Еврейские пираты

Теодор Рехельс
               
«Правда  необычнее вымысла, потому что вымысел обязан   держаться  в  рамках правдоподобия, а правда – нет», Марк Твен

  Эта статья - не более чем  попытка  поделиться с читателями максимально кратким   пересказом  того, что  мне удалось  узнать  после  знакомства с  публикациями   известных  учёных -  историков и археологов о древних  пиратах, вообще, и о пиратах -  евреях, в частности. В истории не бывает строгих доказательств, как в математике, а только гипотезы. Спустя тысячелетия очень трудно, почти невозможно, реконструировать её достоверно. Но в любом  случае, реконструированная  учёными  версия  не только  намного правдивее, но  и  интереснее  стереотипной, знакомой нам давно,  художественно -литературной. Я намеренно не снабдил статью ссылками  на использованные мной источники  информации (их слишком много, но желающим  нетрудно будет найти их в интернете).  Многочисленным  же  авторам,  использованных  мною в статье, публикаций статей  я  приношу  свои  извинения  и благодарность.

  «Пиратские  истории»  начинались  на восточном побережье Средиземного моря, в древней стране  Финикии* на территории современных Ливана, Сирии и Израиля. У Финикии очень длинная история и кто в ней поселился первым, можно только предполагать**. Изделия из керамики, золота, серебра и стекла изготавливаемые здесь экспортировались в другие страны на триремах - судах, на которых  можно было ходить на веслах и под парусами и благодаря  которым Финикийцы  на тысячелетия стали хозяевами моря и смогли вести самую эффективную торговлю тех времен. Но нужно понимать, что по тем временам, разница между торговым и пиратским флотами была невелика. Практически все суда  были  вооружены  и  брать на абордаж  более  слабого по вооружению собрата было в порядке вещей. Откровенное пиратство потребовало, в свою очередь, создания военных судов и финикийский флот стал сильнейшим в мире, а дурная пиратская слава закрепилась за ним на пару тысячелетий.

Отношения Финикии с древними евреями носили эпизодический характер. Так в библейские  времена Давида и Соломона тирский царь Хирам оказывал  им помощь в строительстве Храма и  предоставлял финикийских мастеров для строительства флота и мореходов для его эксплуатации. Союз их  был скреплен узами династического брака (израильский царь Ахав был женат на Изевели, дочери тирского царя Этбаала).

Морские просторы трёх морей Средиземного, Мертвого и Красного  всегда бороздили разные корабли, в том числе и еврейские. Были целые города, жившие морем. Так, возле города Явне в 5 веке до н.э., находился город Явне-Ям («Морской Явне»), который даже в средневековых картах — то есть спустя тысячу лет после исчезновения еврейского государства — именовался «Явне, порт евреев». После 142 года  до н.э. евреи получили собственные морские порты — Яффо, Ашдод  и Газу. После этого события, в исторических трудах начинают упоминаться данные о евреях - пиратах. Еврейские пираты впервые упоминаются Иосифом  Флавием, а на могиле первосвященника Ясона изображён пиратский корабль, преследующий два пытающихся скрыться судна, одно из которых очевидно торговое. Упадок империи Селевкидов  вызвал войну Маккавеев и повлёк за собой приток еврейских пиратов, базы которых находились в Леванте.

 Пираты Яффо

 В конце первой иудейской войны, евреи, изгнанные из Галилеи отстроили город  Яффо, разрушенный ранее Цестием Галлом. Окруженные римлянами, они отстроили городские стены и использовали лёгкую флотилию с целью деморализировать торговлю и прервать торговые пути между Римом и Александрией.А своей книге Иудейская война, Иосиф Флавий пишет:«Они построили огромное число разбойничьих судов и грабили на пути между Сирией, Финикией и Египтом, и таким образом сделали эти моря опасными для плавания». В июле 67 года Всепасиан  атаковал Яффо. Люди оттуда пытались бежать морем однако шторм перед рассветом разбил корабли. Многие утонули, а другие покончили жизнь самоубийством, а порт Яффо был вновь разрушен. После того, как  он  был разрушен во второй раз, Веспасиан построил там цитадель, что бы предотвратить захват города еврейскими пиратами в третий раз.
             
 Еврейские пираты в Карибском море

  В 1494 году Колумб впервые высадился на Ямайке и в этом же году получил ее в подарок. Очень мало известно достоверно, что происходило на острове в первые сто лет обитания на нем «испанцев». Известно, тем не менее, что Ямайка стала секретным убежищем для выгнанных из Испании и Португалии евреев, испанских марранов*** и еврейских пиратов. Однако, официально население острова состояло из испанцев, португальцев и африканос. До середины 17-го столетия никто за пределами Ямайки не знал, что на самом деле «португалец» - это кодовое слово, обозначающее - «тайный еврей». В 1654 году англичане, лютые враги Испании, осадили остров. Но - странное дело! - вместо сопротивления их ждала, чуть ли не дружеская встреча. «Португалец» капитан Кампо Саббата помог британскому флоту войти в Кингстонский залив. Два других «португальца» срочно составили и подписали мирный договор, по которому Ямайка стала принадлежать Британии. Высадившись на остров и присмотревшись к своим новым подданным, англичане совсем удивились: их командир в письме к Оливеру Кромвелю писал, что около половины европейского населения острова – тайные евреи.

Много интересного происходило на Ямайке после прихода англичан. «Пиратские атаки, организованные и финансируемые евреями, сломали хребет Испанской Империи. Еврейские пираты, координируя свои действия с капитаном Морганом, помогли поставить Испанию на колени. В 1670 году Мадридский Договор передал Европе права на заселения Нового Света, и евреи, наконец, были свободны быть евреями», - отмечает историк Эдвард Критцлер. По приглашению Кромвеля, а после него короля Карла II, тысячи европейских евреев (в основном разбросанные по всему миру испанские и португальские изгнанники) переселяются на Ямайку и другие Карибские острова. В XVIII веке ямайские евреи занимают ведущие позиции в экономическом, а в следующем веке и в политическом мире Вест-Индии.

К середине XIX века в ямайском Парламенте было так много евреев, что он закрывался на Йом-Киппур. Сегодня на Ямайке проживает всего около 200 евреев, однако в 1720 году около 20 % населения Кингстона составляли евреи португальско-испанского происхождения. Первые евреи высадились на острове в 1511 году ,спустя всего 17 лет после того, как остров был открыт Кристофором  Колумбом. В 1655 году Ямайка была захвачена англичанами под предводительством Вильяма Пенна, при помощи ямайских евреев и марранов. Всем евреям было позволено остаться на острове после установления английского владычества. В 2008 году  близ  Кингстона  было обнаружено старое еврейское кладбище. На некоторых могильных камнях обнаружены не только надписи на иврите, но и пиратский символ череп и кости. На одном из Карибских островов до сих пор сохранилась могила еврейского флибустьера Хаима Бузагло де Паза. На его надгробном памятнике парадоксальным образом соседствуют изображение «Веселого Роджера» и Ильи-пророка. Подобные могилы, на которых изображены звёзды Давида рядом с черепом и перекрещёнными костями найдены на Барбадоссе, Кюрасао и т.д.****

Еврейские пираты на Ямайке называли свои корабли в честь древних еврейских героев и пророков например пророка Самуила, царицы Эстер или в честь Щита Авраама. Один из наиболее известных еврейских пиратов с Ямайки был Мозес Коэн Энрикес, который принял участие в рейде под предводительством голландского адмирала Пьета Хайна против испанского флота, гружённого золотом и серебром, у берегов Кубы, который считается самым большим из когда-либо совершённых. Энрикес также организовал пиратскую общину на одном из островков близ Бразилии, где пираты-евреи могли практиковать свою религию. После захвата Бразилии испанцами у голландцев в 1654 году, эта община переместилась в Новый Амстердам (ныне Нью-Йорк). Энрикес так же был советником известного пирата капитана Моргана. Пираты- евреи соблюдали шабат и кашрут. Секретный кодовый язык некоторых пиратских сообществ основывался на иврите. Евреи занимались не только пиратством но и финансированием пиратских экспедиций и были посредниками входе переговоров о выкупе заложников. Так же евреи работали как шпионы пиратов, будучи торговцами и ведя переписку с испанскими купцами, они хорошо знали куда, когда и откуда отправятся испанские корабли.

Известные пираты:

Синан

Синан, которого испанцы называли «Великим евреем» был еврейским беженцем, изгнанным из Испании. Его семья переехала в Оттоманскую империю. Сперва он был помощником знаменитого турецкого пирата Хайреддина Барбарросы, но позже стал капитаном сам. У турок Синана называли капитан - паша. На пиратском флаге Синана была изображена шестиконечная звезда, которую турки называли Печатью Сулеймана (Соломона), его пиратская база находилась в Алжире. Под командованием Синана находилось 6000 человек. Он захватил Тунис у испанцев в 1538 году, уничтожил испанский флот  и захватил Триполи в 1551 году. В последующем он был назначен главой турецкого флота. Синан был похоронен на еврейском кладбище в Албании.

Моисей Коэн Энрикес

Моисей Коэн Энрикес бежал из Испании в начале XVII века и  командовал отдельной флотилией в составе  корсарской эскадры Питера Хейна и впоследствии  основал на островах (Бикон-Ри) в ста милях юго-восточнее Ямайки. свою автономную пиратскую  базу. Он разделил свою флотилию: четыре лучших фрегата укомплектовал евреями, остальные шесть оставил своему помощнику, приказав действовать самостоятельно, и поднял паруса. Прибыв на Бикон-Ри, Моисей объяснил морякам свою мысль: основать здесь еврейскую республику и жить, как завещано в Торе. Так в самом центре Карибского моря возникла маленькая Иудея. Она просуществовала до 1637 года и была уничтожена большим флотом компании, специально направленным на Бикон-Ри. Евреи сражались до конца и почти все во главе со своим адмиралом, погибли.
               
Яаков Куриэль

Яаков Куриэль родился в еврейской семье. Семья его была насильно обращена в христианство под давлением инквизиции, когда он был ребёнком. Куриэль был капитаном испанского корабля, когда был схвачен инквизицией, но  был спасён матросами, большинство из которых так же , как и он были  марранами. После этого Куриэль сделал своей целью месть испанцам. Он командовал флотилией из трёх пиратских кораблей. По некоторым данным в конце жизни он переехал в в Палестину, в город  Цфат,  где изучал каббалу и был похоронен.*****
               
Давид Абарбанель

Давид Абарбанель родился в Голландии в известной испанской еврейской семье Абарбанелей. В 1580 году  семья решила иммигрировать в Новый Свет, но по пути на их корабль нападают испанцы и в результате в живых остаётся только Давид. После этого он становится матросом английского корабля и быстро продвигается по службе. Вскоре он становится капитаном, получает известность как «капитан Девис» и называет свой корабль «Иерусалим». В течение десяти лет он сражается с врагами британцев в Карибском море, до тех пор пока корабль не исчезает без вести в Атлантическом океане в 1609 году.

Раввин Шмуэль Фаладжи

Шмуэль Фаладжи был сыном главного раввина Кордовы, который был изгнан вместе с другими евреями из Испании в Марокко. В конце  16 века  он прибыл в  Амстердам из Марокко  и основывал там еврейскую общину и синагогу, он так же был послом Марокканского султана в Голландии. Своей целью Фаладжи ставил нанесения максимального вреда Испании, изгнавшей евреев. При согласии голландского правительства, раввин профинансировал создание пиратского флота против испанцев, который возглавил его брат, Йосеф.

Жан  Лафитт

Бабушка и мать Лафитта, принявшие христианство, уехали из Испании во Францию в 1765 году, после того как дедушка будущего пирата со стороны матери сгорел на костре инквизиции за верность иудаизму. Затем они  переехали на Гаити, где и родился Жан. Был он красив, элегантен, храбр, хорошо одевался и  владел оружием. От французских властей получил каперское свидетельство. Первый захват испанского судна он совершил в 19 лет. Вместе с братьями и несколькими единомышленниками Жан купил шхуну и начал грабить испанские корабли в Мексиканском заливе. Скоро у него уже была флотилия из 10 кораблей. На острове Гранд Тэрре пираты создали базу, на которой работало 3 тыс. человек, разгружая и складируя награбленные и контрабандные товары и устраивая аукционы рабов.

В войне между Англией и Соединёнными штатами предложил властям США встать во главе флибустьеров на защиту Нового Орлеана при условии, что власти простят им прежние грехи. Однако, американцы не поверили пирату. Они напали на базу Баратария и разгромили её. Но когда приблизилась английская эскадра из 50 кораблей с тремя тысячами солдат и возникла реальная угроза захвата Нового Орлеана, сменили гнев на милость и допустили флибустьеров к обороне города. У пиратов было огромное количество оружия и боеприпасов и многие историки считают, что именно участие отряда Жана Лафитта явилось основным фактором победы американцев. Жан стал национальным героем. Президент США Джеймс Мэдисон подписал указ о полной амнистии и реабилитации флибустьеров и всех  Лафиттов. Всем им было предоставлено гражданство США. Но, не имея других средств существования и благодаря своей авантюристической натуре, Жан продолжал вести жизнь пирата. Мало того, воспользовавшись антииспанским восстанием в Мексике, он захватил город Галвестон в Техасе, сжёг его дотла, а потом основал на острове в 1817 году пиратское государство - коммуну, которое просуществовало до 1821 года. По одной из версий он погиб в пиратской схватке в 1825 или 1826 году.

               
Моисей Воклэн

Моисей Воклэн (Moїse Vauquelin) флибустьер  промышлявший в Карибском море в 1660-е годы.  Он участвовал в  походах Франсуа Олоне на города Маракайбо, Гибралтар,  Пуэрто-Кавальо  и Сан-Педро. Последнее упоминание о Воклэне встречается в документе, датированном 1670 г.; ветеран флибустьерского промысла вместе с капитаном Филиппом Бекелем участвовал в составлении подробного отчета о Юкатане и Гондурасе для вице-адмирала французского флота графа д"Эстре.

Примечание:

* Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан (название зафиксировано в источниках  15 в. – начала 12 в. до н. э.). Греческий термин «phoiniks» нередко связывается с египетским обозначением финикийцев по роду их традиционной деятельности: «финиху», «фенех» – кораблестроитель, или  с  греческим — «пурпурный» связанным  с  производством пурпурной краски из особого вида моллюсков. На сегодняшний день история заселения Ханаана остается  нерешённой  до конца  загадкой.

** Первую волну семитов, нахлынувшую на древнюю землю Ханаана, многие исследователи связывают с миграцией аккадских племён (5-4 тыс. до н.э.) в Месопотамию. В конце 3 тыс. до н.э. аморейские племена наводнили Месопотамию, сокрушили империю Третьей династии  Ура и образовали Вавилонское царство.

Египетские источники, датируемые 3 тыс. до н.э., свидетельствуют о заселённости Ханаана семитами приток которых из степей соседней Аравии происходил периодически, волнами. Геродот сообщает о том, что в древности финикийцы жили на берегу Красного  моря; откуда они и дошли до Сирийского побережья Средиземного моря . Плиний подтверждает эти сведения, а Юстиниан пишет, что финикийцы покинули свою (Аравийскую) родину из-за землетрясений.

В период 18–16 вв. до н. э. происходит массовая миграция кочевых скотоводческих племен. В 15 в. до н. э. большая часть региона попадает  под египетское владычество. Около 1400 г. до н.э. амореев - «западные люди», самоназвание — «сутии»  изгоняют  из Месопотамии и частично Сирийской степи. Считается, что  от этих изгнанников, устремившихся к окраинам Ханаана, и происходят древнееврейские   племена. И тому есть археологические подтверждения. Так, на воротах (пилонах) древнеегипетского храма в Карнаке сохранилась надпись, перечисляющая те города и местности, которые были завоеваны фараоном Тутмосом III в Ханаане. Там сказано и о таких местностях, которые расшифрованы египтологами, как «Иакоб-эл» и «Иосиф-эл». Относится надпись примерно к 1470 г. до н. э. Таким образом, в начале XV века до н. э. еврейские имена были уже в ходу в Ханаане и даже использовались для обозначения местностей, что говорит об их давнем происхождении в этих местах.

Затем  территорию Ханаана накрывает  новая  волна семитоязычных  народов:  арамеи с севера и  евреи (ивриим) (1) с юга, а затем и волна филистимлян (2)  или  « пеласги » - народа индоевропейского происхождения, оказавшего  большое влияние на развитие мореплавания. Именно ему  финикийцы обязаны  появлению больших килевых кораблей с тараном и прямым парусом.

Очень скоро арамеи,  евреи  и филистимляне образуют особую этническую группу говорящую на одном  финикийском (ханаано – еврейском) языке.  Взаимовлияние филистимлян и семитского населения  Ханаана было так велико, что античный мир просто перестал отличать одних от других. Так, уже в классическую эпоху дельфийская пифия называла финикийцев "троянским народом", а римский историк Тацит уверял, что иудеи – выходцы с Крита. В поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании и даже - до Британских островов. Их опорные пункты находились в Испании (Кадис), в Тунисе (Утика) Сицилии(Палермо), а также  на Сардинии и Корсике. Наибольшее значение приобрели  cевероафриканские  колонии  и , прежде всего, Карфаген - опаснейший противник Рима. В 8 веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией. В 538 году до н. э перешла под власть персов, а в 332 до н. э. была завоёвана  Александром  Македонским.

(1) Начиная с  18 до 16  века до н.э. на территории Египта  появилась смешанная этническая группа - гиксосы. Одни историки уверены, что гиксосы были завоевателями, другие – что они были сынами Иакова, которые вошли в Египет во время великого голода. Этот период  считается  одним из самых  непонятных в истории Египта.
Все документы, касающиеся времени правления гиксосов, были тщательно уничтожены, поэтому XIV,XV и XVI династии фараонов гиксосов остаются одними из самых загадочных династий.  Так в Туринском папирусе № 1874 со списком царей перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стерты. Все исторические хроники внезапно обрываются на 1730 г. до н.э. и возобновляются только после 1580 года до н. э. Сведения о них в Египте содержатся лишь в немногих случайных записях, высеченных на монументах, где они упоминаются как « хапиру». Перевод документов  амарнского  архива  позволил  ряду  учёных отождествить  их с  танахическими  евреями (ивриим ). Иосиф Флавий также  считал, что этноним «иври» происходит от имени правнука Сима Евера и является самоназванием, возникшим еще в Халдее, а не прозвищем  приобретённом в Египте. Существует  и другое объяснение этнонима «иври», приписывающее ему значение «заречные». Принято считать, что так называли евреев ханааняне, поскольку те пришли из-за  реки Иордан  или  Евфрат.

Интересно отметить и то, что  XVI династия гиксосов исчезла бесследно около 1548 г.до н.э. , именно тогда, когда  предки евреев вышли из Египта. (Примерное время исхода их из Египта совпадает с войнами хеттского царя Муватали с армией Рамзеса 2).
То- есть  гиксосы  были, с одной стороны хананеями  (многие гиксосы имели не египетские, а ханаанские имена), а  с другой – непосредственными предками евреев. Манефон пишет, что после военного поражения  гиксосы переселяются в Иудею. Он приписывает им также основание Иерусалима, из чего видно, что он отождествлял гиксосов с евреями. Возможно, изгнание гиксосов египтянами и послужило преданием об исходе евреев из Египта.

(2) Слово «филистимляне» впервые встречается в египетских источниках как название одного из так называемых «морских народов», вторгшихся в Египет в восьмой год правления фараона Рамсеса III (около 1190 г. до н. э.). О происхождении слова Палестина.

Версия первая:
Когда-то  на южным берегу современного Израиля ,в области , которая  называлась Пелешет  жили пилиштим  (филистимляне). Слово «пелешет» происходит от корня «пелеш», который переводится как «те, которые делят или вторгаются».То - есть Палестина – это греческое искажение от ивритского имени плиштим, которое евреи дали пришедшему много столетий назад с греческих островов и осевшему в прибрежных районах Земли Израиля народу.

Версия  вторая:
Греческое название «Палаистина», - земля борцов и присвоил  его Израилю Геродот. Ведь Иаков боролся с Богом и стал Израилем - богоборцем, а «борец» по-гречески  - «палаистес». Еще он пишет, что мужчины Палаистины были обрезанными, а филистимляне – нет. Еврейский философ Филон Александрийский идентифицирует Палаистину с библейской землей Ханаан. Аристотель пишет о Мертвом море, которое находилось на территории Палаистины. Римский генерал Помпей также называл землю Израиля «Палаистиной». А римский император Адриан  дал Иудее название Сирия Палаэстина. Он решил стереть с лица земли непокорную  Иудею а,  чтобы навсегда  искоренить иудаизм  и заодно изгладить из исторической памяти следы пребывания здесь евреев намеренно назвал Ханаан Палаэстиной (Палестиной ).
После Первой мировой войны, не ранее 1920 года, с «лёгкой руки» римского императора Адриана, британцы, из арабов подданных Османской империи и исторически представляющих собой часть арабской общины, искусственно  создали Палестину, впрочем, как и другие национальности  в пределах своей империи.
 
*** Прозвищем «Марран» (в просторечье - «свинья», ввиду того, что они не едят свинины) называли тех испанских евреев, которые «приняли христианство по принуждению или же только для виду», вследствие жестоких преследований 1391 года, а потом и 1490-х годов. Хотя в действительности первые марраны появились еще при вестготском вожде Сизебуте (612—621гт.).

**** На еврейских надгробных памятниках встречаются  парусник и череп и кости. Изображение судна встречается уже на еврейских погребальных памятниках III века н. э. из Бейт-Шеарим.
 (Бейт-Шеарим был основан как город в конце 1-го в. до н.э. С начала 3 века  Бейт-Шеарим - город мертвых, - центральное место погребения евреев,  вырубленный  в скале около 2000 лет назад. Это город  с  системой подземных пещер, катакомб с погребальными нишами, забитыми саркофагами. Комплекс захоронений в  Бейт-Шеарим, в настоящее  время, израильский   национальный заповедник расположенный в Кфар-Амаль около Кирьят-Тивона).

Этот мотив имеет двоякое значение. С одной стороны, он указывает на занятие мореплаванием и морской торговлей, характерное для многих евреев, начиная с первых веков новой эры. Распространение изображения парусника, по-видимому, связано с международной активностью евреев, поскольку в Восточной Европе этот мотив появляется изначально в городах, служивших центрами трансевропейской торговли. С другой стороны, корабль символизирует путешествие, совершаемое душой после смерти.

Череп и кости  также встречаются во многих местах местах  на еврейских надгробиях . Это не только кладбища Карибского региона ( Кюрасао, Суринам), но и Западная Европа (Амстердам, Альтона и др.).
Изображение черепа и костей, на надгробиях  кладбища Хантс-Бэй на Ямайке очень хочется  связать с тем фактом, что в конце XVII века Порт-Рояль был центром пиратства. Именно в качестве символа смерти, призванного запугать противника, появляются они и на пиратском флаге. Впервые череп и кости появился на мачте французского пирата Эммануила Вэйна в самом начале XVIII века. Прообразом знаменитого «Веселого Роджера» (череп и две скрещенные кости на черном фоне), скорее всего, служил международный флаг, означающий, что на борту - эпидемия (например, чумы).

Такой флаг представлял собой две диагональные белые полосы на черном фоне (затем трансформировавшиеся в две белые кости). Пираты, иногда поднимавшие на флагштоках своих кораблей флаг эпидемии, демонстрировали, что они так же страшны, как и чума, и одновременно отпугивали более сильные военные корабли.

Череп и кости  в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, а не только устрашения, разрушения и смерти. Кости и воскрешение мертвых в библейской традиции связано с 37-й главой книги Йехезкеля, где говорится о «долине сухих костей», оживающих по воле Б-жьей. Согласно еврейской традиции мертвые пребывают в могилах до времени прихода Машиаха, после чего их тела восстанут из могил, причем воскрешение должно начаться с некой «нетленной» косточки луз. По некоторым мнениям, мертвые воскреснут только в Стране Израиля, поэтому территория любого кладбища приравнивается по святости к земле Израиля.

В христианской символике череп также связан с местом распятия Иисуса – горой Голгофа, название которой и означает по-арамейски «череп» (гулголта). Таким образом, для христиан череп символизирует смерть и воскресение, перекрещенные кости, конечно же, связаны с образом креста. Так что, по - видимому, череп и кости заимствованы  западноевропейскими евреями.
   
***** Известно, что Яаков Куриэль возвратился в Эрец-Исраэль, поселился в Галилее, вел очень скромный образ жизни, занимался Каббалой и написал несколько книг .После смерти он был похоронен в Цфате, рядом с великим каббалистом  Аризалем  (рабби Ицхаком Лурией Ашкенази), а о жизни этого человека поведал любимый ученик Аризаля  рабби  Хаим Виталь Калабри в книге «Сефер Хезъенет». Но история с равинами кажется очень странной, как минимум даты:
Рабби Ицхак Лурия Ашкенази (ивр.), (1534, Иерусалим — 1572 г., Цфат / умер 5 ава 5332 г. по еврейскому календарю) — иудейский богослов, создавший новое направление в мистическом учении Каббала. Его именем названа школа лурианской каббалы.
Хаим бен Иосеф Виталь (1543 г., Цфат — 1620 г., Дамаск) — каббалист, поэт, оказал значительное влияние на развитие поздней каббалы. Его иногда называют рабби Хаим Виталь Калабрезе, поскольку его семья была из Калабрии (Италия). По еврейскому календарю он родился в 1-й день месяца Хешван в 5303 году, а ушёл из жизни в 30-й день месяца Ниссан 5380 года.

Если верить тому, что Яаков Куриэль, учился у Аризаля и Виталя, то получается, что речь идёт не о пирате доне Яакове Куриэле, а о гамбургском купце Якове Куриэле алиас Дуарте Нуньез дэ Коста (Jacob Curiel alias Duarte Nuez de Costa).Duarte Nunes da Costa alias Jacob Curiel aus Hamburg (1585- 1664 гг.).
Выходит, что Яаков Куриэль - кабалист пиратом не был, а пиратом был капитан трех пиратских кораблей совсем другой Яаков Куриэль.

В 1495 году состоялось аутодафе над офицером испанского флота доном Яго дэ Сантахель и Нуньез де Коста. Семья Нуньез дэ Коста в отличии от Сантахелей христианства вообще не принимала и подобно роду Абраванелей до второго августа 1492 года перебралась в Португалию откуда переселилась в Амстердам. До крещения род Сантахелей назывался «Куриэль дэ Тудэлла» и весь род Сантахелей был крещен в период с 1483го по 1492 годы. Аутодафе Яго дэ Сантахеля состоялось, точнее должно было состоятся 14го марта 1495го года в Палос дэ ла Фронтера, но Яго был освобожден моряками которые в основном были такими же марранами как и он.

К тому же освободившие Яго дэ Сантахеля моряки угнали гордость андалузской флотилии один из первых боевых галеонов Испании (Санта Марию) которая приплыла в Испаньёлу уже под названием «Эсперанца».Судя по всему, первую помощь Яго Сантахелю оказал родной брат Колумба - Бартоломео Колон, поэтому дону Яакову удалось купить ещё одну каравелу «Перла Негра» и галеру «Рапиду», после чего собрав команду из марранов уже сменивший имя дон Яго дэ Сантахель на Яаков дэ Куриэль отправился в Луизиану (которой в те времена ещё не было) и основал поселение Санта Эстэр которое позже стало столицей сефардских пиратов. И похоже, что именно о нём ходили легенда как о беспощадном еврейском пирате Яакове.