Помолись за меня мама

Виктор Кутырь
События вымышлены, совпадения случайны.


"Помолись за меня, мама..."


Своей матери, Кутырь Ольге Николаевне, посвящаю.


Мама...
Мама, помолись за меня...
Мама, помолись за своего непутевого сына...
Мама, я знаю, что ты меня всегда ждешь...
Мама, я знаю, что ты меня любишь...
Мама, я знаю, что ты мне веришь, несмотря ни на что...
Мама, помолись за меня...
Мама...
                …

Разве мог я себе представить, что пройдет время, и я буду вспоминать с тоской , как сел в поезд, который унёс меня в другую жизнь?
Разве мог я себе представить, что скандал, который я устроил родителям при отъезде в «большой город», станет для меня новой отправной точкой в моих взаимоотношениях с родителями?
Разве мог я себе всё это представить?
Конечно, нет! Ведь юношеский максимализм, который прёт через край, не даёт здраво рассуждать. Детские обиды на родителей. Желание добиться всего самому. Мысли о том, что «они» ничего не понимают. Я уже взрослый и позабочусь о себе сам, да мало ли ещё чего будоражит юный неокрепший мозг.
Истинную ценность своих родителей начинаешь понимать только тогда, когда сам становишься отцом, когда сталкиваешься с такими же проблемами, какие были у них. Ты начинаешь понимать своих родителей, когда твои дети не хотят тебя слушать и верить тебе.
                ...

Мы вернулись домой по замене и, отгуляв положенные дни, вышли на службу. В этот день ничего не предвещало беды. Информация о том, что мы понесли потери «там», обрушилась как гром среди ясного неба. Подрыв. Погибли два бойца из нашего батальона. Почти половина дня прошла в выяснениях (что, где и как).
Во второй половине дня, комбат срочно собрал офицеров и стал ставить задачи. Кому на службу, кому в наряды, кому на проверки, только меня всё обходил стороной. Я уж было обрадовался. А зря.
- Товарищи офицеры, если нет вопросов, все свободны.
- Разрешите идти, - сказал я, встав из-за стола.
- Задержись, у меня к тебе будет поручение, - ответил мне комбат, и я вынужден был снова сесть.
- Чай, кофе будешь? - спросил он.
- От кофе не откажусь.
Комбат сам заварил кофе, разлил по чашкам и предложил мне. Наслаждаясь ароматом кофе, я стал сверлить взглядом своего командира, пытаясь понять, почему обо мне такая забота. Комбат молчал, и я молча пил свой кофе. Вдруг он посмотрел мне в глаза и сказал:
- Я хочу, чтоб ты выполнил одно поручение.
- Хорошо.
- Тебе нужно поехать к родителям сержанта… и сообщить, что их сын погиб.
- А почему я?
- Потому что я тебе доверяю и ты справишься.
«Вот тебе раз», - подумал я. Меня всегда напрягало, что мне доверяют. На самом деле я к такой миссии был просто неготов. Что сказать? Как сказать? Что делать и как поступать в такой ситуации?
- Товарищ майор, я не смогу, - после некоторого раздумья сказал я.
- Сможешь. Я знаю, ты справишься.
- Тащ майор...
- Всё! - отрезал мой командир. - Я так решил. Поедешь ты. Сейчас переодеваться. Машина будет готова через полчаса. Возьмешь адрес у писаря. Да! Ещё с тобой поедет замполит из его роты. И... Удачи тебе.
- Есть! - сказал я, приложил руку к головному убору, развернулся и вышел.
Делать было нечего. Надо было собираться. Я собирался, а мысли в моей голове проносились с молниеносной быстротой, но...
Я не знал, что я буду говорить родителям погибшего...

Мы едем в машине с водителем и замполитом роты. Я пытаюсь вызубрить, как зовут отца и мать родителей погибшего, и меня раздражает все вокруг: музыка, разговоры. Поняв моё настроение, все старались вести себя потише, а я ехал и думал, но в голову ничего не приходило. Доехав до места, мы долго не могли найти нужный подъезд. Чертова нумерация в этих старых домах.
- Может, спросим у кого-нибудь? - сказал замполит.
- Нет! Военный не должен спрашивать, особенно мы с тобой, одетые в милицейскую форму. Мы должны знать, куда идти.
Через некоторое время мы нашли нужную квартиру. Я стоял в нерешительности. Не мог постучать в дверь. Я был не готов к этому.
- Как ты думаешь, кто откроет дверь? - спросил замполит.
- Лучше будет, если откроет отец, - ответил я и постучал в дверь. Нам открыла молоденькая девушка.
- Здравствуйте, - сказала она. - Вы по какому вопросу?
- Нам нужен Николай Александрович, - ответил я.
- Мишка опять что-то натворил?
- Нам нужен Николай Александрович, - словно не услышав вопроса, повторил я.
- Его сейчас нет дома.
- Кто там пришел? - раздался женский голос из квартиры.
- Тут к папе пришли милиционеры.
Женщина средних лет вышла в коридор и, посмотрев на нас, сказала:
- Мужа сейчас нет, он скоро подойдет. Что случилось?
- Зинаида Ивановна? – уточнил я.
- Да!
- Зинаида Ивановна, плохие новости, Ваш сын Михаил Николаевич сегодня утром погиб, выполняя свой долг...
- Нет! - она попятилась от меня как от прокаженного. - НЕТ! Этого не может быть!
- Мне очень жаль...
- Это же мой сын, Вы не можете так говорить... Нина... Нина...
- Мама!!! Мамочка!!! - выкрикнула девушка и разрыдалась.
- Зинаида Ивановна, мы окажем Вам помощь... - мою речь прервала хлесткая пощёчина.
- Ты не можешь так говорить про моего сына... - слезы лились по её лицу ручьём, она смотрела мне в глаза и всё пыталась наотмашь бить меня по лицу.
- Зинаида Ивановна, с Вами свяжутся... - пытался говорить я, стойко перенося её пощечины.
- Замолчите... Нина скажи им, чтоб они замолчали, - женщина упала на пол и стала биться в истерике. Её дочь пыталась поднять убитую горем мать с пола.
- Зинаида Ивановна, мы можем Вам чем-то сейчас помочь? - спросил я, а у самого уже не оставалось сил стоять.
Женщина резко поднялась с пола. Предо мной стояла поседевшая старуха. В её глазах была ненависть...
- Вы? Вы мне помочь? Вы уже отняли моего сына. Пошли вон!
Я пулей вылетел в подъезд. Гнев клокотал во мне. Распсиховавшись, я стал лупить что есть силы во входную дверь, не чувствуя боли.
Я не знаю, как мы приехали в часть. Для меня всё было как в тумане. Лицо горело, из разбитой руки текла кровь. Я ворвался в канцелярию словно ураган. Все вскочили со своих мест.
- Командир, что случилось? - подал голос старшина.
- Водки! Быстро!
- Что случилось?
- Я не понял, почему ты ещё здесь? Я что-то сказал непонятно? Водки! Бегом!
Из канцелярии всех как ветром сдуло. Старшина вернулся очень быстро с бутылкой водки, откупорил её и налил мне. Я выпил, но крепости не почувствовал. Выхватил бутылку у старшины и стал жадно пить из горлышка. Водка не брала. Старшина отобрал бутылку, налил себе и мне, протянул стакан и сказал:
- Командир ты не виноват, что тебе досталась такая участь – нести страшную весть.
- Ты думаешь мне от этого легче?
Я взял в руку бутылку с остатками водки и закрылся в канцелярии, выпроводив старшину. В этот день я был не в себе, но именно в этот день, заливая боль водкой, я впервые представил себе, что вот так могли прийти к моим родителям и принести им страшную весть. Как бы им было больно? Как бы мама с папой восприняли это известие? А с женой что было бы? А мой ребенок? Моему сыну всего третий год? Он бы, наверное, и не запомнил меня?
Вечером я позвонил родителям и попросил у них прощения.
- Станешь сам отцом, поймешь меня, - сказала мама.

                ...

Сыну исполнилось 19 лет. Еще недавно он был крохотным человечком, его ножка была не больше моего мизинца, а теперь это здоровенный бугай. Родители для него не авторитет – это же «старики», и они ничего не понимают в жизни. Юношеский максимализм прёт из всех щелей. Зачастую поступает назло отцу и пытается доказать мне, что он может всё сам. Он живёт своей жизнью и у него своё её понимание.
Бросил институт и сказал, что пойдет служить. Я в душе был, конечно, рад, что из него растет не какой-то хлюпик, что он может за себя постоять, что может принять решение. Несмотря на причитания жены, я поддержал его решение пойти служить. Конечно, втайне от него я посодействовал, чтоб попал он служить куда надо. Пусть это была не элита и гордость наших вооруженных сил, но я решил, что отряд спецназа внутренних войск все-таки достойное испытание для моего сына...
Я с долей усмешки смотрел на моего лопоухого солдата, который, пытаясь чеканить строевой шаг, подошёл к столу и, взяв в руки текст Присяги, стал её читать. Меня как отца распирала гордость: мой сын – защитник Отечества. У меня даже навернулись слёзы, не говоря уже про жену.
Служба была у него не сахар. Видел – терпит. Чувствовал, что тяжело ему, но сам себе дал зарок, что помогать и содействовать ему не буду. Заработал увольнение – молодец, не смог – паши, как «папа Карло».
Однажды вечером мы с женой собирались уже ужинать, как в мою дверь постучали. Постучали, а не позвонили. Тревога в моём сердце забила набатом, я открыл дверь. На пороге стояли два офицера.
- Витольд Брониславович?
- Да! Что с сыном? - спросил я.
- Ваш сын...
- Что с Мишей? - из-за плеча спросила жена.
- Вы только не волнуйтесь...
После этих слов жена упала в обморок. Я стал её приводить в чувство и, уже почти крича, спросил:
- Что с сыном?
- Он получил ранение и сейчас в госпитале...

…Как томительно ожидание. Я уже вторые сутки не сплю. Мы с женой приехали на машине в Москву. Как я несся по трассе, даже рассказывать не стоит. Дежурного на КПП за медлительность я готов был порвать в клочья. Практически бегом мы попадаем в палату. Мишка лежит в кровати, а его нога «на вытяжке».
- Живой... - всё, что я смог сказать.
- Нормально, батя, ты только не переживай...


…Дай волю жене, она бы осталась в госпитале до выписки, но надо ехать домой. Жена внизу ждёт, а мы прощаемся с сыном.
- Батя, у меня всё будет нормально, ты, самое главное, не переживай, - озорные его глаза смотрят на меня, - маму успокой.
- Я постараюсь, но ты знаешь нашу маму.
- Бать, почему она так убивается? Я же живой?
- Вот станешь отцом, тогда всё поймешь...



Отец уже давно умер, а мама живет далеко от нас. Вечером я позвонил маме. Она слушала. А я говорил:
- Мама…
- Мама, помолись за меня...
- Мама, помолись за своего непутевого сына...
- Мама, я знаю, что ты меня всегда ждешь...
- Мама, я знаю, что ты меня любишь...
- Мама, я знаю, что ты мне веришь, не смотря ни на что...
- Мама, помолись за меня...
- Мама...
 
Я не знал, что ещё сказать, и тут на другом конце провода я услышал:
- Я молюсь за тебя, сынок.
- Мамочка, спасибо тебе...