Спелеологи круглого стола. Приложение 3

Игорь Орловский
Следующее приложение: http://www.proza.ru/2011/01/25/444

Предыдущее приложение: http://www.proza.ru/2012/12/10/1645



ПРИЛОЖЕНИЕ 3
---------------------


ГАЗЕТА “ТУРИСТ-КЛУБ” № 12 (26) 2000 г., стр. 2.

Резкий телефонный звонок разбудил хозяина квартиры – начальника поисково-спасательного отряда.

– Алло! Говорит дежурный районного отделения милиции. Только что позвонили из селения Приютово и сообщили, что проходящая туристская группа обнаружила в горах, возле входа в пещеру пустые палатки, вещи, погасший костёр.

Через час отряд был уже на пути в горы. А вскоре дрожащих от холода, голодных и испуганных незадачливых “исследователей Плутонии” довольно быстро доставили на поверхность. Придя в себя после пережитого ужаса, они рассказали о своих злоключениях.


В ПОДЗЕМНОМ ЛАБИРИНТЕ
--------------------------------------

Ещё зимой Костя предложил в летние каникулы отправиться в горы. Идея всем пришлась по душе, хотя опыта горных походов никто не имел. Первые дни прошли без приключений. Двигались вдоль горной речки, любовались пейзажами, радовались солнечной погоде, голубому небу днём и чёрному с яркими звёздами ночью. Пение птиц, таинственные звуки, доносящиеся из леса, шум горной реки и щёлканье затворов фотоаппаратов сопровождали нас на маршруте. Как-то, отшагав запланированный отрезок пути, подошли к живописной маленькой полянке, окружённой огромными деревьями. Решили заночевать.

Утром всех разбудил радостный крик Марины:

– Ребята! Пещера! Самая настоящая! Подъём, лежебоки!

В лагере начался переполох. Никто из нас ни разу в своей жизни не был в пещере. Всем не терпелось немедленно приступить к её исследованию. Грезились необыкновенные открытия: стоянка первобытного человека, несметные сокровища Али-Бабы и прочие чудеса. Но Костя, негласный руководитель нашей маленькой группы, охладил чрезмерный пыл. Без опыта подземных путешествий, специального снаряжения и картосхемы под землёй делать нечего – слишком велик риск. Лишь к вечеру под нашим дружным натиском он сдался.

 Так как в группе было только два фонаря, Костя распорядился надрать как можно больше коры, благо кругом было много берёз, и приготовить факелы. «Ужин отставить! Взять сухой паёк, – продолжал командовать Костя. – Поедим в пещере. Да, не забудьте нитки, будем на всякий случай помечать дорогу. Одевайтесь полегче, чтобы можно было пролезть через узкие отверстия».

Подшучивая друг над другом, чтобы скрыть волнение, зажигаем факелы и спускаемся в тёмный подвал. Внимательно глядя под ноги, проходим несколько десятков метров. Внезапно Костя, возглавлявший группу, остановился: «Всё, поворачиваем назад, дальше хода нет, стена».

Неужели придётся вернуться? При свете коптящих факелов с надеждой осматриваем каждую щелку, выступ, наконец, о радость, обнаруживаем слева по ходу движения небольшую щель, скрытую нагромождением камней. Разобрав завал, с большим трудом, извиваясь, как ужи, почти в полной темноте, так как факелы пришлось погасить, двинулись вперёд. Через несколько метров узкий лаз вывел на небольшую площадку, крутым уступом уходящую вниз, в непроглядную темноту.

Высветив лучом фонарика дно и определив на глаз, что глубина метра два, не больше, Костя прыгнул вниз. Один за другим спустились и остальные. Зажгли факелы, огляделись. Теперь с внешним миром нас связывала тоненькая белая ниточка, которую тянула за собой Марина. Факелы осветили огромный зал, на противоположной стороне которого виднелось несколько ходов. Подойдя к ним, в растерянности остановились и каждому, как потом выяснилось, вспомнилось пророчество из русской сказки: «Кто прямо пойдёт, тот будет голоден и холоден; кто направо пойдёт, тот будет здрав и жив, а кто налево…» Об этом не хотелось думать.

«Смотрите, стрелки!» – заметил кто-то. На правой стене действительно чернели стрелки, указывающие в крайний справа ход. «Вперёд!» – скомандовал наш командир. Пройдя метров двести по небольшому проходу, группа оказалась в большом зале. Во-о-от это да! Великолепная, почти фантастическая картина открылась нашим глазам. Нагромождение гигантских каменных глыб, зияющие на своде трещины, спускающиеся с потолка сталактиты и поднимающиеся навстречу им сталагмиты. А рядом – колонны исполины, напоминающие труднопроходимый каменный лес. Откуда-то сверху, из темноты свисает множество больших и маленьких каменных сосулек.

Этот первозданный хаос напоминает фантастические картины ада из «Божественной комедии» Данте. На одной из стен – очертания какого-то фантастического дракона с раскрытой пастью, как бы стоящего на страже подземелья. Все замерли в немом восхищении. Наступившая тишина нарушалась мерными звуками: как… кап… кап… Сталактитов и сталагмитов было так много, что ни один из нас не удержался от искушения отломить по несколько штук для коллекции и подарка друзьям на память. Мы углублялись всё дальше и дальше.

– Костя! Кончились нитки.
 
– Ничего! Доставай плексиглас и зажигай – будем на стенках «коптить» стрелки, по ним и вернёмся назад.

Время летело незаметно. Первый восторг прошёл, сказывалась усталость и хотелось спать. К тихому потрескиванию горящего плексигласа присоединился какой-то посторонний шум, усиливающийся с каждым шагом. Мы вышли к подземному ручью. Здесь и поужинали. Помыли миски и ложки, грязную бумагу и банки из-под консервов сложили под камень. Передохнув, двинулись дальше вдоль ручья. Решили пройти метров 200-300 и вернуться назад, так как все порядочно устали, да и прохладно было в пещере. Но любопытство манило нас всё дальше и дальше. Вдруг послышался пронзительный писк.

– Летучие мыши, – догадалась Лариса. Хотели поймать хотя бы одну, но все попытки оказались неудачными.

– Ой! Смотрите, чьи-то кости! – вдруг заметил кто-то из ребят.

– Здесь жили пещерные люди, – высказал предположение Костя. – А это кости животных, мясом которых они питались. Давайте осмотримся повнимательнее, может быть, найдём что-нибудь интересное. Сдвинув кости в сторону, он достал нож и начал копать…

В конце концов, мы повернули назад. До грота, в котором из-под стены вытекал ручей, обозначавший наш маршрут, было метров 300-350. Лёгкое сомнение и тревога закрались в наши сердца, когда вдруг обнаружились три хода, и все со стрелками. Посовещавшись и обсудив доводы каждого, выбрали левый. Но вот снова грот и снова несколько ходов со стрелками. Которые из них наши? И где же ручей – наша путеводная подземная звезда? На полу кто-то из ребят обнаружил нитки, которые тянулись во всех направлениях. Мы долго ещё встречали знакомые гроты, прежде чем поняли, что ходим по кругу. Что делать? Нами овладела какая-то апатия. Сказывались усталость и холод. Вспомнили о часах. Они показывали два. Решили поспать, а потом продолжать поиски. Погасили факелы. Мрак и тишина окутали нас. Проснувшись, попытались зажечь факелы, но отсыревшие спички отказывались гореть. Фонари светили тускло. Мы продолжали плутать, из экономии освещая путь только одним фонарём. Невесёлые думы лезли в голову. Но вот послышался нарастающий шум воды.

Наконец-то, вот он, наш спасительный ручей! Но что это? Грозный поток, заливавший весь коридор, стремительно рос, рокот переходил в грохочущий шум горной реки – путь на поверхность был отрезан. С каждым часом уровень воды поднимался. И только сейчас мы обратили внимание на отметки, которые вода оставила на стенах пещеры. Зрелище было не для слабонервных. С большим трудом удалось найти площадку, расположенную выше этих страшных отметин, и вскарабкаться на неё. А внизу бесновалась вода. Мы потеряли счёт времени и почти всякую надежду на спасенье. Когда вода, наконец, спала, а в кромешной тьме появился огонёк и послышались голоса, мы от радости буквально лишились дара речи.

Так завершилось наше «путешествие» по пещере. Костя, да и мы все прекрасно понимаем, что вели себя непростительно легкомысленно. Если бы не случайные туристы и спасатели, ещё неизвестно, чем бы всё закончилось. О допущенных ошибках ребята спорят до сих пор – может быть, вы что-то подскажете, уважаемые читатели? Ждём ваших писем.

                Генрих Стуков,

                фотографии любезно предоставлены

                секцией спелеологии Перовского

                туристского клуба

для писем: 109125, Москва, Волгоградский проспект, 46/15, КЦ «Москвич», фонд «Помоги себе сам», редакция газеты «Турист-клуб»

тел. 173-75-19,   факс: 178-98-64,   e-mail: turist-club@mail.ru





ГАЗЕТА “ТУРИСТ-КЛУБ” № 2 (28) 2001 г., стр. 4.

ПИСЬМА НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
----------------------------------------

Уважаемая редакция! С интересом прочёл последний номер 2000 года, а статья Генриха Стукова «В подземном лабиринте» даже заставила взяться за перо. Раньше я довольно часто ходил в пещеры, поэтому решил откликнуться на просьбу автора помочь героям статьи разобраться в допущенных ошибках.

Ну, что сказать? Я думаю, что заблудившиеся туристы сами прекрасно поняли, что пещера – вещь опасная. Даже очень. И об этом лишний раз напоминать не стоит. Хочется сказать о другом. Как пел Александр Галич: «Хоть иногда подумай о других!» А что оставляет человек под землёй после себя? Как он относится к дивным дворцам сталактитов, сталагмитов и сталагнатов, сказочным кружевам кристалликтитов (кристаллов, похожих на кустики), зарослям геликтитов (вытянутых каменных палочек, причудливо изгибающихся и ветвящихся в произвольных направлениях), украшающих берега чистейших водоёмов с белоснежным узорчатым дном?

Что произойдёт, если каждый отломает «на память» хотя бы по одному сталактиту? Через год в пещерах останутся голые стены (практика показывает, что это, к сожалению, так). Что станет, если каждый положит под камень по консервной банке? Через год мусор будет торчать из-под каждого камня. А приятно ли будет идти по подземному царству, наступая на бумажки со стрелками или нитки, как в описанном случае, если стены «украсят» указатели из копоти?

Поверьте, такая пещера скорее напоминает мрачный Аид, чем волшебный дворец. Я знаю, о чём говорю, потому что не раз участвовал в экспедициях по их очистке от мусора. Приходилось не только банки с батарейками собирать, но и соскребать верхний слой глины, поросший плесенью (стоит вылить на пол пещеры жирную воду, как через месяц на этом месте всходит белый вонючий «пушок»). Прежде чем сделать что-нибудь подобное, подумайте о тех, кто придёт сюда после вас или о том, захочется ли вам вернуться сюда через год? А через десять лет?

Надеюсь, что ребята, о которых рассказал Генрих Стуков, не повторят прежних ошибок.

                С уважением,

                Игорь Орловский


Следующее приложение: http://www.proza.ru/2011/01/25/444

Предыдущее приложение: http://www.proza.ru/2012/12/10/1645