Про запахи и звуки

Наталья Малинкина
       Жара стоит третий месяц, без передышки. Прошедший недавно дождь  только ухудшил  ситуацию. Кажется,  город поместили в большую парилку ,дверь закрыли , ключ потеряли.
       Сели на речной трамвайчик. Палубный ветер , сырой и знойный, не принес облегчения. Говорливые обычно  дачники, устав ругать жару, покидают теплоход молча.  На речку окунуться  не пошли, вода на прибыли мутная, да еще горячая,  рыба не выдерживает, всплывает на поверхность кверху брюхом. Побранившись с мужем на предмет, кому дома не сиделось под кондиционером, быстро собираем овощи и на теплоход, назад в город-баню.
 
 Положив голову на палубный бортик, гляжу  на воду. Навстречу движется баржа, груженая лесом. Баржа равняется с теплоходом и в воздухе повисает густой смоляной запах древесины. Я оборачиваюсь ,вижу , как  толкач  пыхтит и увозит махину с  длинными кругляками ,  следом уплывает и пьянящий аромат. Остается ощущение, что запах можно пощупать, а еще, что это все со мной уже  когда-то было…
 
 Вспоминаю..  Детство..Лето..   Завод  «выделил автобусы» для поездки  на море. Вообще-то это водохранилище,  но море звучит как-то романтичней.
Выезд ранний, только светает. Родители собираются на цыпочках, но их «черный замысел» оставить меня  дома с бабушкой терпит фиаско. Я просыпаюсь и соскакиваю с кровати .
«Может быть ты все-таки не поедешь? » -без надежды на положительный ответ спрашивает  мама . Я начинаю выть , как сирена.
«Ну, ладно, ладно, собирайся»- говорит отец. Звук сирены обрывается. Я быстро умываюсь, одеваюсь, хватаю с вечера собранную сумку и пропустив мимо ушей бабушкино «а позавтракать», выхожу во двор. Там стоят соседский Костик и наш пес Пират. Мы втроем идем к автобусу .Пират, вышагивает впереди , слегка вихляя  дворняжьими бедрами. Он , бедный , еще не догадывается о предстоящем разочаровании.
«Пират, домой»- кричим  с Костиком хором, поднимаясь в автобус. Пират  обиженно поджимает хвост  и плетется назад  все время оборачиваясь с надеждой , что его позовут и мне кажется я знаю , что он о нас думает.

«Ну что, разбудил?»- спрашивает Костика, его мама Гера Тимофеевна
«Нет , я зашел, а она уже ревет » -отвечает Костик
«И чего все гогочут, ничего смешного не сказал» -думаю я

«А то что придумали»-поворачивается Гера Тимофеевна к моему брату
«оставить девчонку дома". Вот представь, ты просыпаешься, все уехали на море, а тебя не взяли»
«Так ее в автобусе всегда тошнит»- оправдывается  Коля
« Ну и что , укачать может каждого, будем почаще останавливаться»

Я преданно улыбаюсь другу моему, Гере Тимофеевне ,  показываю   брату кулак .
В автобусе стоит гул, веселая и бестолковая толкотня. Заходят и усаживаются последние пассажиры, автобус трогается. Запевай, слышна команда и….
                А дорога серою лентою вьется,
                Залито дождем смотровое стекло,
                Пусть твой грузовик через бурю пробьется
                Я хочу шофер, чтоб тебе повезло…..
Слаженно звучит гимн шоферу  ,в исполнении голосистых сослуживцев.
Дальше идут комментарии и обращения к водителю  автобуса. Тот улыбается понимающе и молча делает свое  дело.
   
Выезжаем  за поселок. Запах бензина начинает проникать в ноздри , в животе что-то сжимается, к горлу подступает ком, но я еще хорохорюсь. Мама просит посадить меня к окошечку, это помогает , но не надолго.. В глазах мелькают темные точки, я зажимаю рот  руками. Автобус останавливается , мы с мамой бежим  на обочину дороги. Потом ,с маминым «извините» , мы бежим на дорогу еще и еще раз…
«Ничего- ничего »- успокаивает  маму великодушная толпа
«Нам же не на поезд, полчаса раньше, полчаса позже »    
 
В руках у меня появляется бумажный пакетик, для страховки, так как наполнять его больше  нечем. Наваливается слабость, руки, ноги потрясывает , голова чугунная.
«Потерпи, уже  скоро»- это отец сочувственно хлопает меня по плечу
Автобус съезжает с трассы на проселочную  дрогу, начинаются кочки. Все мое нутро сжимается при каждом  толчке. Белый свет не мил…
«Тебе надо тренировать вестибулярный аппарат»- обращается ко мне  малолетний умник
«Уйди, противный»- отвечаю  ему взглядом.

И наконец : «Смотрите, море !». Все припали к окну.
Мои внутренности насчитывают еще несколько кочек и автобус останавливается…
Первой на воздух выводят меня и кладут под  сосну. Затем вся шумная толпа вываливается наружу. Автобус уезжает. Запах бензина и горелой резины улетучивается. 
 
Сквозь  хвойную крону просвечивают  лучи солнца,  видны голубое   небо   и легкие облачка.  Мужчины натягивают палатки, готовят место для костра. Женщины накрывают  на стол и весело хохочут.  Дети, успевшие раздеться, плещутся в воде. Все звуки сливаются в  одну праздничную мелодию,  от которой в душе прорастает  радость. Чувствую , как рот сам растягивается в улыбку . Дрожь в ногах проходит, ком в горле исчез, в животе ничего  не сжимается. Я делаю глубокий вздох. Запах хвои смолянистый, пьянящий окутывает меня с ног до самой макушки. Подходит отец..
«Что, лягушка-путешественница, уже улыбаешься ? 
Я протягиваю руки и на мгновение утыкаюсь носом ему в живот.
«Ну, беги к ребятишкам»   
Раз…два…три…теплый песок рассыпается под босыми ногами…..
 И вот  оно,       м   о   р   е  !    Какое с ч а с т ь е !!!
                ***

 Поворачиваюсь  к мужу :

-      давай завтра махнем на море на недельку, ну ее, эту дачу…      

-     ...почему не сегодня…? ...  и  что нам  пригрезилось на этот раз ?
    


                г. Хабаровск
август  2008 г