Царевна-лягушка

Екатерина Петрашко
               
Сталинская высотка в одном из районов Москвы. Панорама на окна  дома.
Довольно уютная комната не блещет роскошью. Обстановка состоит из старой потрепанной мебели. На книжных стеллажах много книг. На стене висит картина.  Две женщины накрывают праздничный стол. Мы попадаем в середину разговора и слышим завершение фразы.

Мать, накрывая на стол, продолжала свою мысль, -…и отец не сможет сюда подъехать, а мы хотели вместе преподнести подарки, мы вообще думали отметить в ресторане или дома. И что ты упёрлась в бабушкину квартиру? Она твоя и будет твоей, а без родителей, ну можно же и в ресторане. И вылези, наконец, из бабушкиного кресла, ты же знаешь, я терпеть этого не могу, как маленькая, а ещё актрисой собралась стать.

Марина развозила ножи и вилки, сидя  в инвалидном кресле. Она любила в нём кататься с детства. Ещё когда была жива бабушка, Марина часто каталась в кресле, ей хотелось понять, как это быть бабушкой Леной. Бабуля не одобряла внучкиных «поездок», но под нажимом Маринкиного нытья и слёз сдавалась. Марину баловали всей семьёй. В детстве казалось глупым не пользоваться этим.

- Тебе сегодня 18 лет и пора уже как-то взрослеть, становиться ответственной, ведь мы с отцом тебе доверяем. Ты же знаешь, мы ремонт хотим тут сделать, купить тебе новую мебель. Вот выйдешь замуж и переедешь сюда совсем, а пока, не нравится мне твоя затея с независимым днём рождения! Мы вот и шампанское там купили и вино, но я не знаю, насколько взрослы твои гости, ответственны…

- Мам, вы сегодня подарили мне АВТО-МО-БИЛЬ ! И ты что же боишься, что я его пропью? Сегодня же?  Не волнуйся, это будет только завтра. Опохмелиться там…
- Не кривляйся, вот станешь матерью, поймёшь! Избаловали мы тебя….
Марина встала из кресла, подошла и обняла мать.

- Ма, понимаешь, я очень тебя люблю. И очень любила бабушку, а ремонт… понимаешь, мне кажется, что если я перекрашу стены, выброшу мебель, то предам свои детские мечты, воспоминания. Вот посмотри, эту картину я нарисовала в пятом классе. Называется «Царевна-лягушка», я знаю, что тебе не нравится, а для меня это момент превращения. А там платочек под стеклом я его вышивала  во втором. Вы же с отцом, то в командировках, то ссорились и разводились целый год, а я жила здесь и пусть этот дом старый, он – мой, родной. А день рождения… ну не ухожу же я от вас. Всё будет хорошо, мам!

- Ты прости меня,  Маришка,  но волнуюсь я, отдавая тебе твою жизнь! Мы столько сил потратили, что бы ты состоялась, как личность, как человек. И бабушка  не жалела себя, чтобы ты получилась. Да у нас были разные времена, но как только появлялась возможность, мы с отцом неслись сюда, чтобы повидать тебя, чтобы помочь и разгрузить бабулю.

  Утром Марина сквозь тяжелый сон слышала, как девчонки собирали и мыли посуду. Машка даже взывала к её совести, требуя помочь. Пыталась припугнуть, что скоро явится мать. Марина не могла разлепить глаза и совесть её не мучила. Неожиданно прямо в ухе раздался Гришкин голос.
-Мусор вынесешь сама, он в мешке, в прихожей. Развеешься заодно.  Слушай, может тебе под горячий душ? Совсем плохо? Говорили тебе вчера, не умеешь петь - не пей! И кому ты чего доказывала?
-Маме, наверное, с трудом произнесла Марина. Ладно, ребята, вы идите. Я просплюсь и до-у-би-раю... Спасибо вам и что пришли, и что убрали. Ведь было же весело?

Хлопнула входная дверь. Марина в кресле поехала на кухню, к минералке. Когда она допивала второй стакан, дверь хлопнула ещё раз.
- Забыли что-то, - подумала Марина и покатила встретить ребят.
На пороге стоял незнакомый парень. Торопясь и заикаясь, он произнёс

- Я по объявлению, …давайте знакомиться. Я - Миша, то есть Михаил Павлович. Я, то есть Вы мне звонили, а где же ваш мальчик? И дверь у Вас нараспашку…

-Меня зовут Марина.  Может хоть, намекнёшь, что за объявление?
- Ну...я - репетитор...заниматься…пре-по-да-вать.
- Слушай, а будь человеком, вынеси мусор, видишь пакет какой здоровый? А мальчик твой живёт выше этажом. У нас просто номер от квартиры отвалился, вот ты и ошибся. Бывает, не парься.

 Парень схватил мешок и побежал вниз, Марина вслед поблагодарила и закрыла дверь.
Она прослушала топот вниз, потом почти сразу вверх и, разворачивая коляску, поняла, что звук шагов закончился у неё под дверью. Не вставая с кресла, Марина приоткрыла дверь.
Парень стоял с протянутой к дверному звонку рукой, не решаясь позвонить. От неожиданности он вздрогнул, отдёрнул руку и залепетал.

- Я тут это,…буду раз в неделю,… могу… там…мусор…или…? и он отрицательно помотал головой.
Только сейчас до Марины дошло, что всё это время она оставалась в коляске и парень совершенно искренне предлагает помощь девушке - инвалиду.

Ей вдруг стало смешно и интересно. Она увидела ситуацию как бы снаружи.
-Можешь…там…мусор…или, - сказала она, передразнивая парня.

Уже, уходя из квартиры, Марина нашла около двери записочку. Видимо человек не решился позвонить, и просунул письмо в щель. «Во вторник, в пять» гласило послание.
Сидя в кафе, Марина рассказывала обо всём происшедшем Машке.

- Понимаешь, мой вид, с похмелья его добил, ведь страдание на моём нетрезвом лице было неподдельное! Маш, ну не морщись, ну смешно же..! Её и саму что-то карябало внутри, что-то было во всём этом неправильное, непорядочное, но вчерашняя алкогольная бравада плавно переросла в трезвую. Так хотелось доказать, что всё просто!  Марина громче, чем нужно смеялась и продолжала.

-Понимаешь, я же актрисой хочу стать, а он будет мой первый зритель. Мне же интересно, смогу я или нет сыграть в этой пьесе? Я ему потом всё объясню, и мы посмеёмся вместе.
 Кажется, она так и не смогла убедить ни Машку, ни себя, но во вторник,  убирая бабушкину квартиру, Марина сочиняла легенду.

Родителей она решила на время «похоронить», а вот бабушкину домохозяйку воскресить, ну не может же быть совсем одинокой девушка-инвалид. Марина придала спальне и кухне жилой вид, смыла косметику с лица, сбегала за кефиром и хлебом, декоративно разложила их на столе, вкрутила перегоревшую лампочку на кухне, подключила старый музыкальный центр - в спальне и разбросала там книги. Последним штрихом был мусорный пакет, Марина с трудом нашла в пустой квартире его содержимое, пришлось мять старые газеты, искать банки и тряпки. Понадобилось даже влезть на антресоль. Там в пыли, среди коробок, она неожиданно нашла свои коньки, связку тетрадей и ещё кучу интересных вещей.

Марина совсем не ожидала, что будет так волноваться,  но когда зазвенел дверной звонок, её сердце запрыгало, застучало, как сумасшедшее.

На пороге стоял он! В его руке дрожал одуванчик.

-Это мне? – Марина «радостно» вплеснула руками.
-Нет…это…я хотел, но опаздывал…это…я пришел. Он вложил в Маринину руку цветок именно а слове «нет», что сделало ситуацию ещё забавнее. Зайдя в прихожую, он продолжил. - Я готов э…
- Я помню, «там-это-мусор», а лампочку на кухне поменять можешь, Михал Палыч?
- Могу. Я лампочки всегда меняю, ну дома, там… и везде.

Они прошли и проехали на кухню и Миша, взяв табуретку, быстро выкрутил и вкрутил всё, что ему подала Марина. Она попробовала его угостить кефиром, но он отказался, неожиданно сел и произнёс
-Пьянство – это неправильный путь, Марина! Он ни к чему не приведёт! Это, конечно не моё дело…
- Вот именно!- Пробормотала опешившая Марина
-…вы молодая и очень красивая девушка, я догадываюсь, что Ваша жизнь трудна, но не украшайте её алкоголем! Пожалуйста! Где мой мусор?
Марина совершенно растерялась от такого натиска, и только когда он уже был в дверях, с пакетом в руках, спросила
- Михал Палыч, а с чего Вы взяли, что я алкоголик?
- Марина, верьте мне, я обязательно приду во вторник,… если захотите. Вот я хочу! Последние слова он произнёс с вызовом, который, видимо, репетировал дома.
Оставшись одна, Марина покаталась по квартире, выпила кефир, съела хлеб, потом собралась и отправилась домой. «Какой-то он глупый и скучный» - думала она.

Всю неделю Марина занималась с инструктором на курсах, что бы быстрее получить права на вождение автомобиля. Ездила в институт, нашла себя в списках поступающих, отметила с ребятами в кафе это радостное событие, короче, была занята.
 (За окнами кафе, во  время встречи друзей проходит Михаил. Он  не видит кампанию, а Марина с друзьями не видят его)

Машка пробовала её расспросить про того «лоханутого ботаника» но Марина уходила от ответов. Визит Михал Палыча так разочаровал её, что даже вспоминать об этом не хотелось, а уж тем более обсуждать с Машкой.

За неделю Марина почти «забыла»  про своего странного гостя, но в следующий вторник  опять ждала   его  визита. В этот раз она приготовила ему оторванную рукоятку. Ещё очень давно, папа закрепил для бабушки  дверные ручки по всему дому. В ванной, что бы достать пасту и стиральный порошок. В туалете, что бы перенести своё тело на унитаз.  Около кровати, что бы ложиться и вставать без посторонней помощи.
 Часть  ручек давно  отвалилась и теперь  «понадобилась» снова.

 Придя в квартиру, первое, что нашла Марина, было письмо, лежащее в прихожей, видимо Миша снова использовал дверную щель. Письмо было  извинЯтельным, написанным каким-то старомодным и закидонистым языком. Витиеватыми  выражениями Миша просил извинить его за читку морали не к месту и выражал надежду, что Марина позволит ему исправиться. Что первый мусорный пакет, состоявший в основном из бутылок, вызвал у него чувство отчаяния и беспомощности изменить мир. И что он очень просит позволить приходить ему впредь, по вторникам, а в другое время  позволить  тихо принести письмо, которое Марина может и не читать, потому, что письмо больше нужно ему самому, чем ей.
 
Настроение чудить, играя инвалида, пропало совсем.
Марина без энтузиазма пошла за кефиром и хлебом.  Она в задумчивости купила кофе, чай, булочки, фрукты и вышла из магазина на улицу. Около  грязной палатки в инвалидной коляске, перед такой же грязной пустой коробкой,  сидел слегка выпивший, и очень грязный парень. Он был ненамного старше Марины, но, заметив её взгляд на себе, он, почему-то назвав её дочкой, сказал:
-Слышь, дочка, подай убогому на пиво!
-Тебе какое?-  спросила Марина
-Та-а-а любое!
Марина вернулась в магазин, купила пару банок пива, вышла, положила банки на колени парню и спросила:
- Тебя как зовут то?
- Серёга.
- Ладно, Серёга, вот выпей за моё здоровье и прости меня.
-  Простю, но тогда ещё бутылёк водочки – быстро сориентировался Серёга.


 Марина  вернулась в квартиру. К приходу гостя, перебирая бабушкины вещи, листая свои тетрадки, ей стало совсем грустно, она  решила больше не дурить и рассказать пареньку правду.
В этот раз он пришел  с цветами и виноватостью в глазах.
 
- Простите меня, пожалуйста!- сказал он, заходя в прихожую, - Где у вас вазочка?
- Там в кухне, на полке,- ответила Марина и поехала в спальню. Она устроилась у окна и ждала, когда он уйдёт.
-Где мусор?- спросил он бодрым голосом за спиной.
-Нету,- ответила Марина, не поворачиваясь, - не мусорили. Ты иди Миша, сегодня ничего не нужно.

- Ой, я так рад, что вы называете меня на «ты» и «Миша», а то я всё пугался Михал Палыч, Михал Палыч…А что вы…ты грустная такая сегодня?
- Да что-то ничего не хочется, на улице слякоть, вот и в душе тоже.
- Марина, а  кто написал эту картину?! Его голос был искренне восхищён.
- Я, давным - давно.  Называется «Царевна- лягушка», потому что это уже не лягушка и ещё не царевна.  Видишь, какая она зелёная - скучным голосом объяснила Марина.
- Я, конечно, слабо разбираюсь в живописи, но, по-моему, это очень, очень талантливо!
- Миша, а расскажи лучше о себе. Сколько тебе лет? Где ты учишься? Ведь учишься же?
Марина развернула кресло к собеседнику.

- Учусь-двадцать-три-года,- проговорил он скороговоркой.- Марина, тебе нужно рисовать, посмотри, ты же можешь украсить жизнь других людей! Это большое счастье! Вот ведь многие люди не могут ничего сделать для других, им и приходится жить для себя. Это же ужасно, они же несчастны от этого. А ты богата талантом, значит, обязана делиться, иначе сопьёшься!
- ОПЯТЬ?!
- Ну, просто тебе повезло, я хотел сказать!
- ОЧЕНЬ! Если ты заметил, это единственная картинка здесь и выставок я не провожу!
- Так, это мы исправим. Обязательно! Ты знаешь я, когда ухожу от тебя,.. с первого раза... я всё время остаюсь с тобой! Ну, то есть я представляю, как ты катаешься в пустой квартире и двигаюсь следом, я пытаюсь дышать как ты, думать как ты, что бы понять тебя. Я сижу в пустой кухне, пью кефир с хлебом и думаю: «Какой он глупый и скучный этот Миша!»
- А что я, то есть ты, думаю ещё?- заинтересовано спросила Марина

- Да, разное там, много всего. Что если бы у тебя была машина, ну, специальная, то ты смогла бы быть свободнее и независимее. А ещё, что я, то есть ты, могла бы стать актрисой. Ой, я наверное неловкость какую-то сказал! Ой, Марина я такой глупый, ты не слушай меня, мне, наверное, нужно уйти. Так, я ничего и не сделал. Что-нибудь починить? Или сломать?

-Иди уже! -  Отправила она  Мишу домой.


Когда хлопнула входная дверь,  Марина  попробовала мысленно проводить гостя…
 Как он там говорил «дышать как ты, думать как ты, видеть твоими глазами». Она «довела» его почти до метро и незаметно уснула. Разбудил её телефонный звонок, звонила мать и долго ругала  безответственную дочь, которая не звонит даже тогда, когда задерживается. Пришлось оправдываться.

 Утром Марина услышала, как в прихожей упало на пол письмо.
- Нет, ну он  точно чокнутый!
Это была короткая записочка: «Спасибо, что «проводила», я забыл про дождь, как будто ты шла рядом. Мне было так тепло и приятно, что я уснул в метро и чуть не уехал в парк».
Марина потрясла головой, что бы сбросить с себя, какое-то раздражение и подумала вслух
- Надо с этим заканчивать! Срочно! Мало того, что он придурок, так и самой свихнуться можно!

 Раздался телефонный звонок. Марина сняла трубку, уже зная, кто звонит.
- Моя назойливость не знает границ,- произнёс знакомый голос, но мне очень нужно увидеть тебя сегодня. Нет, завтра, вечером. Можно я приду?
 Это не Марина сказала « можно», оно само сказалось!

Весь следующий день Марина корила себя, вспоминала Серёгу, бабушку. Она снова сбегала к магазину и, оправдываясь перед собой, снова купила Серёге пива.
- Слышь, спросил Серёга, - ты убила, что ль кого, или покалечила?
Нет, нет, - пробормотала Марина, - только себя. Только себя. И убежала.

Ровно в пять,  открыв Мише  дверь, Марина растерялась. Он держал в руках огромную клетчатую, пластиковую сумку под  названием «сами мы не местные»

- Не волнуйся, детка,- «развязно» сказал он, это я не пожить к тебе, - это подарки!
Мишина развязность выглядела глупо и Марина разозлилась. Он, казалось, не видел и не понимал этого.
Из сумки бесконечно появлялись краски, кисти, рамки с натянутым холстом,  книги и детские игрушки. В мгновение ока Миша расставил, разложил это всё в Маришкиной комнате и на кухне. Марина приготовилась поговорить с ним, даже встала из кресла, но лишь услышала из прихожей:
-Извини, я улетел.
Хлопнула входная дверь. Марина осталась стоять посреди прихожей.


Миша, подойдя к метро вдруг неожиданно встает в полуприсед и пытается "войти" в дверь. Дверь отпущенная чужой рукой, бьёт Мишу по коленке. Он выпрямляется и скачет на одной ноге от боли.
Миша на корточках примеряется, пытаясь запрыгнуть в автобус, но передумывает.На автобусной остановке пассажиры удивлённо разглядывают его.
Миша посреди занятия с учеником на табуретке прыгает до мусорного ведра, выбрасывает пакет из под сока и так же на табуретке прыгает обратно к ученику. Ученик в легком шоке.
Миша падает в своей ванной. Возможно пытался запрыгнуть в неё только при помощи рук.
Миша, проснувшись, скатывается на пол, скручивает свои ноги тренировочными штанами, выдергивает из под кровати скейт. Подъехав к двери туалета, Мише кричит: "Не-е-е-т"и начинает судорожно развязывать ноги.
Миша гипнотизирует выключатель в прихожей и, сидя на табуретке пытается его выключить шваброй. Несколько раз промахивается.
Миша удачным броском попадает в мусорное ведро коробочкой из под сока. С победным видом смотрит на своего ученика. Торжествующе покачивает головой, как бы говоря "вот я какой!". Ученик не прерывая чтение исподлобья равнодушно поглядывает на своего репетитора.
Миша удачно скидывает шваброй нужную книгу с полки. Улыбается.
Миша моет пол сидя на скейте. По всей комнате лужи.
Миша в университете на занятиях. Рассматривает девушек. Девушки игриво поглядывают на него, смеются.
Миша идёт на занятия, мимо него в автомобиле проезжает Марина.
   

Всю следующую неделю Марина занималась своими делами. Она занималась на курсах  вождения автомобиля (проезжая по улице она не видит Мишу, идущего по тротуару, а он не видит её), ездила с Машкой,  и ребятами на пикник в лес, где они здорово повеселились, и была уверена, что в квартире растёт гора писем.

 Вторник встретил её всего одним письмом, сиротливо лежащим у двери:  «Занят, занят, занят, бегу, бегу и пятикратное скучаю!» Марина снова дала себе слово, что сегодняшнее  свидание будет последним.
 Так больше продолжаться не может, решила она снова, уже в который раз, и протянула руку к, принесённым Мишей,  краскам, всё ещё лежащим на столе, в спальне.  Она перебирала их, и думала, думала…
 Марина  совершенно  не ожидала, с каким удовольствием будет писать вид из окна, прорабатывая каждую веточку  раскидистого дерева  под окном, которое перекрывало вид. Пейзаж, просвечивающий сквозь сети ветвей и листьев, увлёк своим неповторимым сиюминутным  изяществом.

Прервал её конечно, дверной звонок. Марина села в коляску и с раздражением покатила открывать. Он помешал ей сегодня, отвлёк!
- Знаю, что помешал, - сказал Миша с порога, но нужно же прикрутить ручки и вынести мусор, наконец! Можешь не отрываться от своих дел, я всё сам. Я позову тебя.
Через полчаса раздался рёв из кухни: «Марина! Иди сюда!»
Марина, приехав на кухню, не узнала её. Откуда-то появился прилавок, на котором были разложены гамбургеры, картошка, кола, мороженое, т.е. продукция Макдональдса. Сам Миша вырядился в костюм официанта и, вылупив глаза,  задорно орал.
-Свобо-о-дная касса!
- Я не знаю, когда ты последний раз была в «Мак Дональдсе», но сегодня я решил тебя пригласить туда! Хотел отнести, потом отвезти… потом, вот... -  И он опять заорал: «Свобо-д-ная касса!»
 Она терпеть не могла эту бутербродную и попросила «чизбургер»,  видя, что его «на прилавке» нет.

- Девушка, не задерживайте очередь, я же предупредил «чизбургеры» кончились! Вот  Биг-Мак, ваша картошка и кола, не капризничайте…
Потом они очень весело слопали все принесённые Мишей запасы,  подрались из-за последнего кусочка картошки. Причём  Миша и не думал уступать «больной» девушке. Засовывая в рот, отобранный в «бою» последний кусочек, Миша произнёс:
- Тебе вредно много есть, колёса отвалятся!- Марина обалдела.
Когда они вместе убирали и мыли посуду, Миша неожиданно серьёзно попросил.
- У меня есть заказ. А напиши-ка ты для меня Ивана-Царевича…
- На сером «Вольво»?- Язвительно спросила Марина.
- Нет, на запорожце-горбунке! И ещё, я хочу, с тобой погулять следующий раз. Будь готова! Я всё продумал, сначала вынесу тебя, пока посидишь на скамейке, притащу твой кабриолет. Поедем в парк, если погода позволит.
Миша останавливается на пороге и долго смотрит на выключатель расположенный достаточно низко. Несколько раз включает и выключает свет...

Когда за ним  закрылась дверь, Марина позвонила матери, предупредить, что не приедет сегодня ночевать,  немного порисовала и легла спать. Она долго не могла уснуть, вспоминая все визиты и письма Миши, его совершенно искреннее желание помочь ей, отсутствие расспросов о  её болезни,  о её  родных…

Чувствуя  Мишино  присутствие в воздухе, она понимала невозможность продолжения лжи и почему-то уже сама не верила, что сможет признаться.
Заканчивала она свои сомнения вслух Машке, в кафе. Они пили кофе с пирожными,  наслаждались солнечным деньком. Машке казалось было лень не только думать , но слушать Марину.

- Маш, я вообще не представляю, как ему сказать теперь, что здорова, как  лошадь! … может мне «умереть» внезапно? Маш, ну, почему ты не хочешь меня пожалеть? Ведь я же в трудной ситуации!! Маш, не молчи, скажи мне, как быть-то…?
Машка молчала, глядя куда-то вдаль. Марина, оценив  взгляд растерянной подруги, вдруг поняла, что у неё за спиной кто-то стоит.
-Маш, только не говори, что это ….  Марина повернулась.
 По его виду она поняла, что он стоит так уже несколько минут. Машка вдруг засуетилась, заторопилась. Марина попробовала поймать её за рукав, чтобы не отпустить, но Машка ушла, а Миша сел напротив за столик.

-Знаешь, когда я увидел тебя, сегодня,  выходящую из машины, такую красивую, лёгкую, я .... Ты можешь ничего не объяснять, просто я больше не приду во вторник.... Я вообще больше не приду, можно?
В этот момент в кафе почему-то очень громко заиграла музыка, Марина, не слыша своего голоса, очень тихо оправдывалась, точно зная, что он поймёт по губам, прочтёт в глазах каждое слово.

- Понимаешь, говорила она, мы же можем продолжать дружить. Ну не по вторникам, так по пятницам… ну представь, что это как в сказке, была - лягушка, а стала – царевна! Ты же обещал в парк! Знаешь, я много думала, как рассказать тебе правду и всё равно её рассказала бы… наверное… Миш, я сопьюсь без тебя! Миш, ну не уходи не сказав, что простил! Ну, как я жить – то стану, без твоего прощения? Ми-иш!

Неожиданно музыка стихла,-  кто-то сделал потише.
- Марина, спасибо тебе, что ты дала мне ощущение нужности кому-то... Ещё вчера я был всемогущим... необходимым... а сегодня… Он встал.- Это ты  БЫЛА царевна, Марин!!! А теперь…
И он ушел!

 Она даже не пробовала его догнать…
В бабушкиной квартире Марина побродила туда-сюда, пнула ногой инвалидное кресло, села перед картинкой долго плакала, а потом вдруг подумала вслух.
- Надо сделать ремонт, и сменить мебель…
 
     (от автора)
По многочисленным заявкам моего сына
  P.S. ….она даже не услышала, как в прихожей на пол упало письмо….




                2008г.