Глаз

Галина Мажейкина
Я наблюдала  за процессом съемки во время показа. Десятки фотокорреспондентов впились зрачками  в окошечки объективов. Щелчок фотоаппарата,  и вот  родилась она – Фотография,  такая  разная и непредсказуемая. Характер фотографии есть зеркальное отражение характера ее создателя,  его почерк, который легко идентифицируется.  Фотограф свободен в выборе кадра,  но фотография, как    истинная леди, не выберет любого. Она кокотка,  играющая с фотографом, и только тот из них, который  предан  ей до глубины души, считая ее  единственно желанной, будет награжден счастьем чувствовать всю  глубину ее  игры в трагизм и комичность, простоту и сложность, красоту и уродство. И именно  в этом случае фотограф становится сотворцом   безумно увлекающей  игры в …”СМЕРТЬ”!? Миг, запечатленный в фото,   всегда  в прошлом и,  следовательно,  был. Миг умер, едва родившись. Фотограф  документально свидетельствует об этом. Завораживающая магия,  погружая в  вечность,  делает его сопричастным  к неведомому. Именно таким мастером мне видится Дмитрий Коробейников, для которого процесс фотографирования – есть магический ритуал. 

Осознаю ли я правильность  моей позиции по отношению к фотографии? Быть сопричастной к процессу, видеть и чувствовать  творческий акт, чтобы потом, после съемки, когда обрабатывается снятый материал, писать о  том впечатлении, которое  получаешь. Увидеть глазами другого то, что открыто только ему,  означало для меня стать им,  прикоснувшись к неведомому миру другой души.   

Как рождается образ? У художника он вынашивается в душе, сердце или навеян впечатлениями от множества увиденных образов. В результате возникает синтетический объект, наделенный живописцем некими придуманными им  эстетическими и духовными качествами, чаще всего теми, которые вынашивает его собственная душа.

У фотографа процесс абсолютно другой, есть готовый объект, который нужно «схватить глазом», и часто на  «захват» отпускается доля секунды, если речь идет о репортажной съемке. Существует метафора, о затылке, чувствующем  опасность, так и фотограф на  подсознательном уровне считывает правильность и  удачность композиции в фотографии. Красота, требующая жертв,    проявляется   сжиганием себя во имя искусства. Прелесть в сиюминутности результата, сразу проявлено - талантливо или нет. Если нет – Delete, если удача – Save. У живописи все иначе, муки творчества и вечное ожидание  вдохновения. У фотографа нет времени для размышления,   глаз настроен всегда на объект и процесс съемки. Опыт, опыт и еще раз опыт, именно тогда не возникает мусора, кадр  сам рождает образ. Умение добиваться совершенства  художественной формы – это огромная награда за труд и преданность делу.
Когда я смотрю на солнце, я становлюсь его лучами; когда я вижу капли дождя на стекле, я  капля, впитавшая в себя все капли океана дождя; когда  мороз раскрашивает окна причудливыми узорами,  я та самая льдинка, которая приняла участие в создание шедевра дедушки Мороза. Я создатель сказки, которую дает мне Camera, она Смерть и она же Жизнь, так как между ними нет границы. Нет прошлого и нет будущего, есть только сейчас, и умение показать Другому это сейчас –  великий талант преображения мира с помощью  ФОТОГРАФИИ.
Это эссе было рождено  после просмотра дефиле ART FRESH      на одной из  московских выставок в Гостином дворе. Я представляю здесь  фотографии  Димы Коробейникова, отличного фотографа и замечательного человека, его образы и  его взгляд - есть отражение эпохи нашего времени. Умение распознать в сумасшедшем мире масс-медия фантастическую гармонию красоты – эту сверхзадачу он ставит перед собой, говоря при этом  «пускай люди посмотрят», чем больше зрителей увидит красоту, тем больше будет доброты в мире.  Чудак, Романтик, но, без таких, как он, жизнь была бы скучна…   

Эссе опубликовано в журнале "Гипертекст" №1(15) 2011
Фотография любезно предоставлена фотографом Дмитрием Коробейниковым.