Безвременье и вечность. Пустота позитивного

Олег Ханов
Согласно известной истории, первый человек, породивший нынешнее племя своих многочисленных потомков, когда-то пребывал в раю, где все было так хорошо, что понятия "зло" и, соответственно, его отрицание - "добро" не существовали, познавать было нечего. Там была вечность, и время, будучи мерой изменений, никак не проявлялось. В этом метафизическом образовании, если и были какие-то изменения, - они не подрывали существующую систему и не приводили к следствиям, которые могли бы нарушить гармонию. Такие изменения ни на что не влияли и можно было считать, что их и вовсе не было. Во всяком случае, они не запускали какие-то процессы, механизм времени бездействовал. Рай оставался тождественным самому себе, какие бы формы он не принимал.

И вот однажды случилось деяние греховное, злое, не совместимое с райскими канонами. Время начинает свой отсчет...

Для сохранения первозданной чистоты, т.е. самого понятия "Рай", непременным атрибутом которого является вечность, человек вместе с временем, которое он запустил, был удален оттуда и перемещен в реальность, где и пребывает до сих пор. В этой реальности много зла, которое по-прежнему подпитывает время. И будет так, пока не будет серьезных оснований для того, чтобы воскликнуть: "Остановись мгновенье, ты безгрешно!". Но, кажется, человека вполне устраивает его текущее состояние, и потому уже никто никогда не скажет этих слов.

Вся сознательная жизнь человека прошла за пределами рая, что сформировало положительное восприятие времени. Его натуре, стремящейся к действиям и переменам чужда неподвижная райская вечность. Пусть время есть порождение зла, но оно (согласно все той же истории) пробудило разум, для которого тягостно безвременье в любых его формах и он робко тянется к той далекой полузабытой первопричине своего существования, стараясь не называть ее имя...

Итак, время есть мера изменений, но как уже было отмечено, степень изменений бывает разная и также бывают различными ощущения времени и его эмоциональное восприятие.

Мы не замечаем того, что считаем естественным и правильным, даже если это совсем новое, которого раньше не было. Вырастая из хорошо знакомого, будучи его продолжением, оно не задевает наше внимание, легко и сразу пополняя существующие образы. Новое, гармонично вписавшееся в наше окружение, теряет свои границы, сливаясь со всем остальным. Мы видим в нем то, что ожидали, даже если об этом никогда не думали. Теряя свои очертания, оно быстро становится невидимым.

Тем более, мы не замечаем (не обращаем внимания) на "естественное и правильное" (иными словами - хорошее, или даже прекрасное), когда оно повторяется изо дня в день, образуя привычное пространство благополучного обитания. Но прекрасное и обыденное не могут определять одно и то же. Это антиподы (которые, впрочем, иногда способны заменять друг друга).

Нас не может радовать уходящий день только тем, что он "как две капли воды" был похож на предыдущий. Нам этого мало, хочется большего. ...Сегодня не было терактов, стихия не обрушилась на город, дорога к дому не была перекрыта, сын не принес двойку, и даже автобус пришел по расписанию. - Информации нет, запомнить нечего. День прошел ожидаемо, планово и скучно. Прошел так незаметно, что его как будто бы даже и не было, во всяком случае в памяти он не останется.

И только когда пробуждается зло и происходит что-то из списка плохого, мы понимаем, - как было хорошо, пока такое не случилось. Лишь преодолев это плохое, мы получаем в награду частицу заслуженного счастья. Но вскоре вновь возвращаемся в скучную размеренную жизнь, скупую на награды, которые, к тому же, дорого стоят.

Такова жизнь. Точнее - ее человеческое восприятие, согласно которому новое, не конфликтующее с устоявшимися представлениями, не слишком интересно. Оно будет принято как должное и быстро забыто, не доставляя большого или длительного удовлетворения. И также быстро будет забыт человек, который способствовал его появлению. "Неконфликтное" можно назвать иначе - "доброе". Следовательно, "сеять добро" - занятие не только неблагодарное, но и предосудительное - оно заведомо не приводит к счастью. Человек, который этим занимается, достоин порицания и обычно его получает в полной мере.

Напротив, "сеятель зла" способен нас убедить в том, что что-то изменилось и только он может заслужить нашу большую и искреннюю ненависть. А крайности, как известно, сходятся, любовь и ненависть переплетены. Они питаются из одного источника - неравнодушия. Преодоление зла оставляет надежду на яркий всплеск мимолетного счастья, без которого жизнь остается пустой формальностью. Как это было когда-то в раю.

Райская жизнь прекрасна и желанна, пока она фантастически далека. Как Западный мир в сознании советского человека.

13.01.2011