Новые симптомы старой болезни

Татьяна Мацук
Эта статья, опубликованная в декабре 2003 г. и становящаяся всё более актуальной, посвящена истокам терроризма и мерам, которые необходимо принять для того, чтобы изменить ситуацию в мире, грозящую глобальной катастрофой.

                Годовщина захвата заложников на Дубровке, когда в результате
                операции по их освобождению погибли (по официальным данным)
                130 актеров и зрителей мюзикла «Норд-ост», не стала поводом
                для публикаций о причинах террора лишь потому, что без
                подобных поводов обходится теперь редкий день. Все, не
                отказавшиеся еще от вредной для здоровья привычки читать,
                смотреть или слушать новости, давно выучили наизусть: Чечня,
                Израиль, Ирак, Афганистан, далее - везде. И в речах политиков,
                произносимых на всевозможных форумах и саммитах, международный
                терроризм, похоже, занял пустующую нишу, в которой ранее
                располагались: с одной стороны – «гидра мирового
                империализма», а с другой – «империя зла». Ось противостояния
                развернулась на 90 градусов. Теперь это не Восток-Запад, а
                Север-Юг. Но ареной основных событий остается Евразия -
                крупнейший континент, колыбель различных культур, религий,
                цивилизаций, а также мировых войн.

                Тема терроризма подается сейчас таким образом, что возникает
                впечатление: так называемый цивилизованный мир столкнулся с
                чем-то новым, во многом иррациональным и непредсказуемым, и,
                чтобы противостоять этому, приходится прибегать к усечению
                таких фундаментальных ценностей, как гражданские свободы и
                неприкосновенность частной жизни.

                Между тем терроризм как насилие, убийство с целью устрашения
                сопровождает человечество на протяжении едва ли не всей его
                истории. Государственный террор, политические убийства,
                уничтожение инакомыслящих, иноверцев и людей другой этнической
                принадлежности, партизанские и гражданские войны - все эти
                явления, так или иначе связанные с терроризмом, давно и хорошо
                нам знакомы. Их причины почти всегда надо искать в нерешенных
                проблемах общественной жизни. Это проявления не силы, а
                слабости позиций, причем всех участвующих сторон, а не только
                той, которая прибегает к подобного рода «показухе», чтобы
                казаться сильнее, чем это есть на самом деле.

                Действительно, ни Иван Грозный, ни Сталин, ни Гитлер не были
                ни физически, ни духовно сильными людьми. А Брут вряд ли бы
                оказался в истории рядом с Цезарем, если бы не убил его. С
                другой стороны, если бы Россия не была на протяжении большей
                части своей истории «клубком всех и всяческих противоречий»,
                граждане Веймарской республики не чувствовали бы себя
                экономически задавленными и морально униженными, а западные
                демократии не погрязли бы в борьбе за сферы влияния, тяготах
                Великой депрессии и собственных социальных проблемах,
                человечество, возможно, вошло бы в третье тысячелетие новой
                эры гораздо более соответствующим заповедям Христа и других
                великих гуманистов. Да и Цезаря, будь он по-прежнему силен, не
                решились бы убрать никакие заговорщики.

                Войны во Вьетнаме и Афганистане, в которых к террористическим
                методам прибегали обе стороны, приняли затяжной партизанский
                характер и были в итоге проиграны несравнимо более сильными в
                военном отношении странами не только потому, что фактически
                велись двумя сверхдержавами, но, прежде всего, из-за моральной
                слабости позиции оккупантов и их неспособности ликвидировать
                социальную базу сопротивления. Сейчас аналогичная проблема
                возникает у Соединенных Штатов в Ираке. Саддам Хусейн,
                конечно, был кровавым диктатором, и большинство граждан страны
                должны приветствовать его свержение. Но не таким способом,
                когда сначала за них (а заодно и за мировое сообщество) все
                решили, потом пошвыряли им на головы бомбы, убили сыновей и
                внука диктатора. Сам же Хусейн вместе с соратниками сумел
                скрыться и, безусловно, будет мстить. А в довершение всего, и
                без того задавленная бедностью в результате длительных
                экономических санкций страна теперь разграблена, наводнена
                выпущенными на свободу преступниками и экстремистами из
                соседних стран. И это при 70-процентной безработице и наличии
                оружия в каждом доме.

                Сторонники преимущественно силовых методов борьбы с
                «международным терроризмом» пытаются доказать независимость
                этого явления от социальных проблем и, в частности, проблем
                бедности на том основании, что среди террористов много людей
                хорошо образованных и отнюдь не бедных. Да, конечно, апологет
                фундаментального ислама саудовский миллионер Усама бен Ладен
                ударился в терроризм не от тяжелой жизни, как и Шамиль Басаев.
                Разного рода фанатики, авантюристы, люди с неустойчивой
                психикой всегда присутствуют в экстремистских течениях. Но вот
                только умирать за идею или «правое дело» они обычно не
                торопятся, наоборот, их привлекает возможность прославиться
                или занять определенное положение. Смертниками же становятся в
                основном от отчаяния. Это униженные и оскорбленные, которым
                нечего терять в настоящем и ждать от будущего, или люди с
                обостренным чувством справедливости, которые переживают
                страдания ближних как свои собственные.

                Убийство царя-реформатора Александра II народовольцами
                Перовской, Желябовым и Кибальчичем представляется типичным
                примером такого рода терроризма. Трагедией «единоборства
                русской власти и русской интеллигенции» назвал это событие
                Николай Бердяев. В книге «Истоки и смысл русского коммунизма»
                он приводит слова главы «Народной воли», выходца из крестьян
                Андрея Желябова, сказанные им на суде: «Крещен в православии,
                но православие отрицаю, хотя сущность учения Иисуса Христа
                признаю… Я верю в истину и справедливость этого вероучения и
                торжественно признаю, что вера без дел мертва есть и что
                всякий истинный христианин должен бороться за правду, за право
                угнетенных и слабых, и если нужно, то за них и пострадать:
                такова моя вера». Христианский философ, духовный сын
                Достоевского Бердяев называет террориста Желябова «героической
                личностью», добавляя: «И такой человек из частных мотивов, из
                любви к правде, должен был жизнь свою отдать на организацию
                убийства. Это страшная трагедия русской жизни».

                Сейчас подобную трагедию переживает не один народ из числа
                проживающих на территории Евразии. И не только здесь.
                Истинных, по-настоящему действенных решений проблем Чечни и
                Палестины пока не видно. Результаты военной операции,
                проведенной Соединенными Штатами и их союзниками в
                Афганистане, тоже не слишком обнадеживают: Усама бен Ладен не
                пойман, его организация окончательно не разгромлена, экономика
                страны держится в основном на наркотиках, нормальной мирной
                жизни там до сих пор нет.

                Налицо патовые ситуации, в которых ни одна из сторон не
                занимает по-настоящему сильной позиции. И терроризм есть
                следствие такого положения вещей. А в том, что он разрастается
                и принял международный характер, повинны не столько
                телевидение и средства коммуникаций, невольно «пиарящие»
                действия террористов и позволяющие им достичь большего
                эффекта, сколько глобализация в целом.

                Нравится нам это или нет, но мы входим в новую стадию развития
                человечества. Размножившись, заполонив собой и результатами
                своей деятельности всю планету, мы стали не только оказывать
                сильное влияние на окружающую среду, но и неизмеримо больше,
                чем когда-либо зависеть друг от друга. Рынки, корпорации,
                преступность у нас теперь международные. Почему же терроризм
                должен оставаться локальным?

                Но после 11 сентября 2001 г. возникает и другой вопрос: почему
                международный терроризм принял такие масштабы и произошло это
                именно сейчас. Газеты писали о начавшейся войне между Севером
                и Югом, между бедностью, в которой пребывает большинство
                населения Земли и богатством «золотого миллиарда», между
                молодой, находящейся на уровне средневековья исламской и
                старой, развитой христианско-иудейской цивилизациями, между
                варварами и культурой, между носителями абсолютного зла и
                демократических ценностей и даже… между
                завистниками-неудачниками и теми, кто преуспевает. Любое из
                приведенных определений указывает на серьезность и
                глобальность конфликта, но не отвечает на поставленный выше
                вопрос, а значит, не поможет предсказать исход противостояния.


                Поставив в центр своего мировоззрения человека как высшее
                существо, созданное по образу и подобию Бога и зависящее
                только от его и своей воли, европейская христианская культура
                веками пыталась забыть о том, что мы - часть природы,
                подчиняющаяся всем ее законам. Традиционная западная наука до
                сих пор скептически относится к большинству теорий,
                связывающих социальные процессы и течение истории с
                естественными факторами. Но, похоже, в основе происходящих
                событий лежат, по меньшей мере, два из этих факторов:
                цикличность развития человечества и влияние солнечной
                активности на поведение людей.

                Мы живем в очень сложно организованном мире. И для того, чтобы
                он мог существовать как достаточно стабильная система, законы
                его функционирования должны быть всеобъемлющими и весьма
                простыми. Мы сами и все, что мы видим вокруг себя - это тоже
                системы, вовлеченные во всевозможные циклические процессы -
                будь то повторяющееся деление клетки или вращение Земли вокруг
                Солнца. Естественно предположить, что и человечество в своем
                развитии не должно выпадать из этого ряда. Чтобы понять, что
                происходит, надо искать подобия и выявлять в истории не
                параллели, а циклы.

                Если считать, что все системы, независимо от их размеров,
                физической, химической, биологической или социальной природы,
                рождаются, развиваются и умирают в соответствии с некоторыми
                общими законами, то человечество в целом можно уподобить
                одновременно и отдельному человеку, и его семье. Оно растет,
                проходя стадии младенчества, детства, подросткового возраста и
                т.д. А подобно семье, обеспечивает свое выживание благодаря
                смене поколений, что означает и смену групп лидирующих,
                наиболее сильных народов. Пока люди не научатся защищать себя
                от глобальных катастроф, неравномерность развития
                приспособленных к разным условиям существования этносов, по
                всей видимости, останется одним из факторов выживания
                единственного на планете разумного вида.

                Таким образом, смена цивилизаций представляется вполне
                естественным явлением периодического процесса, один из циклов
                которого составляет, вероятно, около двух тысяч лет.

                Другой вопрос, как именно эта смена происходит. До сих пор
                человечество как вид, похоже, находилось на стадии детства и
                вело себя крайне неразумно. Вместо того, чтобы понимать, что
                «младшие» - это не неполноценные «старшие», а просто
                находящиеся на другой стадии развития, со своими потребностями
                и особым мировосприятием, соответствующим условиям, в которых
                они живут, их эксплуатировали и использовали, как только
                могли, выступая с позиции силы. И они, со своей стороны,
                становясь более биологически сильными, отвечали своим
                обидчикам по полной программе. Но, уничтожив античную
                культуру, варвары все равно пошли, в конечном счете, по тому
                же пути. И вот сейчас они находятся в положении, подобном
                положению Рима накануне падения. Поражаясь фанатизму
                радикальных исламистов, не ценящих ни свои, ни чужие жизни,
                стоит вспомнить поведение первохристиан и последующие
                крестовые походы. Кстати, и великомученица Татиана, как
                известно, разбивала статуи античных богов, которые мы теперь
                считаем шедеврами - чем не действия талибов по отношению к
                статуям Будды? Время другое, а поведение людей - все то же!

                Но нынешняя ситуация, естественно, не вполне идентична той,
                что была две тысячи лет назад. Ни один из народов мира не
                имеет уже возможностей для маневров независимо от других.
                Глобализация требует более взрослых взаимоотношений внутри
                планетарной семьи. В противном случае мы просто сами себя
                уничтожим, что случается порой с неразумными детьми. А если
                кто и выживет во время всеобщей бойни или катастрофического
                изменения климата, то это будут, конечно, не высокоразвитые
                страны с их предельно низкой рождаемостью и привычкой к
                комфорту, при которой солдаты не способны воевать при
                отсутствии туалетной бумаги.

                Все вышесказанное означает следующее. Человечество подошло
                сейчас к точке смены своего состояния, т.е. к переломному
                моменту истории, в котором у него есть выбор одного из трех
                вариантов:

                - уничтожить себя целиком;

                - уничтожить наиболее развитую свою часть и вернуться на много
                веков назад;

                - повзрослеть и выйти на качественно новую стадию развития,
                которая обеспечит преемственность поколений в семье народов.

                Международный терроризм - это проявление стремления «новых
                варваров», вернее, их наиболее радикальной части пойти по
                второму пути. Но если сейчас начнется крупномасштабная война,
                то наиболее вероятным ее исходом будет, скорее всего, первый.
                Уж слишком хорошо мы научились уничтожать друг друга! К тому
                же солнечная активность никак не пойдет на спад. А
                замечательный русский ученый-энциклопедист Александр
                Чижевский, подробно проанализировав еще в 20-е годы прошлого
                столетия более чем двухтысячелетний период истории
                человечества, пришел к выводу, что серьезные эпидемии и
                социальные катаклизмы приходятся на годы, когда наблюдается
                наибольшая активность Солнца, и у людей вследствие этого
                понижается иммунитет и резко возрастает эмоциональность.
                Достаточно отметить, что именно такими годами были 1917 и
                1941. Начинать в такой период военные действия – значит
                подлить в огонь еще бензина.

                Есть три способа разрешения ситуаций, приводящих к терроризму.


                Во-первых, силовое решение. Но тогда, похоже, придется
                поступать так, как поступили с американскими индейцами или как
                Сталин поступил с неугодными ему народами. Уничтожение
                отдельных лидеров, как показала недавняя практика, далеко не
                всегда возможно и коренным образом положения дел не меняет. А
                убийство, например, генерала Дудаева, на мой взгляд, только
                усугубило ситуацию в Чечне, поскольку на место одного
                советского генерала стало претендовать множество полевых
                командиров.

                Во-вторых, переговоры. При отсутствии решения социальных
                проблем, ни в Израиле, ни в Чечне они не привели к должному
                результату.

                В-третьих, уменьшение и постепенная ликвидация социальной базы
                терроризма. С этого, наверное, и следовало бы начинать.

                Разумный выход из создавшейся ситуации у людей, считающих себя
                цивилизованными, только один: не противопоставлять себя
                остальному миру, пусть даже и питающему к ним неприязнь, а
                попытаться объединиться со всеми, кто хочет жить, а не
                умирать. Но для этого надо поменять существовавший до сих пор
                порядок вещей. Речь идет не о капитуляции, а, наоборот, о
                настоящем наступлении вместо обороны.

                Надо признать очевидное: ситуация в Афганистане, в Чечне, в
                Палестине, во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки
                - это результат политики, проводимой там на протяжении веков
                более развитыми странами. И Россия - один из активных
                участников этого позора. Да, террористы должны быть наказаны.
                Но прежде чем начать «мочить их в сортире», надо объявить о
                готовности созвать не очередной «междусобойчик», а всемирную
                конференцию по борьбе не против кого-либо или чего-либо, а за
                изменение сложившихся в мире отношений. Необходимо сделать то,
                что не было сделано в начале 1990-х, когда пал «железный
                занавес». Надо срочно начать решать все насущные проблемы
                человечества. И не с позиций силы, а исходя из баланса
                интересов всех народов и каждого отдельного нормального их
                представителя. Необходимо создать глобальную систему
                коллективной безопасности, упорядочить рынок вооружений,
                открыть рынки развитых стран для товаров стран «третьего
                мира», найти решение проблем лишенных собственной территории
                народов, начать всерьез бороться с голодом, бедностью и
                перенаселением, оказать всевозможное противодействие
                глобальному потеплению, дать женщинам - наименее агрессивной
                части человечества - действительно равные права с мужчинами и
                возможность играть серьезную роль в общественной жизни не
                только самых передовых стран.

                Это далеко не полный список задач, успешное решение которых и
                есть главная составляющая в борьбе с терроризмом. Конечно,
                понадобится много сил, средств и времени. Но сейчас необходимо
                хотя бы заявить о готовности идти по такому пути. И заявить
                так, чтобы поверили, а не подчинились в очередной раз силе не
                разума, но оружия. В противном случае, цивилизацию ожидают
                серьезные потрясения, и через некоторое время подчиняться
                военной силе придется уже тем, у кого ее на данный момент
                больше.


Опубликовано в журнале "Евразия сегодня", декабрь 2003 г.