качестве представителя, представителя людей, которые ведут борьбу против красной лихорадки, овладевшей нашей Родиной. Я хочу, точнее, я должен передать Вам сообщение от уважаемого правителя России -  адмирала Александра Васильевича Колчака и других преданных Родине генералов и их солдат. Я не сомневаюсь, что Вы знаете, какова ситуация в России, на фронтах. В конце концов, Вы же видите, как трудно бороться с эти проклятыми большевиками, которые разрушили нашу Родину, такую, какой мы привыкли её видеть и любить. Наши военные силы постоянно слабеют, и хотя зарубежные страны поддерживают нас, этой поддержки мало. Сейчас наступает момент истины. Поэтому, я прошу Вас, не только я лично, но как представитель истинных патриотов, протянуть руку России! Вы нужны Родине. Я знаю, что Вы могущественный и влиятельный, я знаю, что у Вас есть много преданных людей, и знаю, что Вы любите свою родину. Настало время и Вам присоединиться к этой борьбе, и вместе мы сможем одолеть наших врагов!

   Федор надеялся, что его речь впечатлит собеседника, но лицо князя осталось таким же холодным и спокойным. И прозвучавший тем же спокойным и даже слегка подшучивающим тоном вопрос просто шокировал его:

   - Я удивляюсь, почему Вы, Федор Михайлович, думаете, что у меня есть много людей, даже целая армия, которой в силах определить исход этого хаоса?

   - Какая же здесь тайна, Давид Алексеевич! Это очевидно, хотя Вы можете это отрицать, но все знают об этом. Да, всё это неподтверждённые слухи, но слухи так широко и так долго ходят в народе, что они не могут быть без основания! История это доказывает. И, наконец, если это не правда, то я обращаюсь к Вам, как человеку, который любит Родину, как представителю интеллигенции этой страны, и прошу Вашей помощи ...

   Князь медленно взял с края стола серебряный портсигар с чеканным двуглавым орлом на крышке, открыл его и положил перед гостем:

   - Пожалуйста, угощайтесь.

   Затем, также медленно взял сигарету, зажёг её, встал и подошел к окну, посмотрел на луну, которая иногда выглядывала из облаков. После нескольких минут молчания он сказал:
- Вы не умеете воевать, господа, - и посмотрел на Федора взглядом, в котором, казалось, сосредоточилась мудрость всех веков...

   - Неужели вы думаете, что можете мечом победить народ? - Давид продолжал. - Это невозможно. Вы только затопите святую Русскую землю кровью, но так и не победите. Какими бы острыми ни были ваши мечи и меткими ваши стрелки, народа вам не победить.

   Корнеев взял с комода в углу кабинета графин, две рюмочки, поставил их на стол и налил из графина водки. Когда рюмочки собеседников опустели, Давид продолжал:

   - Ваша главная проблема в том, что вы неспособны повести за собой народ. А вот большевики делают это хорошо. Они нашли соответствующую и, мы должны признать, обширную аудиторию. "Отнимите всё у богачей и раздайте бедным!", конечно, привлекательная идея для тех, кто до сих пор не мог даже мечтать о чем-то более убогого угла для жилья и нескольких подобных же вещей. Я думаю, что Вы не будете возражать, Федор Михайлович? - сказал князь.

   Не дождавшись ответа, заговорил снова:

   - И не удивительно, что это так. Совершенно неудивительно. Ваши лидеры - офицеры, которые не имеют ни малейшего понятия о гражданской власти. И мне даже интересно, что произойдёт, если вы справитесь с большевиками и все встретитесь в Москве. Что дальше? Генералы начнут междоусобную борьбу? Или пойдём по всему миру - в Европу, Азию и далее? В конце концов, они ничего больше не знают, кроме войны. Вот где самая серьезная проблема... Знаете, Федор Михайлович, я не вижу людей достойных государственной власти в вашем лагере. По крайней мере, видных деятелей на политической арене в последние года. Это проблема всей России, которая мучит страну на протяжении десятилетий, и благодаря ей мы имеем то, что имеем... Весь государственный аппарат уже давно наполнен навозными жуками, которые не знают ничего, кроме собственного куска навоза, а их ограниченность не позволяет видеть хотя бы на пару шагов дальше. Я не говорю, что не было никаких исключений, вспомните Петра Аркадьевича Столыпина. К сожалению, в одиночку паровоз не остановишь, сколько руками не махай. Нет, они - канцелярские крысы, и не виноваты в этом, просто их способности не позволяют большего. Сама система была испорчена, если серые люди совсем без достоинств могли быть у власти, а талантливые оставались в тени. Та же система, которая нашего невинного царя, Николая Александровича, просто съела. В конце концов, он, как и его семья, и другие великие князья были лишь пассажирами лодки... дырявой золотой лодки. Так скажите мне, Федор Михайлович, кому Вы, ваши генералы думают передать гражданскую власть в случае победы?

   - Ну... Видите ли... Я думаю, что... Вы, Давид Алексеевич, подошли бы для этого, - пробормотал Федор.

   - Ах, вот как! - на секунду улыбнулся князь. - Знаете, я уже начинаю Вас не понимать. Вы просите у меня военной помощи, или хотите, чтобы я взялся возглавлять правительство?

   - Эти две вещи совместимы, я думаю, - ответил Щеглов.

   - Допустим, – почувствовав, наконец, удовольствие от этой дискуссии, произнес Давид. - Но почему Вы думаете, что у меня есть способности управлять страной?

   - Но, Вы же заботитесь и даже очень хорошо заботитесь о множестве своих людей, как о своей семье...

   - Да... – князь подумал и зажёг ещё одну сигарету, прежде чем продолжить. - Моя семья за исключением меня, состоит из моей жены, сына, дочери, и скажем, пятнадцати слуг. Эта цифра далека от государства. Вы действительно думаете, что забота о семье и о государстве, это одно и то же?

   - Я согласен, величины разные, но суть в том, что Вы умеете заботиться о своих людях. Лучше, чем кто-либо другой. Поэтому я не сомневаюсь, что Вы смогли бы подобающе заботиться и о населении целой страны.

  - Спасибо за комплимент и веру в мои таланты, Федор Михайлович! Хорошо, допустим, Вы убедили меня, что у меня есть необходимые навыки. Но почему Вы думаете, что я должен участвовать в этой войне?

   - Ну, потому, Давид Алексеевич, что Вы любите свою страну, и теперь она нуждается в Вашей помощи. Таковы Ваши семейные традиции - Ваши предки не один раз спасали Россию - и в смутное время, и в войнах с поляками, и в войне с Наполеоном, и ещё много раз. Неужели Вы отвернётесь от России?

   - Подождите, от кого я могу спасти Россию? Какая страна напала, пожалуйста, скажите мне?

   - От большевиков. Они хуже, чем поляки, немцы и Наполеон. Они как чума!

   - Большевики, однако, есть не что иное, как сами русские. Нужно ли спасать Россию от русских? Или Вы видите две России, Федор Михайлович? Это гражданская война, по крайней мере, в моих глазах. И я - гражданин России, какой бы она ни была, и я держусь российских законов. Так почему же я должен поднимать людей на борьбу против соотечественников?

   Этот длительный и довольно сложный разговор, наконец, вымотал Щеглова, и он отчаянно воскликнул:

   - Давид Алексеевич, Ваша сиятельство, неужели Вы не видите, что происходит в стране?! Вы не понимаете, что большевиков принёс сам дьявол?! Если они победят, они уничтожат всю страну! Россия никогда не будет такой, как раньше, Вы даже не надейтесь! Сам сатана насеял в нашей стране красных выродков. Они принесут только кровь, огонь и руины. И не думайте, что Вы в безопасности. Да, они Вас не трогают, но у меня нет сомнений, что скоро они, не дай Бог, обратят внимание на Вас, Вашу семью. Тогда уж не ждите ничего хорошего! Они не заботятся о законе и, в конце концов, если им нужно, создадут свои законы. Ради Бога, пожалуйста, умоляю, Давид Алексеевич, ради своей семьи, своего народа, ради России! Пока не поздно, пока можно изменить всё, Вы нужны России!

   После этих слов Федор Михайлович закрыл руками лицо. Через несколько секунд, дрожащим голосом он сказал:

   - Простите меня! Ситуация трудная, и сложно контролировать себя. Иногда я чувствую беспросветное отчаяние...

   - Успокойтесь, Федор Михайлович, - князь налил водки в рюмку и подал Щеглову. - Я понимаю Вас и Ваше беспокойство за будущее страны. И то, что Вы мне предложили, стоит серьёзных и глубоких размышлений.

   На этот раз спокойный тон речи Корнеева подействовал на гостя успокаивающе.

   - Не подумайте, что я требую Вашего срочного ответа, Давид Алексеевич, - спокойней и с облегчением сказал Федор Михайлович. - Я пришёл, чтобы передать Вам весть, и моя цель достигнута. Я искренне благодарю Вас, что приняли меня и выслушали. Обязательно обдумайте всё. Я понимаю, что Вы не хотите рисковать своими людьми, но в теперешние времена никто не может спать спокойно. Пора положить конец этому беспорядку, но без жертвы победы  не будет... Я думаю, что даже не стоит Вам говорить, что медлить уже некогда. Время идёт не в нашу пользу... Ну что же, я и так Вас сегодня достаточно побеспокоил, пора мне.

   Щеглов уже вставал, когда хозяин остановил его:

   - Что Вы, Федор Михайлович, я настаиваю, чтобы Вы остались ночевать. В эдакую пору отпустить гостя в середине ночи равно убийству, а я не хочу иметь на совести такой камень. - Он крикнул: - Белисарий!

   Дверь мгновенно открылась.

   - Белисарий, пожалуйста, подготовь комнату для гостя. И ещё можешь собрать чашки. На сегодня всё, ты свободен.

   - Хорошо, господин, - Белисарий быстро собрал чашки,  пригласил Федора Михайловича следовать за собой и, поклонившись, сказал князю: - Спокойной Вам ночи, господин!
- Спокойной ночи, Белисарий! - Корнеев простился со слугой и обратился к стоящему у дверей Щеглову: - Сейчас хорошо отдохните, а завтра утром вы можете отправляться в дорогу. Так будет безопаснее.

   - Спасибо за гостеприимство и заботу, спокойной ночи! - поклонившись, Федор Михайлович вышел из комнаты.

   Князь вернулся к столу, погладил кота, который спокойно спал, пока шёл разговор, взял сигарету и подошел к окну, задумчиво глядя в ночную темноту над полями. Вскоре заскрипела дверь кабинета и в комнату легко вошла красивая темноволосая женщина в синем платье:

   - Дорогой, гость уже ушёл?

   - Да, дорогая, я велел Белисарию, чтобы он подготовил ему комнату. Слишком опасно путешествовать ночью в такие времена.

   - Кто он? - Спросила женщина, обняв шею Давида и положив голову ему на плечо.

   - Щеглов, Федор Михайлович. Представитель "белых". Он просил встать на их сторону в войне против большевиков.

   - Ах, ну и время пришло...

   - Для каждого века свои дуэли, Ирина. Как Саша?

   - Она спит. Не дождалась тебя. Хотя хотела увидеться и сказать, что чувствует себя уже лучше.

   - Я надеюсь, что она простит меня, - Давид улыбнулся.

   - Не сомневаюсь, - сказала Ирина. - Кроме того, думаю, что и тебе нужно отдохнуть. Сегодня ничего не решай. Утра вечера мудреней.

   - Ты абсолютно права.

* * *

   На следующее утро, провожая гостя, князь Корнеев дал ему конверт:

   - Вот, Федор Михайлович, в этом письме мои условия для тех, кого Вы представляете, а также аргументы, чтобы доказать их необходимость. Уверен, Вы сделаете так, чтобы это сообщение достигло адресата.

   - Да, да, конечно. Я сделаю всё, чтобы письмо попало в нужные руки, - уверил Щеглов. - Как только будет принято решение о Ваших условиях, а я даже не сомневаюсь, что оно будет положительным, немедленно дам Вам знать об этом.

   - Действия расскажут о вашем решении лучше слов. И я узнаю о них. Доброго пути!

   - Спасибо, Давид Алексеевич! Да хранит Господь Вас и Вашу семью! – растроганно попрощался Федор Михайлович. - Я надеюсь встретиться с Вами ещё раз.

   - Если не будете сомневаться, так и произойдёт, - сказал Корнеев.