Джордано Бруно и масоны

Нина Офтердинген
Возрождение было временем триумфа магии и магических практик. Началось это, видимо с Марсилио Фичино и Пико, а закончилось вроде бы Кампанеллой. Бруно был одним из сильнейших магов того времени, и последним такого рода. Кампанелла составляет гороскоп папе и посвящает свои магические труды Ришелье, но это уже отзвук прошлой эпохи, обочина. Вскоре после Бруно магия из мэйнстрима превратилась в маргинальное течение мысли. Рядом с Декартом и Ферма несподручно было вещать про древних египетских магов, которые знали то, чего мы не знаем. На это уже никого не купишь, и магия уходит в подполье. Интерес общественности к ней падает, ей только и остаётся, что пугать невинных непонятным и создавать тайны на ровном месте.

В свете этого изменения духовного климата и надо рассматривать поведение Бруно в Англии. Я не верю, что он оставил там законспирированную ячейку, которая через 50 лет запустила свои щупальца, и так далее. Бруно излагал свои учения в Англии в течение нескольких лет, печатал книги, дискутировал, пользовался покровительством первых лиц королевства. Если верна догадка Ф. Йейтс, что под именем Бирона у Шекспира в "Бесплодных усилиях любви" выведен Бруно, точнее, что этот герой излагает учение Бруно, то видно, как сильно было воздействие его проповеди. К тому же я уверена, герметизм и без Бруно чем-то подпитывался в Англии, не зря оксфордский ученый имеет книгу Фичино в своей библиотеке.

Когда времена поменялись, магия стала неприлична, но основная идея герметизма применимо к политике, что государством должны править маги, люди, имеющие тайные знания, была слишком привлекательна, чтобы от неё отказаться. Герметизм уходит в подполье. Ему нет места в официальных диспутах, к тому же в протестантской Англии он сильно отдаёт папизмом, потому возникает тайное общество, где учат тайным древним знаниям, магическому символизму и прочей каббалистике. Однако появление этой секты и её успех обеспечены не столько влиянием Бруно, сколько логикой событий и изменившимся духом времени.

В Германии дело обстоит несколько иначе. Если верно, что Бруно основал там секту джорданистов, то не исключено и прямое влияние.