Чемодан без ручки

Владимир Спасибо
 Умиротворение

Указом президента РФ от 19 января 2010 года создан Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) - регион, где безработица кратно превышает среднероссийский уровень. Регулярно звучат взрывы, происходят похищения и убийства .
Федеральный центр лечит болезни Северного Кавказа денежными инъекциями. Деньги закономерным образом оседают в карманах кавказской элиты. Коррупция подавляет экономическую активность. При сложившейся системе управления федеральные деньги только усугубляют социальную напряженность и способствуют усилению подполья.
За последнее десятилетие в развитых странах были считанные случаи крупных терактов. 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, 11 марта 2004 года в Мадриде, 7 июля 2005 года в Лондоне.
После этих событий спецслужбы были реорганизованы, изменили тактику и не допустили больше крупных терактов. В России в одной только Москве за 10 лет произошло восемь крупных, резонансных терактов с человеческими жертвами, взорвались также два самолета, вылетевших из Москвы в Сочи и Волгоград, и поезд Москва-Грозный.
В 2010 году на Северном Кавказе совершено более 900 террористических актов. Это данные Внутренних войск. Прокуратура сообщает примерно о 300 терактах. Внутренние войска ориентируются на фактические оперативные сводки. В Кабардино-Балкарии по сравнению с 2009 годом число терактов увеличилось почти в четыре раза. В 2010 году на Северном Кавказе осуществлено 18 подрывов смертников. В прошлые годы — не более двух-трех.
Заместитель генпрокурора РФ Иван Сыдорук на заседании комитета Совета федерации по правовым и судебным вопросам докладывал в декабре 2010 года, что число терактов на Северном Кавказе по сравнению с предыдущим годом удвоилось, хотя за год было проведено более 30 контртеррористических операций и ликвидировано более 300 боевиков. Он сетовал на коррупцию правоохранительных структур и включил Чечню в список самых проблемных кавказских республик.
По его утверждению 70% от числа преступлений террористического характера в России приходятся на Чечню. Более двухсот милиционеров с начала года были убиты, около пятисот ранены. Все больше терактов с участием смертников.
А по утверждению зам. начальника Главного управления МВД России по СКФО генерал-майора милиции Николая Симакова, напротив - в Чеченской республике ситуация почти полностью подконтрольна правоохранительным органам. Чечня приносит наименьшие хлопоты.
И кому же верить?
В регионе идет война против представителей власти и силовиков. Наиболее неста-бильной республикой является Дагестан, нарастает напряженность в Кабардино-Балкарии, сложной остается обстановка в горных районах Чечни и Ингушетии.
По подсчётам информагентства «Кавказский узел», в 2010 году в КБР убиты 23 и ранены 35 силовиков – число, сопоставимое с Дагестаном. Громкие теракты - взрыв на ипподроме в Нальчике 1 мая, нападение на Баксанскую ГЭС в июле. В начале ноября 2010 года в Нальчике убит финансовый директор ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» Юсуп Таукенов. 15 декабря расстрелян муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев. 27 декабря убит кабардинский этнограф, доктор исторических наук Аслан Ципинов. Убиты семь охотников, приехавших в Кабардино-Балкарию из соседнего Ставропольского края.
Особую значимость в процессе развития внутриполитической обстановки в регионе приобрел фактор этнической территории. Границы, созданные еще в советский период, жестко охраняются, став одним из основных атрибутов этнической самоидентификации и, соответственно, причиной возможной межэтнической конфликтности во всем регионе. В СКФО практически каждый из субъектов Российской Федерации имеет к соседям территориальные претензии.
Этническое противостояние носит в основном скрытый характер и локализуется на бытовом уровне. Время от времени проблемы межнациональных отношений выпле-скиваются наружу. Особой напряженностью отличаются межэтнические отношения в так называемых двунациональных республиках – Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также в многонациональном Дагестане.
Дагестанская диаспора начинает увеличиваться в соседних субъектах Российской Федерации. В Нефтекумском районе Ставропольского края русские сосредоточены лишь в райцентре и трех-четырех селах. Вся остальная территория занята даргинцами и ногайцами. Дагестанская диаспора приобретает в крае все более возрастающую теневую власть и влияние. В Кавказских Минеральных Водах происходит процесс выдавливания русских, и в Кисловодске они становятся меньшинством.
Многочисленность этносов в Дагестане способствовала появлению множества кланов. Это увеличивает количество тех, кто готов прибегнуть к насилию в борьбе за ресурсы. На этом фоне появились ваххабиты, которые предложили выход из этой ситуации. В горах Дагестана постоянно находится до 150 человек. В списках подозреваемых - около четырех тысяч. 
Они уйдут в подполье, если почувствуют явную угрозу жизни, например, если будет повод ждать крупных спецопераций. Это те, кто находится в так называемых списках ваххабитов, которые ведут милиционеры, и кто входит в группу риска, если силовикам надо отчитаться по борьбе с терроризмом .
Молодая интеллигенция проникается салафитскими идеями. Светская интеллигенция сохраняется, но против нее развязан террор со стороны радикалов.
Подполье существует за счет вымогательства денег у коррумпированных чиновников.
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров при вступлении в должность обратился с призывом прекратить преследование женщин в хиджабах и мужчин с бородой. Оппозиция и правозащитные организации были приглашены к прямому диалогу с просьбой - помочь власти установить законность и порядок в республике. 
При этом и вооруженное подполье, и силовики, в лице сотрудников МВД, ФСБ, прикомандированных военнослужащих не уступают друг другу ни в жестокости отстрелов, ни в методах дознания подозреваемых. В результате противостояния за последние пять лет в Ингушетии убито 400 сотрудников правоохранительных органов, более 3 тысяч мирных жителей ранены, 400 из которых остались пожизненными инвалидами, более трех тысяч детей остались сиротами. 
Задача состоит в вовлечении той части общества, которая еще не взяла в руки оружие, в созидательную деятельность. В сокращении мобилизационной базы боевиков.
При этом негласную установку, укладывающаяся в формулу: "мочить в сортире" никто не отменял. Нет никаких процедур переговоров, нет никакого механизма вовлечения тех, кто сейчас воюет, в мирную жизнь.
Амнистии, которые Рамзан Кадыров использовал на территории Чечни, экспертами признаются успешными, эффективными и помогли вывести из лесов большое количество людей. Амнистий больше не объявляют, после отмены КТО, несмотря за борьбу за них таких лидеров, как Евкуров.

Благодушие

Александр Хлопонин 17 ноября 2010 года на встрече с руководителями региональных СМИ утверждал, что способствовать стабилизации ситуации в Дагестане должно взаимодействие власти с обществом. Если люди не поверят, что власть готова вести диалог с обществом, положение не поменяется. А коррупция еще более усилиться.
Чтобы победить коррупцию, нужна независимая судебная система и институты граж-данского общества. Что за институты, полпред не уточнил.
А еще он вел речь о формирования нормальных инструментов института государст-венной власти.
О встречах с представителями бизнес-элиты Дагестана, которые заверяли полпреда в том, что если республиканские власти будут гарантировать развитие бизнеса, то бизнесмены готовы вкладывать свои средства в экономику региона, оказывать содействие в создание новых рабочих мест, а также помогут вернуть к мирной жизни тех, кто ушел в лес.
Инструменты, гражданское общество, гарантии развитию бизнеса от власти…
Очень и очень туманно. И попросту невыполнимо в нынешней ситуации в России в целом. Не говоря уж о Северном Кавказе.
Такой вот уровень понимания проблем полпредом президента, да еще вдобавок вице-премьером. А люди, более-менее разбирающиеся в дагестанском организованном хаосе, считают, что нужна кардинальная перемена власти, как персональная, так и структурная.
Объем ВРП на душу населения в Республике Дагестан в 5 раз меньше среднероссийского. Безработица массовая и хроническая (22,3% экономически активного населения). Удельный вес машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции республики с 36,7% в 1990 году снизился до 16,3% в 2006 году. При том, что сам этот объем уменьшился многократно из-за деиндустриализации экономики.
В преимущественно аграрном Дагестане при 1,9% населения России производится 1,7% валовой продукции сельского хозяйства страны. В сельской местности живет 57,4% населения. В сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство вовлечено 28,1% (2006 год) занятого населения или относительно к общему числу занятых в 2,6 раза больше чем в России (10,8%).
Такая эффективность при таком прекраснодушии.

Исход

Российская империя заселяла Кавказ казаками. В СССР на Северном Кавказе проживало много русских (на них держалась вся экономическая жизнь). «Вытеснение» русских с Кавказа началось уже в советское время. Но переломной ситуация стала после распада СССР.
Отток русского населения с Северного Кавказа, начавшийся в конце 1980-х годов по экономическим причинам, превратился в XXI веке в исход русских с Кавказа (до 600 тыс. человек на конец 2004 г.). Только с территории бывшей Чечено-Ингушской АССР - 293,8 тыс. человек.
На начало процесса "суверенизации" в пяти из семи северокавказских республик русские были вторым по численности народом, а в Адыгее и Карачаево-Черкесии численность русских превышала численность населения титульных национальностей (соответственно 66 и 68 %). Менее всего русских было в Дагестане, где численность населения титульных национальностей составляла 80,2%. В 2002 году – 85%.
В целом численность населения титульных этносов составляла в 1989 г. 63,7% всего населения указанных республик, русских - 25,6%.
Русское население республик Северного Кавказа было расселено в основном в городах, прежде всего в столицах. Приоритетом в развитии пользовался промышленный сектор основных городских поселений, сельские районы, где проживало большинство населения, по большей части игнорировались.
Основная часть русского сельского населения жила в т.н. называемых “русских” районах, которые в большинстве своем были включены в состав республик (национальных областей) в результате их неоднократных территориальных перекроек значительно позже времени образования этих республик (областей) с целью укрепления общего потенциала советских национально-территориальных образований. Это Кизлярский и Тарумовский районы Дагестана, Сунженский, Шелковской и Наурский районы Чечено-Ингушетии, Моздокский район Северной Осетии, Прохладненский, Майский районы Кабардино-Балкарии.
Основные причины миграционного оттока русских – экономические (отсутствие стабильной и оплачиваемой работы, возможности выдержать этническую конкуренцию перед представителями титульных наций), политические (нестабильность ситуации, исламизация, обострение межнациональных конфликтов, враждебность со стороны представителей титульных этносов), криминогенные (рост преступности, коррумпированность органов власти).
Проблема русского населения на Северном Кавказе (особенно в республиках) - это не только вопрос демографии и миграции, но условие обеспечения межэтнического согласия и перспектив дальнейшего развития региона.
Русское население на Кавказе играло ключевую роль в социально-экономической и общественно-политической сферах. Помимо вклада в экономику и хозяйственное управление, образование и культуру, русские жители республик способствовали осознанию представителями других народов своей отличительности и целостности. Русское население играло важную роль стабилизатора межэтнических отношений в регионе, предотвращая напряженность и межгрупповые конфликты между титульными этносами, которые имеют исторические корни.

Риски

Вытеснение русских с Кавказа сопровождается притоком кавказского населения в другие российские регионы, вызывающим межэтническую напряженность. После 2006-2007 годов поток внутренних мигрантов в значительной степени переориентировался с Центральной России на Сибирь, Урал, Поволжье. Как реакция - “кавказофобия” охватила почти все субъекты Российской Федерации. Люди под влиянием массовой истерии воспринимают кавказцев как угрозу собственной безопасности. События декабря 2010 года в Москве – результат этих процессов.
Поэтому предложение Александра Хлопонина стимулировать внутреннюю трудовую миграцию через вновь создаваемое Агентство трудовой миграции для трудоустройством кавказцев в других регионах России, прежде всего в государственных и окологосударственных крупных строительных проектах - выглядит весьма рискованным.
Агентство должно заключать договоры с работодателями на привлечение рабочей силы, контролировать соблюдение прав кавказских мигрантов: выплату зарплаты, условия проживания, питание и соблюдение техники безопасности. Предполагается, что кавказские гастарбайтеры могут занять 10 процентов рынка иностранной рабочей силы в России.
Думается, что и его предложения по стимулированию миграции русского населения на Северный Кавказ не слишком реализуемы. Какими пышками можно заманить туда людей, если там нищета, безработица, беззаконие, насилие? Не приходится же всерьез вспоминать практику царизма, или советских вождей. Или идеи об обеспечении физической защиты населения предоставлением русскому населению возможность реальной самозащиты через поддержку развития казачьих общин.

Фантазии

21 января 2011 года Владимир Путин на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО заявил, что надо искоренить всё то, что питает терроризм и экстремизм – бедность, безработицу, низкий уровень просвещения и образования, коррупцию, беззаконие.
Он сообщил о том, что в течение ближайших 10 лет планируется реализовать крупные проекты в сельском хозяйстве, ТЭК, строительстве, инфраструктуре, туризме, сформировать благоприятные условия для притока инвестиций, для роста малого и среднего предпринимательства. Только в 2011 году анонсирована реализация 37 крупных проектов с общим объёмом инвестиций 400 млрд рублей. 
На совещании по социально-экономическому развитию Северного Кавказа 6 сентября 2010 года была одобрена Стратегия развития СКФО до 2025 года. Северный Кавказ предполагается сделать ведущим центром лечебно-оздоровительного и горнолыжного туризма России и стран СНГ, поставщиком экологически чистых продуктов питания, транспортным узлом.
Предполагается, что регионы Северного Кавказа останутся аграрными, поэтому нужно создавать производственные цепочки, позволяющие эффективно перерабатывать местное сырье, обеспечивать хранение и дистрибуцию конечного продукта. В качестве примера преуспевающего производственного кластера авторы концепции называют алкогольный — «ликероводочное, коньячное, шампанское производства Дагестана, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии».
Особое внимание уделяется развитию туристско-рекреационного комплекса — кла-стеры лечебно-оздоровительного туризма (Ставрополь, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Серноводск), кластеры горного туризма (Архыз, Приэльбрусье, Матлас, Мамисон, Ведучи), пляжного туризма (Каспийское побережье).
Предполагается создание Агентства льготного ипотечного кредитования. Института развития СКФО на базе ВЭБа для курирования и подготовки инвестиционных проектов. Центра трансферта агротехнологий. Зон территориального развития, с таможенными и налоговыми льготами, бюджетными ассигнованиями Инвестфонда резидентам, госга-рантиями по кредитам, упрощенной арендой госсобственности, субсидиями на оплату тарифов ЖКХ и электроэнергетики. Государственные гарантии при реализации будут по-крывать 70% от всех расходов. Инструмент госгарантий принят за основу с целью стимулирования экономической активности в регионе.
Но в Стратегии основные социально-экономические показатели округа по самому оптимистическому сценарию заложены значительно ниже, чем в целом по России.
По состоянию на 2008 год отставание по ВРП СКФО от среднероссийского показате-ля в расчете на душу населения - в 3,1 раза. К 2025 году субъекты СКФО по показателю ВРП на душу населения будут отставать даже от среднероссийского уровня 2008 года.   
К 2025 году средняя номинальная начисленная заработная плата должна вырасти в СКФО с 9,6 до 23,8 тыс. руб. в месяц. Уже сейчас по России - около 24 тыс. руб.
На 1 мая 2010 года общее количество безработных (по методологии Международной организации труда) в СКФО составляло 766,6 тыс. человек, или 18% численности эко-номически активного населения (в среднем по РФ – 8,2%). Планируется за 15 лет создать не менее 400 тыс. новых рабочих мест, то есть безработицу уменьшить только наполовину.
Экономисты посчитали, что для создания фундамента экономического развития СКФО, сопоставимого со среднероссийским, отнюдь не блестящим, нужны триллионы рублей.
В 2000 году в региональные бюджеты Северного Кавказа направлено 15 млрд рублей. В 2010 году (в виде дотаций и межбюджетных трансфертов) - 180 млрд рублей.
Безработица на Северном Кавказе сократилась в 2010 году на 86,7 тысяч человек. Со-ответственно, одно рабочее место обошлось примерно в 2 млн. бюджетных рублей.
На 766,6 тыс. рабочих мест необходим весь ВВП РФ за 2010 год.
И где их собираются создавать, эти самые рабочие места?
В целом развивать регион предполагается в трех направлениях: легкая и пищевая промышленность, агропром и туризм. При этом ключевая роль в документе отводится именно туризму. Общая стоимость строительства пяти горнолыжных курортов на Северном Кавказе оценивается в 450 млрд рублей. Инфраструктуру стоимостью 60 млрд рублей государство готово взять на себя.
К 2020 году кавказские курорты, включая прибрежные кластеры, должны принимать до 10 млн туристов в год — в десять раз больше, чем сейчас. Туризм должен удвоить эконо-мику республик и побороть безработицу.
В этой сфере на Северном Кавказе может быть создано около 200 тысяч новых рабо-чих мест.
По некоторым оценкам, к 2020 году понадобиться более 1 млн. новых рабочих мест.
Более того, при внедрении современных технологий в АПК потребность в рабочих руках резко сокращается.
Так что вопросы, как побороть безработицу и бедность остаются пока без ответов

Президент совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» (управляющая компания) Ахмед Билалов обещает привлечь на Кавказ партнеров с мировыми брендами — экспертов, подрядчиков, стратегических инвесторов. Вопросы безопасности и сервиса, как уверяет Билалов, не должны волновать инвесторов. Он ссылается на то, что в Египте, Малайзии, Мексике и Марокко сопоставимые с российским уровень коррупции и эффективность силовых структур, но с безопасностью в турзонах там справляются довольно успешно.
По поводу безопасности в Египте, Мексике – сильно сказано.
По логике вещей, курорты хотят превратить в анклавы, огороженные чуть ли не ко-лючей проволокой.

О Чечне курортной.

В мае 2004 года тогдашний и.о. министра экономического развития Герман Греф, докладывая президенту РФ о результатах поездки в Чеченскую республику, предложил в несколько раз, против 3,5 млрд. руб., увеличить финансирование федеральной программы восстановления республики. 
Кроме ФЦП существовал бюджет республики, внебюджетные фонды, средства единого социального налога и инвестиции естественных монополий в свои инфраструктуры в республике. В общей сложности республика получала от центра примерно 20 млрд руб. в год (а по оценке бывшего министра федерального правительства по Чечне Станислава Ильясова – 30 млрд. руб.).
В октябре 2006 года Рамзан Кадыров представил проект программы социально-экономического развития Чечни на 2008-2011 годы, предусматривавший семикратное уве-личение финансирования Чечни из федерального центра. 
И оценил этот проект в 180,6 млрд рублей. Из которых 142,3 млрд - федеральный центр, 38,3 млрд. руб. - собственные доходы Чечни. Путин согласился на 120 млрд руб. из федерального бюджета.
В 2006 году 76% населения Чеченской республики были безработными.
Уровень общей безработицы в соответствии с данными органов службы занятости на 1 декабря 2009 года составлял в Чеченской республике 45,5%.
При общей численности трудовых ресурсов Чеченской республики в 720 тыс. человек число только зарегистрированных безработных - 297 тыс. человек.
Занятая часть населения Чечни - служащие государственных и административных ор-ганов, работники правоохранительных структур, учителя, врачи, работники аграрного сектора, представители малого бизнеса и сферы услуг.
Чеченская республика стоит на первом месте по федеральному финансированию.
Табл.
Регионы–лидеры по федеральному финансированию в 2009 году.
 Регион             финансирование, млрд руб.  Доля фед.финанс. в доходах бюджета, %
1.Чеченская Республика       57,1                90,1
2.Московская область      48,5                13,8
3.Республика Дагестан       47,8                76,6
4.Республика Саха (Якутия)   46,1                53,4
5.Красноярский край      40,7                28,2
6.Санкт-Петербург      39,4                14,0
7.Ростовская область      38,8                34,3
8.Республика Татарстан      36,5                32,7
9.Алтайский край      36,0                53,9
10.Москва              35,0                3,6
 
Табл.
Регионы–лидеры по федеральному финансированию на душу населения
 Регион       Финансирование, тыс. руб. Доля фед.финанс. в доходах бюджета, %
1.Чукотский АО               149,2                44,5
2.Ненецкий АО                79,6                32,8
3.Магаданская область        64,4                56,5
4.Камчатский край        62,5                57,7
5.Республика Саха (Якутия) 48,5                53,4
6.Чеченская Республика        46,1                90,1
7.Республика Алтай        41,1                76,3
8.Республика Тува        39,7                79,1
9.Республика Ингушетия         24,4                90,7
10.Республика Калмыкия        24,2                67,1

Власти Чечни рассчитывают на получение из бюджета РФ до 80% средств для формирования стратегии развития Чечни, призванной к 2020 году сделать из дотационной республики промышленно развитый регион. Стоимость стратегии - 180 млрд. руб.
Стратегия включает в себя 41 инвестиционный проект в сфере ТЭК, автопрома, АПК, транспорта и связи. Утверждается, что если их реализовать, республика станет самодоста-точным регионом с инновационной экономикой.
Да, именно так, самодостаточным, и инновационным.
Чечня вошла в десятку участников федеральной целевой программы "Развитие внут-реннего и въездного туризма в РФ на 2011-2016 годы".
Презентация инвестиционных туристских проектов прошла в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики России. Были представлены предложения по строительству зоны отдыха в Итум-Калинском районе, восстановление бывшей базы олимпийского резерва на высокогорном озере Кезеной-Ам в Веденском районе, создание баз отдыха с канатными дорогами и лыжными трассами в горных районах республики и другие.

Как будет ситуация развиваться – посмотрим. Но методы, о которых мы говорили, кажутся не очень пригодными.