А. В. Щукин. Не стало времени... 67г. 3

Галина Щукина
  Думаю самое время написать о себе, о своей скромной персоне, долгое время, не отделявшей себя от сашиной жизни, и сейчас, ещё пытающейся прислониться к его необыкновенной судьбе.

  Наступил 1967 год. Встречала его со своими закадычными подругами Ларисой и Таней у себя дома.
  Потом опять обычная жизнь: учёба в вечернем институте, работа на ТЭЦ, в Службе релейной защиты (школьную практику там проходила).
  На работе мужской коллектив, только начальник женщина, - Людмила Гайковна Бадамянц. Умная, красивая, чуть старше 30-ти лет, невысокого роста, спокойная, но с характером. Часто рассказывала мне о замечательном городе Баку, где проживала раньше с родителями, (мама русская).

((И наша страна тогда была - Союз Советских Социалистических Республик).

Запомнился пожилой опытный электромонтёр Александр Климович. Его дочь Светлана, моя одноклассница, с ней и сейчас дружу.
    От него очень доставалось членам КПСС, которые в профессии "не блистали", а всё больше по партийной линии продвигались. Теперь-то, после крушения страны в 1991 году, я это его раздражение особенно понимаю, и то, что он, беспартийный, был более коммунистом, не боялся поднимать голос, когда все молчали. Дожил до девяноста шести лет, стал ярым сталинистом и жутко ругал либералов...

Его старший брат несколько лет провел в  лагере, и когда оттуда
 вышел, наказал своим сыновьям никогда не выступать против Советской власти, т.к. она Наша, Народная... Остается только догадываться, что солагерники, выступавшие против  неё, не показались ему своими.

  Относились ко мне в коллективе хорошо. Я старалась, выполняла все поручения: скопировать чертежи, (после превращения их в "монтажно-принципиальные"), отнести на подпись, проявить фотоплёнки, навести порядок в папках, документах, инструментах и пр.
 Собрать схему для проверки, снимать показания приборов,- это я могла, но, если что-то отказывало, здесь нужен был мужской ум, умелые руки и большой опыт. Я очень уважала наших мастеров за всё это, (дилетанты в энергетике не приживаются).
Были и молодые ребята. Старалась вести себя с ними независимо.

Сегодня 17.02.23г., перечитала свои доводы, почему ко мне "относились хорошо", показалось неубедительно, решила еще вспомнить, как мы всем рабочим коллективом  ходили "на природу" к реке, меня с молодой сотрудницей (калькировщицей Маргаритой), попросили кого-то встретить на трамвайной остановке. Мы шли и  пели песню "За туманом" Ю.Кукина.
Когда вернулись, песня была готова,и мы спели ее для всех. Имели успех... Понимаю, что мелочи, но ведь вспомнила.


 С подругами проще; проводила с ними всё своё свободное время - устраивали посиделки с песнями, ходили в кино, на концерты, выезжали на природу (дачный участок)...

Да, у меня было ещё одно занятие. Ждать письма и отвечать на них.
Но, это другая история.
 
Волгоград.  9.01.67г.

…Сегодня уже понедельник. Сейчас часа 4. Дневалю.
 На улице – красотища. Зима. Уже не так холодно, а  может,  привыкли.
Уже 67 год. (…)
На уроках «физо» ходим на лыжах. С первого раза пробежал 5 км на 3-й разряд. Во как! Вчера на батуте пытался изобразить сальто назад с поворотом вокруг оси на 360°.
Больше пока не буду – хочу попасть домой.
 Сдал по физике зачёт по молекулярной физике – 4 балла. Доволен. Закончили аналитику. И принялись за неопределённое интегрирование. Начерталку кончили, начали черчение. Дело - к финишу.
 
Новый год встречали в спортзале. Ребятки поработали здорово. Оформили так,– что я ещё никогда не видел. Не было только музыки. Был паршивый магнитофон и записи соответствующие...
А первого числа пустили в «увольниловку».
 Сейчас случился небольшой «аврал». Слышу шаги, - выскочил из класса – отлегло – уборщица пришла,  значит сейчас около 5-ти утра.
А второго уже занимались. Был семинар по истории и ещё «чего-то».
Уже прошла первая неделя нового года...
 
Сегодня, в смысле уже вчера, слушал одну «вещицу» - «26 секунд» что ли называется, «об» нас,  «об» курсантах.

(( Саша знал, как писать правильно слова, но этой неправильностью,иронией часто намеренно снижал пафос повествования)).

Точнее об одном парнишке, который не покинул машину над городом, а дотянул до Волги и погиб. Это кажется в «Кругозоре» записано…
«А хоть куда,  а хоть в десант – такое звание курсант». Это всё,  что я запомнил из припева. (…)

Саня.


г. Волгоград.  19.01.67г.

…20 минут в моём распоряжении. Ну, что можно сделать за 20 минут? Сделать-то можно,  а написать?!
Скоро экзамены. Осталось ровно 2 недели. Но, даже не об этом надо писать. Что не знаю,  что будет,  если не вырвусь в отпуск. И, что писать всё труднее. Не знаю почему? Если бы ты могла услышать,  я бы наговорил,  наверно, кучу слов, самых-самых.  Нет, вру, наверно,  молчал бы. Что можно сказать. И зачем?... И что соскучился со страшной силой. И что не могу поверить, что буду летать…

Саня.



г.Волгоград. 24.01.67г.

…Времени становится всё меньше. Не знаю смогу ли ещё что-нибудь написать до окончания экзаменов. Не веришь? А я и сам не могу поверить, что у Саши Щукина не стало времени. Раньше его не было,  наверно,  от безделья.

Такого «мандража» давно не было, да и вряд ли был раньше.
Конечно, знаю, что в нужный момент стану абсолютно спокойным, соберусь, а  пока иногда побаиваюсь.

Сегодня небо такое чистое, что можно при наличии крохи воображения, увидеть другие миры. Неделя непрерывных ветров.
«Тополя»(песня) - рядом у соседа приёмник работает. Кажется,«Аккорд» исполняет,  здорово! Такой интерпретации ещё никогда не слышал.
Так вот, неделя ветров, а сегодня к ночи такая тишь, что можно услышать за «тыщщу» вёрст. И небо. Чистое - чистое. Звёзд мало, но они от этого ещё ярче и желаннее.
Галь, это ведь ничего, что я,  может,  много не успеваю знать,  ну в смысле, хотя бы новых песен,  фильмов,  книг? Галь, это стоит того,  что будет. Правда?
А это мы наверстаем. Ведь это зависит от нас. Правда?
Галь, чего только не перевернёшь в своей голове. (…) Сейчас труднее. Справлюсь – плевать.
Да, помнишь «гороскоп»?
Вроде я тебе как-то говорил.
Ну, так вот, (если помнишь), пока что ничего не изменилось. Саня всё так же - не умеет жить «своей сторонкой». Ну и, разумеется, со всеми вытекающими последствиями… Завтра заступаю в наряд (вне очереди). Схватил парочку под самые экзамены. Ну это, конечно,  пустяки,  пусть хоть 10 нарядов, но есть кое-что хуже нарядов. «Уж очень на мою утончённую натуру влиятельное». Пережить то мы,  конечно,  переживём, но (…)
Давно не было письма от тебя. А в Краснодаре снег. И кажется много. Даже катаются на санках. Так, во всяком случае, вещает нам «репродуктор» на стене слева.
Может,  и Карасуны замёрзли? (…)


               


Отпуск (с 12.02 до 25.02.).

По фотографиям, именно в этот отпуск ездили с моим отцом на дачу, ходили "на охоту с ружьем", а после у сторожа, папиного друга, обедали…
(помню, там Саша отремонтировал чей-то транзисторный приемник ).
"Статус" мой не изменился.
Возможно, редкие приезды, короткие встречи (из-за моей учёбы и работы).
И каждый раз - снова и снова: узнавание, привыкание и...  расставание.
 
               


27.02.67г

…Прошло только двое суток, А впереди 150. Ну,  как ты там? Ну, что ты там? А я здесь и рядом с тобой.

Пока что делать нечего. Но стоит только закрыть глаза!..
Завтра начинаются занятия. Сегодня целый день был на центральном стадионе - играли в ручной мяч – первенство ВУЗов! Олимпийская система. Одну выиграли и следующую проиграли. (…)
Какой дурак придумал сны и память. Нет, что это я? Наверно, это был самый умный из умнейших,  наверно,  это был Бог…
Бегу строиться на проверку (…)         
Саня.


01.03.67 г.

Вот видишь,  какой я молодец. Часто пишу, точно?
У нас всё ещё зима,  солнечно,  но ещё много снега и бывает морозец.  А сегодня по календарю последний день зимы. Теплеет погода, оттаиваем и мы.
Завтра медкомиссия. Дали бы хоть недельку отойти от отпуска. Лечь в санчасть не удалось – нужна температура. А у меня она, как назло, пропадает при одном лишь запахе фармацевтики. «С места в карьер» – мы опять уже два дня долбим математику, химию. Завтра начнём термодинамику.
А как у тебя математика? Я угадал?
 Женька (мой сосед и «корешок») вот уже 2 часа подписывает посылку. У его девушки 7 апреля день рождения. Старается. Иногда она присылает ему стихи. А однажды прислала сразу 8 толстенных писем с поэмой Асадова «Галина».

((Недавно, в марте 2022 г., кто-то опубликовал в Одноклассниках стихотворение Асадова:
"Будет трудно - крепись!
 Будет больно - не плачь!
 Будет ветер -  не гнись!
 Глаз в ладони - не прячь!
 Если грозы - смотри!
 Если страшно - держись!
 Помни!
  Жизнь - это жизнь!
 
Собралось множество людей вокруг этой публикации, каждый припоминает своё, шлет "сердечки", пишет комментарии. На моё припоминание, стихотворение Асадова:
"Если я попаду в беду
 Или буду почти в бреду...",
(которое прислал мне Саша в письме от 20.10.1967г.),"лайки"  шлют до сих пор, сегодня 27.04.22. их уже 352)).

Ребятки готовятся к 8 марта – целыми лекциями рисуют цветочки, солнышко и от него лучики – заготовки к поздравительным письмам.
Так много хочется спросить, я уже даже письмишко изобразил, но решил повременить. Уж слишком минорное вышло,  под стать настроению,  а это не годится.
Да потом не всё можно ведь и спрашивать. Кое-что надо "добивать" своими мозгами. (…)
Рядом гремит гитара и песни, а немного дальше гармонь и целый хор... отходят от отпуска.
((Вспоминаю песню В.Высоцкого: «И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже, можно только неба кусок, можно только сны». Саша любил пропеть её мне, иногда... с чувством)).
Вчера 4 часа после ужина до отбоя простояли строем по стойке вольно в коридоре курса и разговаривали. Это было наказание за то, что в столовой были разговоры. Всё входит в свою колею(…)
Галь,  ты только пиши…
Саня.


7.03.67г.

…Идёт химия, но ещё ни одной лекции не записывал, да и вряд ли буду. Чушь. Сельское хозяйство. Но, так хочется поскорее закончить теорию. Год, годик,  годище…
А пока мы обыкновенная пехота с производственным уклоном – техники по уборке снега. У нас опять очень холодно… А сегодня я всю ночь бродил с тобой по сибирскому лесу и выдумывал…опять же слова. Говорят, что слова - это глупости, а иногда они настоящие враги. Что враги – согласен. А вот насчёт «глупостей» - не так-то просто. Ведь ждёшь же эти самые «глупости» чёрти сколько.
Галь,  дело есть.
Отпуск будет числа 3-го августа и на целый месяц. Если всё будет «тип-топ», может махнём в Сибирь? В глушь неимоверную. Дремучий лес, Сибирские «джунгли». Звери разные,  ягоды, грибы, орехи, вот такие,  как на этом рисунке ((рисунок на весь лист). В общем туда, куда я тебя увезу после училища. Да и посмотрим,  как она выглядит – моя «мечтуха»?
За оставшееся время обязуюсь рассчитать всё до мелочей. Ну  как? А здорово,  правда? Галь, только ведь, если я говорю «дело есть», значит серьёзно всё. Галь,  я ж всё равно уговорю. (…)


15.03.67г.

…Наверно, целую неделю собирался изобрести письмо. Даже начинал. Но нас начали гонять со страшной силой. Не знаю даже,  чем это объяснить (…)
А сейчас, совершенно непредвиденно, заболел лектор по термодинамике, значит 20 минут в нашем распоряжении.
12-го получил письмо твоё. Целый день были в институте «Гор. хоз» - играли в ручной мяч. Пришли часов в 21.00  и тут ба-бах! «Законно» было. Если б знала, то наверняка бы чаще писала. Знаешь,  как ждёшь здесь писем. Тебе уже целую гору написал,  а конвертов заготовил (красочных) на целый год,  а ты мне тоже… 2 (…)
А Саня уже успел откопать 16куб.м. земельки для уяснения и закрепления положений Воинских уставов в том смысле, котором они воспринимаются нашим начальником. Плевать. Это даже хорошо для физ. развития – точно?..
 
У вас потеплело? (…)
Галь, забыл, писал ли я, что смотрел 1-ую серию «Спартака»? «Законный» фильм! ((т.е."замечательный")). Никак не могу попасть на 2-ую.
А в марте, помнится, уже можно было найти вербу. Однажды чуть не доехал на своём «туристе» ((велосипед)) до Горячего ключа, а когда возвращался, почти у самого моста нашёл целый куст.
А всё же, как мало дали нам дней на отпуск. Правда?
Сейчас уже кажется невероятным, вроде уснул, насмотрелся снов и проснулся. Ох уж эта мне команда ПОДЪЁМ. Самая тяжёлая (…)
Саня.


18.03.67г.

…Кончается контрольная по матанализу. Ни черта не сделал, решил хоть письмо написать,  и то польза.
3 дня копали яму вместо самоподготовки, не дали подготовиться. Ну, и сижу глухо. Это паршиво. Настроение никуда. Злой,  как чёрт…
Очень законно, что сдала математику. Прям даже я довольный хожу – будто сам сдавал. Ну, это должно быть само собой, а не событием.
Хотя бы скорее звонок. А вот и он.
Началась практика по физике. У меня 5 баллов стоит. Думаю сегодня тревожить не будет. К тому же тема – электромагнитная индукция,  кое-что помню…
Книжку тут ещё одну заглотнул - Селинджера. Он для меня целое открытие. (…)
Так значит,  «комары»… Ну,  а что же ты предлагаешь? Я,  например,  если не поедем в Хакассию, то уж на море тебя увезу… И вообще планы у меня грандиознейшие.
Не смейся, ведь отпуск целое событие. Это ж прямо с ума можно сойти, если представить, что впереди месячный отпуск. Уже более ли менее определены сроки с 1-3 августа по 1 сентября!!!
Так что никаких там других времён для отпуска не выдумывай. Скажи: «По семейным обстоятельствам надо,  и всё тут». (…)
Саня.


20.03.67г.

......Ну, вот, оттягивал время, думал – выдумаю, наконец, «то,  чего ещё никто не выдумывал»,  но…
Но вот уже кончается 19-е и уже вряд ли моё письмо успеет. Галь, тебе уже 20? Ой, Галь, вот делишки-то? Скажи? Только ты не очень-то нос дери. Ладно? Господи ей 20 лет. Ну и что? Мне может 21!!!
((Не думаю, что я была в восторге от своих 20-ти...)).
Галь, пусть этот год будет самым счастливым ладно?
До отпуска ещё 20 недель… Я уже привык вечно чего-то ждать. Вру, разве к этому можно привыкнуть? Смириться?

Ну, ладно, ещё 3 года и всё,  и больше я тебя не буду поздравлять в письмах и без цветов.
Я тебя увезу. Поедешь?
Галя, я тебе скоро напишу, ладно? Сейчас мне добавили 2 наряда. Уже был отбой, а я вот не спал. Это пустяки(…)
Саня.

22.03.67г.

…Сегодня тебе 20. Может быть,  через 45 минут получу письмо. Кажется,  должно прийти (…)
  Ну вот,  кончается самоподготовка. Письма сегодня не было (…)
…Утром не успел положить письмо дневальному на тумбочку. Значит уйдёт только завтра.
Сейчас будет 10 минут радио-тренажа – «ти-та-ти-ти». Потом мат.анализ, - лекции. Почему же не было письма? А я был почти уверен. Сейчас погода отличная, не холодно, но очень свежо. Открыл окно. Солнца ещё нет.
Не,  лучше я его закрою. 
Во! Пошлю-ка я тебе кусочек изобразительного искусства, в «Смене» откопал ((рисунок, переведенный на кальку, графика). Скажи здорово?! У меня уже целая коллекция примерно таких рисунков. Очень нравится…
Вот бы уметь так передавать, что видишь. Я бы тебе писем не писал. Я бы рисовал,  наверно…

                Саня.