Еще раз о Православии и коммунистах

Диакон Георгий Малков
 

    Еще раз о Православии и коммунистах

(по поводу моей же статьи «Так может ли коммунист и как -
   стать союзником православного русского человека?»)

                Возражений бояться - на форум не ходить.
                Lucia

 Дорогие друзья и глубокоуважаемые оппоненты [имеются ввиду форумчане Русской Народной Линии. - д. Г. М.]! Немалое число ваших комментариев к указанной статье, помещенной ранее на сайте РНЛ, позволяет в целом уже сейчас высказаться по их поводу и сделать некоторые, как думается, полезные для дела, разъяснения той церковно-политической позиции, что и была частично обозначена мной в ранее опубликованном тексте.

                О христианстве, «социализме» и коммунистах

Прежде всего, должен заметить, что я был несколько удивлен одним фрагментом редакционной заставки к моей статье, а именно: «очевидно, что, предоставляя трибуну сторонникам «православного социализма», мы должны,  предоставить её и  тем православным людям, кто считает коммунистов  «палачами и наследниками палачей». Из этой фразы следует, что моя «идеология» якобы противопоставляется социалистическим концепциям, а последние автоматически, мол, контаминируют с идеологией коммунистической.
Во-первых, я категорически против подобного смешения понятий «социализма» и «коммунизма».
Последний полностью, хотя и совершенно беззаконно узурпировал в свое время право на  первый, постоянно уродуя при этом «социалистические» принципы на практике и подменяя положительно направленную «социальность» общественного бытия (характерную для подлинных элементов «социализма») сначала реальной жесточайшей диктатурой большевизма, а затем - властью - всё более впадавшей в старческий маразм - позднейшего ЦК КПСС.
Во-вторых, социализм социализму - рознь.
Так, начала «социальности» ведь присутствовали в «национал-социалистическом» гитлеровском Рейхе; есть они ныне, например, и в Дании, и в Швеции - с ее высочайшей степенью прожиточного минимума и социальной защищенности граждан (и то же самое можно сказать о целом ряде других наиболее развитых стран). Что ж, относительно той же Швеции это не вызывает никакого удивления, поскольку объединенная (федеральная и муниципальная) ставка прогрессивного подоходного налога здесь составляет 57 %, и львиная часть этих денег идет на поддержание высокого жизненного уровня всех шведов в целом! И потому нищих здесь нет и быть не может.
Другое дело, что материальная обеспеченность общества шведского типа показывает: изобилие плодов земных для грешного человечества оказывается порой вовсе и не полезным для его духовного уровня, который настолько расслабляется, что приводит даже не к сколько-нибудь активному атеизму, а вообще к полному равнодушию в отношении религиозной составляющей жизни каждого нормального человека. И что хуже - еще не известно...
«Наша» же сплошь хищническая и коррумпированная власть, безусловно, такого уровня подоходного налога «позволить» себе никак не может. Однако во многом виноват при этом, конечно же, сам молчащий и полностью отвыкший за годы коммунистического владычества от политико-экономический инициатив и противостояний, народ. Беда... И в итоге получается, что в большинстве своем мы ныне стали слабовольны и почти по рабски покорны нашим хозяевам-хищникам, напрочь, верно, забыв о прежней былой своей русской вольнице... В итоге: куда нам ныне - до тех же «всяких прочих шведов»?
Однако, кто же подавлял-то у нас профсоюзы - как не та же коммунистическая власть? - Да так, что они и по сию пору не могут стать действительными защитниками трудящихся, являясь на поверку преимущественно «приводными ремнями» и «шестерками» нынешнего эрэфовского феодал-«капитализма»?
...Я, правда, вовсе не представляю себе пока, как можно объединить принципы подлинно «воцерковленного» христианства с всегда нарочито материалистичным «социализмом» - о чем так настойчиво говорят сегодня некоторые наши «православные социалисты».
О некоем «христианском социализме» (и даже как о специфически «русской идее») часто высказывается на своем сайте Н.В. Сомин. И в чем он абсолютно прав, так это в том, что верующие не должны - по сути, совершенно не по-братски и «антисоциально» - замыкаться в храмовых стенах, а активно включаться на всех общественных уровнях в возрождении положительного образа нашей русской государственности. На этом сайте звучит самый животрепещущий вопрос - и дается, увы, весьма печальный (и «со стороны» - частый) ответ на него: «Должна ли Церковь стремиться к преображению общества? Казалось бы, вопрос риторический. Естественно, должна. Наш вероучительный документ «Основы социальной концепции РПЦ» недвусмысленно об этом говорит: «Ее (Церкви - Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира». И все же об этом, вроде бы, решенном вопросе приходится говорить вновь и вновь. Ибо для многих членов нашей Церкви этот вопрос тоже как бы риторический, но ответ на него подразумевается диаметрально противоположный: «Естественно, нет», «Боже упаси».
Сомин и я - категорически против такого ответа.
Не приемлет его и известный московский протоирей-профессор Владислав Свешников, как-то заметивший именно по этому же поводу следующее: «...порою в жизни и истории общества наступают странные эпохи, когда власть принципиально не только не исполняет свои функции, но становится антивластью, а государство - антигосударством, потому что прямо поддерживает хаос и преступность. Власть не исполняет ту волю Божию, по которой она должна структурировать общество, и сама является разрушительницей порядка. И тогда главная задача верующего [замечу, не только как христианина, но и как гражданина. - д. Г. М.] состоит не в том, чтобы вести прямую физическую борьбу, а в том, чтобы, давая правильную оценку той власти, которая разрушает национальную и общественную жизнь, не вступать с ней в компромисс. Нельзя замыкаться в свою личную и церковную скорлупу, когда общество требует от нас участия.
Даст Бог, мы, русские верующие люди, когда-нибудь проснемся от нашего глубочайшего общественного сна, и жизнь народа и общества перестанет быть для нас чуждой, и тогда не отвратимся от того вождения, которое предлагается нам Господом» (Протоиерей Владислав Свешников. «... от Него получил ты меч» (Беседовал А. Боголюбов). Православная беседа. № 6, 2007. С. 27).   
...Я, как православный, естественно, против каких-либо хилиастических идей в перспективе развития всего мира - и как раз этим наши христианские понятия о его будущем и отличаются от правоверных коммунистов с их дьявольской идеей «прогрессизма».
Но это отнюдь не означает, что мы, христиане, не должны принимать никакого участия в добром устроении человеческой жизни и умеренном равном благополучии - равно материальном и духовном - всех наших сограждан. И в этом смысле - не в смысле теоретического, стерильного «социализма» (как общественной политико-экономической формации прокоммунистического, явно утопического характера), а как последовательной и самой разносторонней социализации русского государственного бытия - я вполне разделяю соминскую государственную идеологию. Иначе говоря, если под «социализмом» понимать и политически, и экономически справедливое устроение всей нашей общественной всенародной жизни (при гармоничном сочетании в ней элементов частно-капиталистической  и государственно-плановой экономик), как устроение ради блага всего общества, - то я полностью за такой нравственно христианизированный и народосберегающий путь России.
Только какое же отношение ко всему этому могут иметь «верные ленинцы» с их трагикомичными и насквозь фальшивыми разбойничьими «диктатурами» самых «передовых классов» и с их же продолжающимся поклонением одному из самых страшных разбойников человечества, создателю еще в 1918 году первых концентрационных лагерей в России, атеисту-душегубу - Ульянову (Ленину)?
И что делать коммунистам с той же самой Швецией, где враждующих-то «классов» уже поди что и нет - а сплошная всюду «муниципальность», т. е. те же «советы» (к тому же, вовсе без большевиков!), и уже вроде бы сплошной (или почти) трудовой «социализм», а для некоторых бездельников, живущих на пособия, - так почти что и «коммунизм»: ешь - не хочу, а делать вовсе ничего и не надо?
Когда отдельные представители КПРФ движимы обычными человеческими чувствами неодобрения окружающих нас искажений общественной жизни в Эрэфии и справедливо выражают оные чувства - то это вполне естественно и может только приветствоваться... Но когда они пытаются выдавать сей нормальный человеческий и гражданский протест за сугубо коммунистический и даже соответствующий именно «ленинским принципам», то это уже становится их великой ложью, обманом общества, а для многих из них, - увы, и самообманом, что, пожалуй, гораздо еще печальней.
Ибо главным принципом ленинизма и его духовной первоосновой всегда оставалась «классовая ненависть», а отнюдь не любовь к сколько-нибудь конкретному человеку (даже хотя бы к своим сподвижникам), тем более - любовь христианская.
И потому «православие», христианство коммунистов - всегда и всегда ложь...
О фальшивом «православии» коммунистов
Как, например, можно провозглашать себя православным и порой стоять - с лукавой же, конечно, свечкой, подобно тому же Зюганову, - и одновременно клясться в верности «Ильичу», дававшему своим кровавым сподвижникам указания нижеследующего рода?
Приведу одно из его хрестоматийных писем, поскольку читающие материалы РНЛ порой, увы, не слишком знакомы с реалиями нашей большевицкой истории (и даже иногда случается в некоторых комментах встретить странные утверждения, что, мол, требования расстрелов священства и вообще верующих лишь «приписываются» Ленину). Вот документ, хранящийся в государственном архиве, возникший по свежим следам событий в марте 1922 г. в Шуе, когда чекисты расстреляли группу местных жителей, пытавшихся сопротивляться грабежу здешнего храма большевиками, и на фоне устроенного большевиками же голода в Поволжье. Тогда Ленин со свойственным ему злобным цинизмом указывал в секретной записке для ЦК: «...именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (а поэтому и должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый кратчайший срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут... изъятие ценностей, в особенности, самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» (Ленин В.И. Письмо Молотову для членов Политбюро // Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. См. также публикацию достаточно подробного свода секретных документов Политбюро ЦК и ГПУ, связанных с геноцидом Церкви (в частности и с процессом изъятия ценностей и сопутствовавшими репрессиями): Покровский Н.Н. Документы Политбюро и Лубянки о борьбе с Церковью в 1922-1923 гг. // Российский Православный университет св. ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. Вып. 1. М., 1995. С. 125-174).
Любителям же Сталина - как чуть ли не нового «апостола» Православия в СССР в период второй мировой войны - тоже могу предложить документик подобного же рода.
Так, из архивных же материалов видно, что отдельные попытки членов Политбюро (Рыкова, Томского, Каменева и Калинина) хоть как-то уменьшить большевистские зверства неизменно наталкивались на буквально людоедскую непримиримость ведущих членов ЦК - Ленина, Троцкого и Сталина. Ничуть не менее двух первых, лютовал при этом Сталин (которого некоторые «компатриоты» ныне пытаются изобразить чуть ли не тайным православным в рядах  безбожного Политбюро) - и примером здесь может послужить краткая записка, лично подписанная им и направленная членам Политбюро ЦК РКП (большевиков) о голосовании опросом для утверждения приговора Московского Трибунала о расстреле 11 человек: «[8 мая 1922 г.] СПЕШНО. СЕКРЕТНО. ВСЕМ ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО. Московский суд приговорил к расстрелу 11 человек, из них большинство попы: (8 попов, 1 дровокол, агитаторша, торговец мясной лавки). Каменев предлагает ограничиться расстрелом 2-х попов. Прошу голосовать "за" или "против" предложения т. Каменева. Я лично голосую против отмены решения суда. СЕКРЕТАРЬ ЦК СТАЛИН» (Архив Президента России, ф. 3, оп. 60, д. 24, л. 9). В итоге за убийство 11 человек проголосовали Ленин, Троцкий, Сталин, Зиновьев, против же (т. е. за убийство «только» 2-х) - Томский и Рыков (см.: Там же. С. 145).
Замечу попутно, что (на основании материалов Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых) уже к концу 1922 г. по судебным делам, связанным с изъятием церковных ценностей, было расстреляно более 6000 (!) священников, церковнослужителей, монашествующих и верующих мирян; еще большее число их томилось в большевистских тюрьмах.
И еще немного статистики.
В Воронеже в 1919 г. одновременно было казнено 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), повешенном большевиками на Царских вратах в храме монастыря св. Митрофана; при этом семь бывших с ним монахинь были брошены злодеями в котел с кипящей смолой. В Харькове в декабря 1918 г. по июнь 1919 г. расстреляли 70 иереев Харьковской епархии, в Перми в 1919 г., после занятия ее Белой армией, были обнаружены тела 42-х замученных священнослужителей; в Тобольске в 1921 г. коммунисты убили около ста священнослужителей.
Жестокость коммунистических расправ в эпоху Гражданской войны не имела границ: архиепископ Гермоген Тобольский «был привязан к лопастям колесного парохода... епископа Свияжского Амвросия замучили, привязав к хвосту лошади. Посаженный на кол, в Самаре погиб епископ Михайловский Исидор (Колоколов)... Епископа Платона Ревельского, обливая водой на морозе, обратили в ледяной столб. Епископ Соликамский Феофан (Ильменский) с семью иеромонахами был спущен ночью вниз головой в прорубь, причем замерзшие края прорубной ямы палачи пробивали плечами и телом епископа» (Тальберг Н.Д.). Христиан распинали (три священника, например, были распяты на крестах в 1918 г. в Херсоне), топили с привязанными к ногам камнями, снимали с несчастных скальпы, тела их рубили топорами на куски. Таких злодейств Русь не знала даже в нашествие Мамая!
И в обличающем свете таких страшных исторических свидетельств коммунисты бессовестно смели ранее и еще смеют утверждать сегодня, что их политическая организация не являлась уже изначально преступной. Факты, однако, упрямо говорят об обратном - на совести «большевиков»: государственная измена (вооруженный переворот) в 1917 г., шпионаж и подрывная деятельность в пользу Германии в период первой мировой войны, ограбление Церкви, равно как и вообще большей части населения страны (особенно трудового крестьянства и интеллигенции), геноцид по отношению ко всем народам России (казни, голод, тюрьмы и лагеря, унесшие миллионы жизней наших сограждан) и вопиющие преступления против человечности - как в самой нашей стране, так и за ее пределами, продолжавшиеся все время существования СССР.
Таковы истинные дела коммунистического «святого» - Ленина - и всех его последышей- большевиков.

   О якобы втайне «православном» Сталине и расстрельной статистике его «православия»

 Еще страшней в смысле числа человеческих жертвоприношений стало преследование верующих при И. Джугашвили (Сталине).
Об этом ясно говорит следующая официальная статистика.
«Широкомасштабная политика гонений на Русскую Православную Церковь с 1924 по 1936 год привела к репрессиям по отношению почти к 50 000 представителей духовенства. Среди них было расстреляно от 5 000 до 7 000 представителей духовенства.
Совершенно особый характер репрессии против Православной Церкви приобретают в 1937 году. За один только этот год было расстреляно наибольшее количество православного духовенства - 85 300 человек [это - по новейшим, более полным архивным данным; ранее же считалось, что в этом году было убито «всего только» порядка 20 000 священнослужителей. - д. Г. М.]. Причем расстреливали не только тех, которых в это время арестовывали, но и тех, кто находился в заключении.
С 1938 по 1941 год, когда количество жертв несколько уменьшилось, было расстреляно 25 400 представителей православного духовенства...
Итог: если «к 1915 году русское православное духовенство насчитывало в своих рядах 140 епископов, 112 629 священников, диаконов, псаломщиков и 29 128 монахов и монахинь, что составляло в целом 141 757 служителей и служительниц Русской Православной Церкви. А к 1941 году только расстреляно 130 000 представителей православного духовенства.
В 1941 году русское православное духовенство насчитывало 4 правящих архиерея и около 500 служащих священнослужителей... Отметим, что в число православного духовенства, ликвидированного в этом году, не входят православные священнослужители, умершие в тюрьмах и концлагерях от голода и болезней, и те православные миряне - а это многие сотни тысяч - которые были репрессированы за исповедание православной веры» (Цит. по: Церковь о нашем времени. Сост. В. Шпатаков и К. Годовникова... С. 12-13).
«Арестам и массовым расстрелам верующих сопутствовали повсеместные закрытия монастырей и приходских храмов: к 1939 году в стране из существовавших, по данным Синода, до революции более 54 тысяч церквей оставалось действующими лишь около сотни храмов. В Киевской епархии, где в 1917 году имелось 1710 церквей и 23 монастыря, к 1939 году сохранились только два прихода с тремя священниками и одним диаконом» (Протоиерей Владислав Цыпин).
Таковы реальные «заслуги» «апостола» Сталина перед православными русскими людьми. В некоторых же епархиях не оставалось ни одного действующего храма, да и сами епархии зачастую большевиками ликвидировались. Так, например, архиерейская кафедра в Пскове была вовсе упразднена в 1936 году, а в 1939-1940 годах были закрыты последние церкви в самом Пскове и в соседних Порхове и Острове (в Святых Горах) - «так что к моменту прихода германской армии в этой области не было ни одной церкви и ни одного священника, который совершал бы богослужения» (Сведения о приходах и священнослужителях бывшей Псковской и Петроградской губерний накануне Великой Отечественной войны. Январь 1942 г. (Госуд. Архив Псковской обл. Ф. 1633. Оп. 1. Д. 19. Л. 32-33) // Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941... С. 321). В результате: немцы во время оккупации - в противовес большевикам - позволяли открывать храмы повсеместно, что в известной мере и послужило дополнительным толчком к заключению Сталиным в период Отечественной войны временного альянса с Церковью; это же вынудило его не закрывать сразу храмы вновь - при возвращении советской власти в освобожденные от немцев города и села (этим МГБ вновь стало заниматься уже после окончания войны).
Однако уже вскоре после завершения войны Сталин опять стал постепенно сворачивать деятельность Церкви. Вновь начал он отправлять священство в лагеря - хотя, конечно же, уже не в таких количествах, как ранее. Начали, не слишком торопясь, но вполне сознательно и направленно, вновь закрывать духовные учебные заведения и, главное, монастыри и храмы. Так, «согласно докладу, представленному Сталину Советом по делам Русской Православной Церкви, к 1 октября 1949 года «изъято 1150 молитвенных зданий» (на бывшей оккупированной немцами территории)» (Цит. по: Шафаревич И. Русский народ на переломе тысячелетий... М., 2000. С. 156). А в докладной министра МГБ Абакумова Сталину (1948 г.) приведены, например, такие данные о числе арестованных верующих: «В результате работы органов МГБ по выявлению и аресту антисоветского элемента среди церковников и сектантов за время с 1 января 1947 года по 1 июня 1948 года по Советскому Союзу за активную подрывную деятельность арестовано 1968 человек, из них православных церковников - 679 человек» (Там же).
Прискорбную лагерную статистику этого времени приводит и протоиерей Михаил Ходанов. Отмечая вновь начатую Сталиным вскоре же после окончания войны «политику удушения Церкви», о. Михаил пишет в одной из статей: «В 1949 году по сводному отчету ГУЛАГа в советских лагерях каторжного режима сидели 3523 священнослужителя... К слову сказать, те священники, которые не подписали известную Декларацию митрополита Сергия, Сталиным из лагерей вообще не выпускались. Оставшиеся в живых неподписанты вышли на свободу только после 1953 года» (Протоиерей Михаил Ходанов. «Судимы будете...» // «Литературная газета». 30 января-5 февраля 2008 г. № 3-4 /6156/. С. 12).
Подробные данные по репрессиям 1930-1940-х гг. по отношению к священнослужителям Русской Православной Церкви см. также, например, в кн.: Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Т. 3. Тверь, издательский дом «Булат», 1999.
...Вот вам и коммунистические «святые» - «великие» Ленин и Сталин, и поныне прославляемые коммунистами, а нередко и прочими нашими согражданами, желающими выдавать желаемое за действительное (и порой даже осмеливающимися считать себя «православными»)...


     О доныне не снятом церковном проклятии коммунистов Поместным Собором в 1918 г.

Судя по комментариям к моей предыдущей статье, среди некоторых, вроде бы православных, читателей встречаются абсолютно, по сути, не воцерковленные - как правило, не знающие церковных документов РПЦ и совершенно не понимающие, что такое церковная каноническая дисциплина. Неудивительно поэтому, что они ничуть и не учитывают - тем более, при всё ещё сохраняющемся у них относительно доброжелательном отношении к компартии -  основополагающего документа Церкви об ее оценке коммунистов, а именно проклятия «большевиков», т. е. анафематствования их на Соборе в 1918 г.- причем явно и на грядущие времена! Замечу при этом, что данный соборный документ до сих пор не отменен ни одним из церковных Поместных Соборов (а только так по церковным канонам это анафематствование и может быть снято с каждого коммуниста!). И, опять же замечу: это проклятие до сих пор точно так же распространяется и на всех, сотрудничающих с ними  (как было записано в Акте анафематствования:
«...22. Отлученные от Церкви не могут быть допущены лично ни к святым Таинствам, ни к церковным молитвословиям и требам. Они не допускаются к Св. Причастию, для них не может быть совершаемо таинство брака, не может быть совершаема и домашняя молитва священника. Они лишаются всех вообще церковных прав, не должны быть допускаемы ни в церковь, ни на какие бы то ни было церковные и религиозные собрания [увы, а наши, так сказать, «апостатствующие втихую» православные вовсе и не считают зазорным встречаться с коммунистами в каких-нибудь, например, Всемирных Русских Народных Соборах! О времена, о нравы. - д. Г. М.]. В случае нераскаянной смерти они лишаются и христианского погребения.
23. Верующие не должны входить в общение с отлученными от Церкви, за исключением случаев крайней необходимости и неведения.
24. В отношении лиц, отлученных от Церкви, священники ни в каком случае не должны ослаблять наложенных церковною властию прещений, памятуя, что за послабление и нерадение сами подпадают церковному наказанию...»
Кстати, исходя из текста пункта 22 соборного анафематствования, замечу, что в указанном смысле совершенно церковно-безграмотными или же чисто провокационными являются встречающиеся порой высказывания о необходимости не просто выноса из большевицкого мавзолея «остатков» Ленина (собственно человеческим «телом», «останками» это назвать уже трудно: ныне это скорее макет или составная модель человека в духе кукол Музея мадам Тюссо, где собственно от «Ленина» осталось не более 10-15% «ленинизма») - но с преданием тела земле чуть ли не «после соответствующего обряда» погребения (в таких речах подразумевается: христианского).
Разумеется, убрать «это» с главной площади России необходимо, но душу нераскаявшегося в своих злодеяниях Ленина как анафематствованную, т. е. пр;клятую Церковью, по православному обряду «отпеть» уж никак невозможно! С такого рода историческими типажами на Руси поступали совсем иным образом: вспомним, например, что труп убитого Лжедмитрия I уже через некоторое время после погребения был извлечен народом из могилы и сожжен, после чего пеплом зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, откуда самозванец пришел! Метод, конечно, вполне средневековый, но, однако же, не лишенный подлинно патриотической принципиальности...


              О современном отношении Церкви к КПРФ и коммунистам

И Святейший Патриарх Алексий II, и святейший Патриарх Кирилл не раз прямо и недвусмысленно выражали свое мнение о коммунистической практике революционного и довоенного времени однозначно как о преступной и сатанински бесчеловечной; более осторожно они предпочли оценивать в этом смысле период послесталинский - вплоть до нашего времени, исходя из соображений как определенного политеса и длительной подсоветской «привычки» к «дипломатии» (хрущевско-брежневской эпохи), так и - в явно определяющей степени - щадя чувства более пожилой части нашего народа, воспитанной в условиях коммуно-советизма и потому зачастую не готовой воспринять обличительную правду о преследовании верующих и в этот период.
Однако обличения  коммунистов в их злодеяниях против Церкви - во все периоды их власти! - постоянно звучали и звучат в книгах и статьях многих современных представителей клира РПЦ (желающие могут ознакомиться об этом - в том числе и об авторах такого рода - например, в моей книге «Контрреволюция духа. Святая Русь и возрождение России (церковно-политические очерки). М., 2006; 2-ая редакция, в электронном варианте, 200
С трезвыми обличительными оценками как прежнего, так и современного большевизма, высказанными нашими известными священниками, желающие могут ознакомиться также и в моем развернутом комменте (с соответствующими цитатами) к статье иеромонаха Нектария (Головкина), опубликованной на РНЛ 15 января с.г.
Здесь же не могу не привести хотя бы нескольких слов на эту тему - вот как оценивает прошлых и сегодняшних коммунистов известный столичный священник, духовник движения «За веру и Отечество», иеромонах Никон (Белавенец): «Стремясь к захвату власти, коммунисты и в 1917 году рядились в тогу защитников Отечества. Но октябрьский переворот они совершили на немецкие деньги и тут же развязали гражданскую войну, вылившуюся в войну против собственного народа и Православной Церкви. В первую очередь уничтожались епископы, священники, монахи... Был подло убит царь, уже отрекшийся от престола. Вспомним деятелей "красной обновленческой церкви", которые убеждали, что коммунизм и христианство - близнецы-братья. Они вскоре разделили участь православных иерархов и оказались в одной камере, а вскоре в одной безымянной могиле. Таков почерк коммунистов во всех странах. Придя к власти, они восстановят не Российскую империю, а прежний концлагерь. Коммунизм несовместим ни с патриотизмом, ни тем более с Православием...
Я священник, не мое дело давать политические рекомендации. Речь идет о духовном противостоянии [выделено мной. - Г. М.]. Невозможно поклоняться дьяволу и его слугам и одновременно считать себя патриотом и православным человеком».
И не о том ли же говорил в своих проповедях один из известнейших иноков-старцев России XX века - архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин; 1910-2006).
Называя коммунистическую идеологию апокалипсической «тайной беззакония», он прямо и открыто призывал к духовной борьбе с нею, ибо она сама «объявила... беспощадную - не на жизнь, а на смерть - войну против всего Божественного, в чем бы и как бы оно ни проявлялось», идя этой войной «на христианское государство, хранящее нравственный уклад народной жизни; на Христианскую Церковь, несущую слово Божественной истины; на христианскую душу... "Предтечи антихриста" уничтожили Православную Россию. Они исказили, одурачили чуждыми сатанинскими идеями народ, насаждая их возможными неправдами, лестью, обманом, кровью, вытравливая правду Божию из сознания народного... Народ Божий - православные христиане... должны повести "брань" с богоборцами и лжеучителями, принадлежащими царству тьмы» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. М., 1993. С. 80).
К сожалению, сколь многие еще наши сограждане, порой даже считающие себя церковными людьми, совершенно не чувствуют всей тьмы коммунистической идеологии, не брезгуют общаться с коммунистами  и вовсе не воспринимают призывов, подобных призывам архимандрита Иоанна.
Напротив, как отмечал в свое время бывш. инспектор С-Петербургской Духовной Академии, игумен Вениамин (Новик): «Нам говорят - сегодня коммунисты "не те". Сегодня они лепечут что-то о "многообразии форм собственности", веротерпимости и демократии, то есть, по сути дела, отрекаются от "краеугольных камней" своего учения. Но ведь делают они все это лишь от нынешнего своего бессилия. Да и... "основоположник" завещал им принцип политической мимикрии, временного компромисса с оппонентами, чтобы потом с ними расправиться. Можно ли росчерком пера, изменив что-то в своей программе, избавиться от генетического людоедства?
Кто-то может мне сказать: да, полно, батюшка, что вы нас пугаете дьяволом, мы знаем многих коммунистов, которые всю жизнь честно работали, если и воровали, то понемногу, и были, в целом, не плохими людьми. И это действительно так, но даже честный винтик, остается всего лишь винтиком. Это с его молчаливого согласия совершались преступления.
Очень печально, что некоторые священнослужители в Москве призывали голосовать за коммунистов в лице Зюганова. Ход их мысли понятен, я бы сказал, слишком понятен: они сошлись на ценностях, близких русскому народу: патриотизме и общинном начале. ВОПРОС О БОГЕ ОКАЗАЛСЯ НЕСУЩЕСТВЕННЫМ, иначе не сошлись бы верующие с безбожниками, рассматривающими Православие лишь как идеологию национального единения.
Достоевский опять же все это предвидел еще в романе "Бесы": там Шатов говорит, что он верит в православие, в русский народ, но... не в Бога. Оказывается - это возможно» (газ. «Русская мысль», N 4135, 18.07.1996 г.)...


               О моем (вслед за моей Церковью) отношении к КПРФ

 Некоторые из комментаторов (вслед за вводным абзацем к моей статье, где она гипотетически даже названа «злобной»?) считают мой текст излишне «сердитым» и чуть ли не лишенным христианской любви. И подобное от подобных же критиков я слышал уже не раз...
Как же так, мол, многие коммунисты честно трудились, нередко геройски воевали, бывали порой и добрыми, отзывчивыми людьми. Но с обвинением меня в злопыхательстве, душевной черствости, тем более, в «злобности» и т. п. я решительно не могу согласиться! Я привожу  всегда реальные факты и даю лишь им оценку - на основе Евангельского учения Христова и своей христианской совести, не зашоренной коммуно-советским воспитанием и внецерковным поверхностным «гуманизмом». А ведь последний и выдается нередко считающими себя православными за якобы Евангельскую Правду, к которой, мол, так глухо мое озлобленное сердце. Ну, как, мол, можно критиковать пусть и безбожных, но всё-таки героев (или даже простых тружеников) коммунистического периода жизни нашей Русской земли?
Что тут сказать?
Я знал в своей жизни многих таких, даже по-своему прекрасных, людей... Но при всём при том, что же я, кроме скорби о них, об их - в духовном смысле абсолютно нелепых - судьбах могу испытывать?
Мне скажут: ну, как же? Они ведь были такие хорошие... И их Господь наверняка примет с необходимым всепрощением, Он ведь такой добрый (не чета тебе, братец)...
И это - притом, что сами они, пусть вроде бы и «хорошие», о Нем даже и не пытались ничего услышать, а некоторые даже сознательно и не хотели?
И разве это я, а не сам Христос ясно сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; и кто не будет веровать, осужден будет» (Мк, 16, 16)? И я ли злобно утверждаю, а не св. ли апостол Иоанн решительно и бесповоротно говорит: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин 3, 36)? Кто-то при этом скажет: ну а как же добрые дела, который творил, даже будучи и неверующим, тот или иной человек? Чего это вы о нем скорбите или даже, может, «обличаете»? Он жил ведь вполне по-христиански, пусть даже и не будучи христианином, и даже ничего не желая знать о Христе!
Однако такого всеобъемлющего «гуманизма» Церковь не знает!
Да, не имевшие реальной возможности услышать о Христе, любые язычники (какие-нибудь жители дебрей Амазонии) будут судиться Богом по закону данной Им и этим «дикарям» человеческой совести. Но такой подход вовсе неприменим к европейцам - ни к коммунистам, ни к «простым» внепартийным «обывателям»: все они имели возможность узнать о спасительной Правде Христовой, и все они имели полную возможность стать христианами, живя всё-таки в мире, условно говоря, «христианской цивилизации». Но, увы, не стали!
Напрасны оказались для них слова Христа: «верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин 6, 47).
И, судя по опыту наших святых, напрасны (как это ни  трагично и как это кажется некоторым, не слушающим Евангельских слов Спасителя, вовсе несправедливым) даже любые добрые дела, если они совершаются при отсутствии православной христианской веры! Страшно впасть в руки Бога Живого - а не Бога Гуманиста и Демократа, выдуманного нашими записными «гуманистами». Но не великий ли святой Земли Русской преп. Серафим Саровский (весь доброта и любовь!) произнес такие совершенно ясные и такие страшные для многих слова (вновь повторю их здесь, хотя уже и цитировал их в предыдущей статье): ««Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Всяк, иже не собирает со Мною, той расточает». Это - относительно внехристианского ложного «гуманизма» как, по сути, лукавого человекопоклонства вместо требующегося от нас поклонения Богу
И наконец - не Сам ли Христос сказал о причащении Его Тела и Крови как необходимом условии Вечной Жизни, с Ним и в Нём: «...истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6, 53-54)? Дивные, но и страшные для многих слова - ибо для них, богоборцев, неверов или же просто равнодушных к своему Творцу, слова эти звучат предупреждением о вечной смерти!
Но ведь не я произношу их - в своей жестокости, а Сам Господь - в своей требовательной и справедливой любви...
Именно поэтому я и предпочитаю говорить правду (как бы она ни была прискорбна) о безбожниках (даже и о «хороших», даже и о «героях» - в сугубо мирском понимании их подвигов) и о их будущей, ясно указанной Евангелием, духовной судьбе, равно как и о до сих пор продолжающейся безбожной же, по сути, нашей российской жизни. Ну, скажите: разве это настоящая Россия - 5 % в храмах Христовых, а остальные - где?
...Однако и поныне многие, необыкновенно человеколюбивые - чуть ли не более Самого Христа! - наши «плюралисты» и «толерантщики» продолжают талдычить о христианском «милосердии» и «всепрощении», которых, мол, вроде, вовсе нет у меня, а порой и у Самой Церкви... Что ж, не удивлюсь, если они в конце концов скажут, что их - ни милосердия, ни любви - нет и у Христа...
К чему уже привела раз подобная излишняя душевная размягченность общества, показал процесс пришествия к власти большевиков в России.
Как пишет по этому поводу Заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, протоиерей Всеволод Чаплин: «Почему же хранители российских традиций потерпели поражение? Почему две-три сотни красноармейцев легко брали власть в городах, совершенно не настроенных их поддерживать? Выскажу парадоксальную мысль: так произошло из-за православного воспитания большинства народа. Люди, приученные любить, уступать и прощать, были попросту неспособны стрелять сразу, без разбора и по всякому поводу, как это делали красные.
В годы революции и Гражданской войны победили не народная воля, а наглость и дикая жестокость. Хорошо это или плохо? Пусть Господь судит. Духовная, а в конце концов и историческая победа оказались на нашей стороне. Но нам дан урок на будущее: защищать ближних нужно бесстрашно и безжалостно к врагам. Так же решительно, как нужно подставлять вторую щеку личному недругу» (Протоиерей Всеволод Чаплин. Лоскутки. Записки священника // Православная беседа. 2006 г. № 4. С. 5).
Вот именно так в целом и следует православным христианам относиться к компартии, к КПРФ.
И именно поэтому духовную отраву коммунистической идеологии и все ее реликты (монументы и именования) страна, если она хочет подлинно и как можно скорее восстать из мертвых, должна решительно и бесповоротно выкорчевать напрочь, поистине предав их «новому» (а на самом деле еще и не начинавшемуся) «проклятию»! Ведь, увы, яд большевизма так еще и не вышел из народного организма... И то, что духовно-просвещающих христианских «проклятий» в адрес коммунизма еще катастрофически мало, как раз и свидетельствует тот факт, что, по сути, ведь сравнительно недавно на портале "Интерфакс-религия" долго находилось весьма выдающееся сообщение - вполне в большевицком русле: "Коммунисты Петербурга попросят канонизировать Сталина в случае его победы в рейтинге "Имя России"...». Что ж, черного кобеля не отмоешь добела.
Увы, большевицкая «антицерковь» еще так и не сгинула в нашем Отечестве - она продолжает жаждать новых кровавых «святых», и подобные желания инспирированы всей антихристианской сущностью коммунистической дьявольской идеологии, подвергшейся, как я уже говорил выше, соборному проклятию со стороны Русской Церкви еще около века назад.
К сожалению, мало кто всем сердцем и всей душой откликнулся и тогда - и откликается даже сегодня на тот суд и призыв Церкви, а многие об этом даже уже и не помнят. Что ж, тогда, значит, их будет судить Бог!
Кающихся же, в том числе и коммунистов, отходящих от своей бесовской «веры» (ибо коммунистическая идеология есть явление не столько даже политическое, сколько в первую очередь «злодуховное»), Церковь, непременно отделяющая грешника от сотворенного им греха, с радостью принимает в свои объятия - как милостивая Мать, скорбящая о своих заблудших детях и всегда любящая нас великой Христовой любовью...


                В заключение

 Что же сказать, вам всем, читающим эти невеселые строки, напоследок?
Я прекрасно понимаю, что для многих современных «почитателей» того же Сталина (особенно не живших в его время и не знающих ныне постоянного страха и унижения, испытывавшихся тогда русским человеком, именно со страху-то и бросавшегося зачастую в «сталинский советизм» - с подсознательной надеждой: ну, может быть, теперь-то «обойдется» и «пронесет»?), именно для таких «романтиков»-«сталинистов» за их мечтами о «сталинизме» стоит всего лишь желание установления в стране русской законности и законного порядка «сильной руки». И, знаете ли, я тоже за русскую «сильную руку», ибо по-другому у нас, в России, управлять ею и, тем более, во многом духовно разложившимся за годы большевизма народом - невозможно. Но всё дело в том, что при Сталине «рука» была, но Христианского Закона, а потому и подлинной законности - не было!
Нам нужен, действительно, предельно жесткий, но духовно честный и укорененный в христианской, отнюдь не плюралистичной, Истине, Правитель, ясно понимающий, что сбережение сегодня в лукавом «гуманизме» тысяч предателей России - бандитов, воров, коррупционеров на всех этажах власти - завтра аукнется гибелью миллионов наших сограждан... Но не дай Бог оказаться ему не подлинно мудрым правителем, заботящимся о сбережении нации, а беспринципным властолюбцем - способным загубить полстраны ради своих безбожных амбиций и сатанинских мироустроительных политических фантазий - каким, по сути, и был Сталин.
Ибо рано или поздно мы вновь тогда придем к крушению всей нашей страны, как это случилось, например, два десятилетия назад - в итоге более семидесятилетнего ее безбожного коммуно-советизма..
Только на основе верности Правде Божией, Самому Христу, и только в самом жесточайшем режиме всеобщего духовного очищения, - и крестом, а если понадобится, то и мечом, - сможем мы возродить и сохранить в дальнейшем наше Отечество, которому придется еще ответить на вызовы, должные оказаться для нас (совершенно уверен в этом) еще пострашней второй мировой войны.
И в этом смысле все «неосталинского» типа современные «патриоты» - все эти почитатели душегуба Ивана Грозного, бандита Чапаева, расстрельщика и создателя особого «колхозного рабовладения» Сталина и прочих, им подобных «героев», - все они, бездумно напитавшиеся в своем болезненно искаженном подсознании духом антихристианского большевизма, но кажущиеся себе «православными», есть безусловные еретики в области христианской нравственности и граждане отнюдь не «Небесного Иерусалима», не «Святой Руси» и даже не «Третьего Рима», а самой настоящей их сатанинской подделки - «Руси Аримановой».
Подчеркну при этом: все они неизбежно оказываются - при такой своей позиции «органики истории», то есть оценки жизни как почти  естественно-исторического процесса, - явными релятивистами касательно роли христианского нравственного начала в истории.
Оттого все они в закономерном для них итоге приемлют - просто как факт - любую Россию (лишь бы казалась она им «славной» и «сильной»): преп. Сергия Радонежского и Ленина, преподобного Серафима Саровского и Сталина, страну убиенного Государя Николая II и страну его убийц - этих «комиссаров в пыльных шлемах»: они равно готовы славить и Суворова, и Тухачевского, которого тот же Суворов - как воин-христианин и патриот подлинной Христовой России - повесил бы на первом же суку в качестве государственного преступника, ничуть не интересуясь якобы созидаемым им «новым величием Русской земли» - в ее фальшивом облике СССР. Ибо без Бога - подлинной силы нет!
Собственно именно подобная же внутренняя духовная ложь «страны победившего социализма», как гангрена разъедавшая Союз десятилетиями, и привела к печальному для многих, но вполне закономерному его концу: он, действительно, в конце концов оказался «колоссом на глиняных ногах» - уж слишком много в эту глину (вполне самоубийственно) было подмешано российской крови!
И любая попытка возродить Россию на подобном же «советском» основании приведет рано или поздно к подобному же очередному нашему самоубийству...
Как взывал некогда к русскому народу на черной заре «светлой эры» большевизма святой Патриарх Тихон: «Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемой братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.
Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв об едином на потребу.
Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословленной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших...» (Послание Святейшего Патриарха Тихона «Всем верным чадам Православной Российской Церкви» о всенародном покаянии в грехах). И оттого-то все наши беды - и прошлые, и настоящие - есть результат фундаментального, антидуховного искажения самых основ российской государственности и потому вполне закономерны. Ибо без Бога невозможно «творить ничего» (Иоан. 9, 33) - тем более невозможно «творить» духовно устроенную и материально крепкую, по христиански просветленную страну.
А зачем Богу и нам, нормальным православным русским людям - а не пост-коммунистическим «духовным» слепцам, - иная?