Как покупать машину в США

Валерий Аллин
(http://val000.livejournal.com/64447.html , http://val000.livejournal.com/64752.html)

На первый взгляд США может показаться очень неуютной страной. Всё меняется, когда Вы садитесь за руль. Это страна автомобилистов. Здесь водят даже старички и старушки, которые с трудом могут ходить. Машина резко «сокращает» расстояния, и любой мегаполис превращается в маленький и уютный городок, в котором в любую сторону не более получаса езды. Приезжему на длительный срок я всегда рекомендую покупать машину как можно скорее. Если человек уедет из США так и не став водителем, и не купив машины, то страна, скорее всего, навсегда останется в его памяти крайне негостеприимной.

Казалось бы, если есть деньги, купить машину в США проще простого. Я участвовал в покупках более 20 подержанных и новых машин. Люди делают массу ошибок. Главное - если вы живёте в США менее 3-4 лет, посоветуйтесь со «старожилами» - не пожалеете. Ни в коем случае нельзя советоваться с американцами: как правило, они подсказывают совсем не то (Вы купите «Форд», или «Шевролет»). Причин тому много, и я не хотел бы сейчас углубляться в их анализ.

Машину можно взять в аренду (лиз), или купить. В лиз - это не на прокат. Прокат дороже в 2-4 раза. Человек, берущий машину в лиз, как бы покупает её с гарантией того, что продавец возьмёт её обратно через 3-5 лет за заранее установленную цену. Машину можно оставить себе, выплатив остаток. Если нарушены условия контракта (сохранность машины, километраж и т.д.), то вам при возврате машины заплатят гораздо меньше. Я так и не понял, в чём выгода лиза для обеих сторон, но хлопот с такой машиной, возможно, меньше.


Деньги.

Для покупки машины в США нужны наличные, или хорошая кредитная история. У прибывших на работу, как правило, нет ни того, ни другого. Выход - Credit union (Кредитный потребительский кооператив граждан). Такие кредитные союзы есть при каждом крупном предприятии. Они - не банки, а скорее кассы взаимопомощи. Если у Вас есть контракт с предприятием (в моё время это была так называемая Pink form – форма на визовый статус J-1), то Вы можете покупать машину, как только сдадите правила дорожного движения. Процент будет высоким (в нашем университете был 10.5%), но ни один банк не даст Вам и этого.


Подержанная или новая.

Если у Вас есть возможность получить кредит, то, на мой взгляд, лучше покупать новую машину, даже если Вы только что научились водить. Обычно люди покупают старую под предлогом, что жалко машину. Жалко должно быть себя – новую машину на моей памяти ещё никто не разбил, а колёса у старых на ходу отваливались. По некоторым причинам купить хорошую старую машину практически невозможно, если Вы не покупаете машину из класса люкс. Эти машины не продаются, а, скорее, меняются на новые. Машины подешевле не продают, пока они не начинают «сыпаться». Конечно, бывают исключения (например, хозяин машины умер, возвращается на родину, или по окончанию университета покупает себе новую машину), но я видел мало везунчиков. Самому мне не повезло два раза, после чего я подержанные машины больше не покупал.


Как выбирать машину.

Прежде всего надо выбрать марку. Каждый год «Сonsumer reports» издаёт отдельный выпуск с описанием всех марок машин, продающихся в США. Самое ценное в нём – ломаемость машин по основным «узлам» за последние 10 лет. Вы можете увидеть проблемы, с которыми Вам предстоит столкнуться. В этом смысле с конца прошлого века никакой альтернативы «Тойоте» и «Хонде» пока не было. Если «Сonsumer reports» по какой-то причине недоступен, посмотрите оценку автомобиля на intellichoice.com. Но даже после этого на смотрины очень хорошо взять с собой лучшего из друзей специалиста. Машину ищут по объявлениям (например, в «Thrifty Nickel»), или просто едут смотреть по диллерам.

Подержанную машину берут с рук или у дилера. Любая такая машина имеет 3 цены: минимальная – то, что за машину легко получит банк в случае невыплаты кредита, максимальная, которую просит дилер, и средняя, на которую обычно сговариваются при покупке с рук. Цены эти можно найти в «Голубой книге» (“Blue book”). Её интернетный сайт не показывает «банковскую» цену, а сразу говорит о продажной и покупной стоимости машины. В любом случае, покупать подержанную машину гораздо дешевле с рук, но с предварительной проверкой машины у механика. Торговаться нужно только, если Вы действительно берёте машину, и с указанием конкретных её недостатков (причины для снижения цены). Это имеет отношение и к новым машинам, но делается немного по-другому.

Три последних раза, когда я помогал покупать старую машину, мы так ничего и не купили, поскольку все машины имели хорошо скрытые недостатки. Главная – машина была в аварии. Выяснить это можно оn-line (Vehicle History Report) долларов за 20 по индивидуальному номеру машины (под лобовым стеклом), или заглянув внутрь (в багажнике посмотреть под коврики (искать сварные швы), под капотом смотреть на фары: если одна из них новая, значит машина битая). Это не значит, что она плохая, но вероятность частого ремонта будет высока, к тому же такая машина сразу стоит на 500-1000$ меньше. Поэтому дилеры врут, что машина не была в аварии прямо в глаза. В моё время (1995 – 2000) американская машина старше 10 лет (но < 100000 миль хода) на ходу и с работающим кондиционером стоила не менее 1500$, а японская - не менее 2000$.

Особое подозрение должны вызывать свежая покраска (возможно машина была в аварии) и чисто вымытый двигатель (двигатель, возможно, течёт). При автоматической коробке передач хорошо заехать в трансмиссионную мастерскую и попросить оценить состояние коробки. Машина не должна дёргаться при переключении передач, но «выравнивание устьев тарелок» - самая дешёвая из трансмиссионных процедур.

Если у Вас выбор между «Фордом» и «Шевролетом», имейте в виду, что трансмиссия летит через 60-70 тысяч миль, и её лучше не ремонтировать: это очень дорого и очень ненадёжно. В этом смысле лучше отдать предпочтение «Шевролету»: его новая коробка-автомат почти в три раза дешевле. То есть при покупке подержанной машины в плюс можно занести новую коробку передач. Хорошо, если будут новые скаты, и недавно заменён тайминг бэлт (ремень газораспределительного механизма). Замена последнего иногда стоит до 600$, а делать это нужно не позже, чем через 90 тысяч миль пробега. Я не рекомендовал бы без крайней необходимости покупать подержанную машину.


Покупка новой машины.

Покупка новой машины отличается от покупки подержанной только тем, что надо более основательно подготовиться к разговору с дилером. Для этого надо:
1. Выбрать не одну марку машины, а как минимум две одного класса (например, Хонда «Аккорд» и Тойота «Камри»).
2. Найти центры по их продаже, которые не принадлежат одному хозяину. В большом городе можно смотреть одинаковые машины, но обязательно у разных хозяев.
3. Узнать настоящую цену машины (invoice price). Инвойс – та цена, которую дилер заплатил за машину производителю. Дилер обязан её назвать. Инвойс раньше можно было найти и в интернете (на том же edmunds.com), но каждая машина имеет свои добавочные «примочки» (пакеты) и, поэтому у каждой свой инвойс. К инвойсу надо добавить 500$, которые дилер заплатил за её доставку. Получится цена, ниже которой дилер практически никогда не опускается.
4. Изучите пакеты, с которыми продаются машины, гарантии, сильные и слабые стороны.
5. Надо поездить на обеих машинах и решить, какую вы берёте. Вы должны чувствовать, что это «ваша машина»: там всё должно вас удовлетворять. Ни в коем случае не говорите дилеру, что вы выбрали.

Один из моих приятелей работал дилером в США и раскрыл мне несколько секретов:
1. То, что говорят дилеры, не имеет никакого отношения к действительности. Их задача – продать машину как можно дороже.
2. Первая цена, которую вы видите примерно на 1000$ для подержанных и на 3000$ для новых машин выше цены, за которую дилер в принципе согласен её продать.
3. Дилеры и подержанных, и новых машин хорошо подготовлены психологически к раскрутке покупателя. Не устанавливайте с ними эмоциональный контакт – вам это будет дорого стоить. На покупку машины надо идти без детей (через них будет идти главная атака на ваш кошелёк) и лучше без жены.
4. Нельзя отвечать на вопросы дилера «За какую цену вы хотите взять машину?» и «Нравится ли она?». Это зацепки на раскрутку. Держите дистанцию. Отвечайте, например, что хотите заплатить минимально возможную цену, и, что машина хорошая, но вы её сравниваете с другой (выбранной изначально!).


Как торговаться.

Нельзя начинать торговаться, если Вы не решились покупать машину в тот же день. Просто так никто не будет сбавлять цену. Начинать говорить лучше с сообщения о том, что вы выбрали такие-то машины и сегодня одну из них купите. Можно сразу предлагать заплатить только размер инвойс. Даже при том, что дилер сам заплатил за машину эти деньги, ему выгодно продать машину даже за туже цену, поскольку (1) дилер получает 2-3% от производителя за каждую проданную машину, и (2) основной доход дилер получает не от продажи машины, а от того, что пока машина на гарантии, вы наверняка будете пользоваться его специализированными мастерскими.


Ошибки.

1. Во время покупки. Покупка в чужом штате приведёт к необходимой регистрации машины по месту жительства. Позарившись на дешёвую машину в другом штате, узнайте, сколько стоит регистрация. Не берите машину с затемнёнными стёклами: во многих штатах действуют свои нормы её прозрачности. Так, один мой приятель для регистрации лезвием сдирал с её окон тёмную плёнку.

2. Не приглашайте проверять машину приятеля-американца: возможны языковые недоразумения. Кроме того, американцы относятся к подобным предложениям очень серьёзно и от этого формально, тогда как русский выскажет вам кучу своих подозрений. Например, если американец говорит, что двигатель хороший, это значит, что он хороший прямо сейчас. О будущем его надо спрашивать отдельно. «Хорошая машина, надо брать» в устах американца не значит, что цена ей соответствует. Один мой американский приятель дальнобойщик на мой вопрос: «Как ты допустил, что мои русские друзья заплатили в полтора раза более высокую цену»?, ответил, что цена была завышенная, но они его о цене не спрашивали.