Кутузовские леденцы. Император Александр I

Лиля Зиль
               


Было то, не было, а двести лет минуло.

В некотором царстве, в некотором государстве Расейском правил тогда император Александр Палыч. Подданные царя любили и Благословенным звали. А тут и случись война с французом.

И стала наша армия отступать. Понял царь-батюшка, что при войне Отечественной фельдмаршалом должен стоять русский. А где же его взять, русского, когда все бестолковы и пьяницы?

Тут ему про Кутузова вспоминают.  Вот он таков, что и водку не больно пьет, да и не совсем дурак. Одна печаль, до женского полу слаб.

- Ну, это беда не столь большой руки, - решил император, еще о проделках того не зная. А это тем более, что и  сам любил с фрейлинами амуры крутить. Так и стал Кутузов фельдмаршалом и начальников командиром.

Время идет, а француз не унимается. Бонапарт совсем обнаглел, уже пол-России занял. Кутузовская  же рекогносцировка никак с местом для генеральной баталии не определится.

Дернул себя царь за ус.
- Карету! – повелел. И направился в войско  самодержвно всё на месте проверить. Духом Виктории победоносной защитников Отечества заряжать.

Как подъехал он к полкам, стало быть, на землю сходит. А тут ему солдатик в ноги бросается.

Император  поморщился, на охрану глянул с укоризною. А потом вздохнул и говорит ласково:

-Ну, сказывай своё горе, служивый. Да половчее, потому как временем не располагаю в заботах государственных.

Тут и началось, поехало.

Вот, что узнали.

***

- И не солдатик, я - девица. Зовут Василисою. Из дому похищена родителева при Каушанах, где войско наше стояло. Было мне, дитятке, двенадцать лет. В малолетстве горя  не ведала.

В услужение Кутузову отдали. Как привели к генералу, тот на меня всё зенки пялил. А потом и говорит, смеётся:

- Будешь у меня, как сыр в масле кататься, ни в чём отказу не зная. Станешь жить припеваючи и сердечко тешить. Птичкой Божьей порхай, без трудов и забот каждодневных, пока не прискучишь.

А то мне всё более девочки нравятся, что не успели  красою дородной дозреть. И  ты, боюсь, повзрослеешь.

 - Хорошо,- говорю,- я согласная, птичкою. Только дозволь, барин, домой за куклой сбегать и тятеньку о счастье своем уведомить.


-Не нужна будет кукла. Потому как с бесенком своим познакомлю. Станешь его ласкать и холить, поцелуями баловать. Он за то тебя леденцом каждый раз одарит.


Я не поняла сначала и согласилась в неведении малолетнем. Записали меня в солдаты, Василием Ивановым. Волосы остригли, в форму вырядили. Увезли со сторонушки любимой, и теперь я в войске. При ироде ординарцем его состою.

Пробовала было бежать, да куда там. Западня-злодейка захлопнулась, среди бела дня я в силки попала.

За леденцы эти и Боженьку ненавижу. Ведь Сына Своего каждодневно так не позорил.

И зовут меня здесь непотребно: Сосулькою.

Только ни в чем я не виноватая. А внизу я девица честная, потому как изверг из-за полноты своей не добрался.

 
***

Как услышал такое царь, гневается. На свиту глянул, себя за ус дернул, давай ругаться. Неблагонамеренные речи вел, вольнодумные. Сердца зажигал словами. 

- Простой люд до положения скотов низведен! Барство дикое закон правит, от царева отличный! Помещики, отцы народа, его, дитятку, малых сих, развращают!

- Ужо Вам, мерзавцы, дождетесь!!!

Разволновался Александр Палыч, кулаком кому-то неведомому грозит. А потом слезу императорскую уронил. Благосклонно проникся участием.

- Слухами о злодействе земля полнится! Краем уха слыхал, теперь досадую, что не придал значения. За страдания, девочка, готов я, царь, в ножки тебе кланяться. Асмодей и обидчик злой, деток растлитель на миру лютой кары заслуживает. И в том слово даю. За униженья горестные с ним со временем поквитаюсь.

- Вот и перстень с моей руки,- царь пожаловал.- Схорони его в месте укромном. Должно того на всю жизнь хватить, но то после, когда образуется. 

- А кроме дарить щас нечего, - он посетовал.- Изменений в положении отчаянном не жди. Время нынче лихое, страна пребывает в опасности. Судьбоносный час для России настал, испытаний година.

Отними я  игрушку у подлеца, тот расстроится и кампанию проиграет.
Неровен час, не смею Отечеством рисковать.

- Больше тебе скажу, солдатик. Ты уж постарайся во дни эти свою лепту внесть в дело победы всеобщей. Аспида как след ублажи, раз так сталось. Авось дух в нем поднимется ратный. А то вижу, Буонапарта боится и все с битвою главной тянет,- царь посетовал.

Обнял Александр Палыч солдатика и к груди прижал. Тот заплакал тогда, Василиса, и скажи:
- За Отечество любимое сумею как могу, по- бабьи, постоять. В том и сумлениев не знайте, величество! Уж я-то за нее, родину, леденцов Кутузовских откушаю!

***


Известно в веках потомкам, что при Бородино Кутузов был тверд характером. В том и Василисы заслуга немалая, как теперь знаем.

Спустя год уже царь-император слово сдержал. Самолично поход против супостата  в Париж возглавил. Кутузова же отстранил за ненадобностью.

Светлейший князь Смоленский так из-за всех этих дел расстроился, что и почил в Бозе. Перед смертью о Василисе не забыл, отписав ей 500 рублей золотом. Как потом стряпчие дознались, таких денег у фельдмаршала отродясь не было. Император тогда распорядился из государевой казны долг Кутузова выплатить.

На сем следы Василисы теряются. Должно быть, вернулась в Каушаны, где не бедствовала.