Из Туниса в Египет. Путь человека к бессмертию

Николай Сологубовский
Из Туниса в Египет. Путь человека к бессмертию.

Предисловие от публикатора:

Сегодня , после революции в Тунисе и беспорядков  в Египте я вспомнил  человека, который жил  и  в Тунисе, и в Египте. Вспомнил не только потому, что он, вернее, его гранитный памятник , оказался в центре событий . Вспомнил потому, что он ввел в оборот термин «асабиййа». Его можно перевести как «коллективная солидарность». Вернее, не перевести, а понять.
 И необходимо это понять сегодня, когда в разных странах  мы видим, что нет ни коллектива – единого народа, начиная от простого человека и кончая человека, облеченного властью,  ни солидарности среди людей, разделенных пропастью на бедных и богатых.
А Ибн Халдун,о котором я пишу и  который изучил многие государства прошлых веков, открыл закон, который я бы сформулировал по-русски так:
ТОЛЬКО ЗНАНИЕ И ПРЕТВОРЕНИЕ В ЖИЗНЬ КОЛЛЕКТИВНОЙ СОЛИДАРНОСТИ   ДАЮТ ПРАВО НА ВЛАСТЬ.

Во время беспорядков в Тунисе рядом с   памятником Ибн Халдуна на  центральной авеню Туниса стоял бессменно танк, охраняя великого мыслителя от погромщиков. А он, с высоты своей, смотрел на демонстрантов, нападающих на стражей порядка, и еще крепче прижимал к себе свою знаменитую  «Китаб ал-Ибар…».

Предлагаю вашему вниманию отрывки из статьи Мухамеда Саляхетдинова. Думаю, что пришло время снова осмыслить труды тунисца Ибн Халдуна. Публикую для вас и отрывок из его главного труда.

Великого мусульманского мыслителя Ибн Халдуна считают предтечей современной социологии. Изыскания средневекового ученого остаются востребованными и сегодня.
Абдуррахман Ибн Халдун (1332-1406) был одним из первых теоретиков истории цивилизаций и автором самых ранних социологических концепций. По словам историка и философа Арнольда Тойнби, исламский ученый «задумал и сформулировал философию истории, которая является, без сомнения, самой великой работой всех времен и народов, когда-либо созданной человеческим разумом». По своей значимости для социологии как науки он может быть поставлен в один ряд с такими более поздними авторами, как Макиавелли, Вико, Монтескье.
Родившись в  в Тунисе 1332 году, Ибн Халдун принадлежал к знатному роду. Его прадед, в частности, во времена династии Хафсидов был министром финансов. Осиротев в возрасте 16 лет, Абдуррахман довольно рано начал служить, сначала в качестве писца при дворе султана Туниса, а затем личным секретарем султана Феса, посланником гранадского эмира к королю Кастилии и, наконец, хаджибом (советником) у султана Бужи.

Последние годы жизни он провел в Каире, выполняя функции верховного судьи (кады) и занимаясь преподаванием мусульманского права в университете Аль-Азхар. Незадолго до смерти ученый перешел на службу к Тимуру (Тамерлану), по заданию которого им было составлено описание родного Магриба (запад исламского мира - современные Тунис, Алжир и Марокко).

 Непосредственное участие в политической жизни своего времени (служба почти у всех правителей Магриба) благотворно сказалось на историко-социологических занятиях и размышлениях Ибн Халдуна.

Самым значительным из его произведений является «Большая история», или «Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, аджамов и берберов и их современников, обладавших огромной властью». Особенно знаменито «Введение» к «Большой истории», известное под названием «Мукаддима». Эта работа –  энциклопедия социально-экономической и политической жизни современной ему эпохи.
Фрагменты из «Мукаддимы» содержат изложение взглядов мыслителя на социальную природу человека и его познавательные способности, на закономерности эволюции (пять фаз) развития государства и на предпосылки, необходимые для успешного управления государством. В ней дано вполне научное социодинамическое объяснение циклов смены династий, в основе которого лежит анализ сложного взаимодействия политических, военных, морально-психологических, экономических, географических, климатических и иных факторов.

 Факторы средневекового египетского общества радикально отличаются от современных обществ. Однако взгляд египтянина оказывается весьма проницательным, а подход к учету причинных связей и циклических закономерностей - современным и поучительным. Неудивительно, что идеи Ибн Халдуна сейчас развиваются и уточняются в математическом моделировании современными учеными.
 
Ведя научную деятельность, давая наставления людям, он не забывает о своем положении в глазах Творца. Как благочестивый мусульманин, он предваряет свою знаменитую работу следующими словами: «Пишет бедный раб (Всевышнего) Абдуррахман Ибн Мухаммад Ибн Халдун Аль-Хадрами, нуждающийся в своем Господе и уповающий на Его милость».

Его жизнь и творчество пронизаны исламскими ценностями и строятся на исламском нравственном кодексе, культуре и этике, общественном укладе, экономической и политической системе, проистекающими из Божественного писания и законов природы, установленных Всевышним.

Согласно Исламу, все люди рождаются безгрешными и праведными, и в равной степени ответственны перед Всевышним, независимо от национальности, пола и расовой принадлежности: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - Знающий, Сведущий» (Коран, 49:13).

Ибн Халдун изучал   разные народы, племена и цивилизации, их обычаи, политические и экономические системы. Он выявлял законы и причинно-следственные связи, лежащие в основе формирования личности, а также  обществ, государств и культур, исследовал связи между географией народов и их образом жизни, нравственными и мировоззренческими основами.

Ибн Халдун был из той же плеяды благочестивых ученых, что и великий врач Ибн Сина или выдающийся математик Аль-Хорезми. Они олицетворяли величайшую цивилизацию, стоящую на двух столпах - вере и науке.

Стремясь познать законы человеческого бытия, Ибн Халдун был историком, географом и языковедом, таким образом исполняя волю Всевышнего, подобно многим другим выдающимся ученым и мыслителям, которые раскрывали глубину знамений Аллаха: «Скоро Мы покажем им Наши знамения в разных краях и среди них самих, пока они не удостоверятся, что он (т. е. Коран) – истина» (Коран, 41:53). Ибн Халдун, а вместе с ним плеяда других мусульманских ученых внесли бесценный вклад в развитие человечества.

http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/ikh_t.htm

Ибн Халдун: «Фаза расточительства и растраты  - пятая фаза государства»

Отрывок из «Введения» (ал;Мукаддима)  великого арабского мыслителя Ибн Халдуна (1378 год)
 Перевод с арабского   А.В. Смирнова

Знай, что «история» в истинном [значении слова] (хакикат ат;та’рих) — это сообщение (хабар) о людском общежитии (иджтима‘ инсанийй), т.е. обустроенности мира (‘умран ал;‘алам), о том, каковы привходящие в природу этой обустроенности состояния дикости (таваххуш) и культурности (та’аннус), каковы [виды] коллективной солидарности - спаянности (‘асабиййат) и преобладания одних людей над другими, ... о том, каковы способы заработка и [добывания] средств к жизни... а также обо всех прочих состояниях названной обустроенности, имеющих место по ее природе.

Фазы государства и различия между ними.


Знай, что государство переходит от одной фазы к другой, от одного состояния к другому. В каждую фазу его жители приобретают некий нрав, соответствующий особенностям данной фазы, так что в другие фазы такой нрав не встречается. Ведь нрав естественно зависит (таби‘) от смеси того состояния [государства], в котором он имеется. А состояния государства, его фазы числом не превышают пяти.
Первая — фаза победы и достижения цели. Сломлено сопротивление, завоевано владение, вырванное из рук [другого] государства. На этой фазе люди на равных обретают славу, получают богатство (мал) и защищают себя. Никто ничем из этого единолично не обладает: таково следствие спаянности, благодаря которой они достигли преобладания, — а спаянность пока остается той же, что прежде.
Вторая — фаза закабаления (истибдад) жителей государства и единоличного захвата владения, когда обуздывается их стремление соучаствовать [во владении]. На этой фазе государь занят тем, что во множестве вербует (истина‘) мужей, принимает их под покровительство и набирает ставленников, дабы подрезать крылья членам своего рода и своей спаянности, имеющим с ним общую линию родства и претендующим на схожую долю владения. Он отстраняет их от дел, оттесняет от источников [благ], поворачивает их вспять, дабы одному ему были покорны, пока не утвердит все за своим кругом и не отдаст всю славу своему дому (байт). Оттесняя и одолевая их, он переносит не меньше, чем те первопроходцы, которые стремились к обретению всего этого, а то и больше их. Ведь те, что шли вначале, одолевали посторонних при поддержке всей своей спаянности, тогда как этот борется с близкими при поддержке горстки дальних, — а это дело непростое.
Третья — фаза отдыха и покоя, когда пожинают плоды владения, дабы удовлетворить естество человеческое, стремящееся стяжать богатство (мал), увековечить свой след и обрести широкую известность. Все силы он (государь. — А.С.) кладет на то, чтобы собрать подати (джибайа), свести доход с расходом (дабт ад;дахл ва;л;харадж), потратить средства с расчетом и рачительно, возвести роскошные постройки, огромные емкости для сбора воды (масани‘), просторные города, высокие сооружения, принимать посольства высокородных представителей других народов и племенной знати, творить добро (ма‘руф) среди своего люда. Кроме того, он щедр к своим ставленникам (сана’и‘) и свите (хашийа), оделяет их богатством и влиянием (джах). Он устраивает парады своему войску, обильно его питает и справедливо наделяет жалованьем каждый месяц. Все это сказывается в одеянии воинов, в их знаках различия (шарат), когда они при параде. Ими он кичится перед дружескими государствами и ими наводит трепет на государства враждебные.
Это — последняя фаза, когда государи держат всех в кабале (истибдад), ибо на протяжении всех этих фаз они самостоятельны во взглядах, созидают свое могущество, прокладывают путь для тех, кто пойдет им вослед.
Четвертая — фаза нетребовательности (куну‘) и замирения (мусалама). Государь удовлетворяется тем, что создали его предшественники, живет в мире с другими владыками и со своими смертельными врагами. Подражая предкам, он идет за ними след в след. Придерживаясь точно их пути, он уверен, что стоит ему отойти в сторону — и все разладится: предкам лучше знать, как созидалось здание славы, ими воздвигнутое.
Пятая — фаза расточительства и растраты. Собранное предшественниками государь губит в погоне за удовольствиями, потакая страстям и стремясь облагодетельствовать челядь (битана), растрачивает на своих сборищах (маджалис). Он заводит дурных дружков и мерзких прихвостней, поручает им величайшие дела, с которыми они справиться никак не в силах, ибо не ведают, что там к чему. Этим он настраивает против себя всех крупных опекаемых (мавалин) и ставленников своих предшественников, пока те, озлившись, не откажутся его поддерживать. Войску он также вредит, тратя деньги, предназначенные на жалованье, ради удовлетворения своих страстей, не появляясь лично проверить его и устроить смотр.
Так он разрушает основанное предками, разваливает ими созижденное. На этой фазе государство настигает природа дряхлости (харам), его поражает хроническая болезнь, от которой уже не оправиться и не излечиться. А затем государство гибнет...

 Послесловие от публикатора:
Думаю, что ученые-востоковеды, обратившись  к наследию Ибн Халдуна и используя его социологические методы, объяснят нам, как Арабский Восток, потеряв «асабиййю»,  оказался расколотым, почему народные массы были вынуждены выйти  «на улицу» и сказать «нет» своим правителям.

Для проницательного читателя:
Сочинение Ибн Халдуна «Китаб ал-Ибар…» («Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле») состоит из четырёх частей:
введение в историю («Мукаддима» [«Пролегомены», «Введение»]),
история от создания мира до Мухаммада,
арабы в Африке и Испании и берберы,
мелкие мусульманские династии Египта и Азии.
 
«Мукаддима» образует самостоятельный трактат. Содержание её:
смысл истории, значение исторической критики и приемы её, источники исторических ошибок;
географический обзор земного шара, мысли о физическом и нравственном влиянии климата и почвы на людей;
способы познания истины; эволюции форм семейной, общественной и государственной жизни;
развитие экономическое и умственное;
разложение государства;
значение труда в благосостоянии государства;
обзор различных отраслей ремесел и искусств;
классификация наук.