История в русском языке. IV. Язык охотников

Ним Кров
4.Язык тропических охотников.

В отличие от примитивных представителей фауны, например насекомых, люди не получили генетическую память, способную регулировать все аспекты поведения от рождения и до конца жизни. Взамен человек получил достаточно большой мозг. Благодаря чему, люди получали информацию, анализировали, обучались и принимали необходимые решения.

Одним из самых действенных инструментов для передачи информации от одного человека к другому была речь. Говорить человек научился давно. С помощью звуков и жестов предки человека общались  даже тогда, когда были ещё очень далеки от того, чтобы называться людьми. Когда человек жил на острове Шри-Ланка, он тоже говорил. Речь его была примитивной и сводилась, в основном, к подражанию животным или имитировала какие-то звуки неживой природы.

Когда морской охотник с острова попал в джунгли континентальной Индии, то изменился его образ жизни, и большая часть словарного запаса была утеряна. Путешествия по джунглям в составе маленькой группы, где близкие люди понимали сородичей без слов, где основным залогом успешной охоты были тишина и внезапность, тоже не располагали к красноречию. Но даже в этих условиях они общались на языке звуков и имели определённый набор слов.

  Одним из первых звуков, которые начал произносить человек, это звуки имитирующие голос его собственного ребёнка. Потерявшись в зарослях, ребёнок кричал: «А-а-а-а» или «Я-а-а-а». Вероятнее всего этот звук и стал основой слова в значении: «ребёнок», а потом и в значении «человек». Слова в примитивном языке не могли дать полную информацию об объекте, поэтому дополнялись жестами. Один и тот же звук, но произносимый с разной интонацией, с разной долготой мог нести совершенно иную смысловую нагрузку.

 Слов было мало, и чтобы придать им дополнительные значения, входящие в их состав звуки могли произноситься выше или ниже, какие-то звуки произносились мягче, другие твёрже. Если ребёнок маленький, то говорили: «Я», «МЯ» или «МЕ». Если имели в виду взрослого человека, то говорили: «МА». Если речь шла о сильном и могучем охотнике, то и звуки произносили соответствующие: «МО» или «МУ».

  Популярными были слова, которые понимались без перевода и дополнительных разъяснений. Если кто-то заметил хищника, то достаточно было показать свои зубы или произнести соответствующий звук: «РРР» и всем станет ясно, что впереди опасность. Когда на тропе находили погибшего хищника или даже череп с клыками и знающий человек произносил: «Р-Р-Р», то становилось понятно, что это останки хищника.

 Звуком «Р-Р-Р» обозначали зубы и клыки хищников. Часто из них изготавливали наконечники для копий, стрел и подобного им оружия. Внешним видом и назначением эти предметы напоминали людям первоисточник. Звук «Р» вошёл в слова, имеющие какое либо отношение к оружию, охоте, убийству или нанесению ран. Словами со звуком «Р» могли называть и предметы, внешне напоминающие зубы животных, например, вершины гор. В их языке подобные слова могли произноситься так: «РА», «АР», «ОР», «ЯР».
 
  Если речь шла не о свирепом хищнике, а о каком-то другом животном, то его могли называть «ККК», «КА» или «КО». Поскольку слова со звуком «Р» впоследствии стали перегружаться различными дополнительными значениями, то для обозначения животных чаще всего использовали слова, имеющие в корне звук «К». Также называли предметы, как-то связанные с животными. Например: «КО-РА» в значении «шкура» с языка древних охотников дословно переводится примерно так: « у животного сверху» или «с  животного срезано». Словами, имеющими в своём составе звук «К» стали называть и охоту, и охотничий промысел.

 Примитивный язык древних охотников не делился на части речи. Не было существительных, глаголов и прилагательных. Словом «КО» могли назвать и зверя, и охотника, и отничьи угодья. Слова не делились на морфемы: не было корней, приставок, суффиксов и окончаний. Было слово-звук или цепочка из равноправных слов-звуков. Если цепочка употреблялась часто, то превращалась в отдельное слово. Люди не задумывались о значении составляющих её звуков, а воспринимали слово целиком, подразумевая значения, данные исключительно для него. Из длинной цепочки-слова иногда выпадали отдельные звуки-звенья, но оставшиеся части цепочки продолжали нести ту же информацию, как и слово-предшественник.

  Нередко неприятности человеку доставляли насекомые. Люди быстро научились отличать безобидных бабочек от жужжащих и жалящих ос, пчёл и шершней. Предостерегая родственника об опасности, человек кричал: «Ж-Ж» или «З». Слова  со звуками «Ж» или «З» стали синонимом боли. Они же становились материалом для создания новых слов. «ЖА-РО» - «жужжащий клык», «жужжащее оружие» (жало).

После лесного пожара, показывая ожог, человек говорит «Ж-Ж», имея в виду, что он испытывает такую же боль, как от укуса пчелы. Предупреждая об опасности, исходящей от горячих углей, человек снова говорит: «Ж-Ж» или «ЖА-РР» - «жалящий», «как оса разящий». Словами «ЖАР» или «ЗАР» стали называть предметы и явления связанные с огнём и пожарами.

Позже некоторые группы людей так называли солнце. «ЖАР-РА» или «ЗА-РЯ» - обжигающий сверху.  До наших дней дошли слова, обозначающие предметы и явления, как-то связанные с солнцем и светом «ЗАРЯ», «ЗАРница», «ЗОРька», «Зеница», «уЗРЕть».

  Происхождение другого популярного звука "ДО",  связано, скорее всего, с глубокой пропастью, ущельем или колодцем. Чтобы измерить глубину темной пропасти человек бросал камень, снизу доносилось: «ДОН». Если крикнуть: «Дон!», то доносилось эхо: «Д-ОО-НН». В своём языке люди разделили звуки. Слова  со звуком «ДО» стали применяться в значении «обрыв», «пропасть», «яма», «водоём», «посуда», «дно», «углубление», в том числе яма вырытая животным для логова и даже примятая после ночёвки трава.

 Если охотники догоняли своих родственников и находили лежанку, покинутую людьми, то показывая на примятую траву, говорили «ДО-МЕ» или «ДОМ», что буквально означает «яма человека» или «логово человека».

Словами со звуком "Н" стали обозначать что-то глубокое, пустое, изнанку или противоположное. « ДО-НЕ» - водоём глубокий, бездонный. «НА-ДО» - пустая посуда, «Д-НО» - яма закончилось. Словом «ДНО» называли любой предмет, в котором есть углубление «ДО», ограниченное стенкой или собственно дном «НО». Так называли любую посуду или даже руку человека, сложенную таким образом, чтобы можно принести воды «ла – ДОНЬ».

  Падающая вода ассоциировалась со звуком «С-С-С». Этот звук дал начало многим словам по своему смыслу как-то связанным со словом «вода». «РО-СА» - горная вода, вода сверху. «СУ-ДНО» -  водяная ёмкость.

 Одним из самых важных звуков, создавших фундамент языка древних охотников, был звук «ПИ» или «ПО». «ПИ-ПИ» - так слышалось людям щебетание птиц. Самих птиц тоже называли словом «ПИ». От этого слова-звука произошли многие современные слова: «Писк», «Пение», «ПтИца», «Пить». На открытой местности или в горах человек реже слышал щебетанье птиц, но видел, каким мощным оружием являются клювы и когти орлов и воронов. Слово пика «ПИ-КА» - можно перевести как «клюв охотника». Те же звуки легли в основу слова «КОПЬЁ».

  С таким словарным запасом люди пришли в горы. Слов, может быть, было и больше, но при переходе из жарких и влажных  джунглей в ледяные горы, при смене образа жизни многие слова утратили смысл и потерялись во времени. Язык тропических охотников существенно отличался от нашего, но именно он стал основой современного русского языка.
Продолжение  http://www.proza.ru/2011/02/11/1384